ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мащенко Наталья Викторовна

ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗРАБОТАНА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimenty_s_vodoy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

        

        

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ПО  ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ»

Автор:

Старший воспитатель

Мащенко Наталья Викторовна

Программные задачи:

 Образовательные: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар — тоже вода; вода может растворять предметы. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.

Развивающие: Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты, любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Воспитательные:  Воспитывать у детей умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

  1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
  2. Проведение занятий-экспериментирований с водой.
  3. Рассматривание плакатов об охране воды, природы.
  4. Чтение художественной литературы.
  5. Наблюдение за водой во время прогулок.

Оборудование и материал:

Декоративный фонтан.

Прозрачные стеклянные стаканчики разной формы.

Фильтровальная бумага.

Вещества, которые будут растворяться в воде, по выбору воспитателя. Например, соль, сахар, мука. Краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.

Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.

Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.

Электрический кипятильник.

                                                                            Ход ИОС:

       Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию, хотите со мной отправиться? Что делают в лаборатории? (ответы детей) Правильно, проводят опыты. А кто работает в лаборатории? (ответы детей)  Правильно, лаборанты. А вы хотите стать  настоящими лаборантами? (ответы детей)  Можно я буду  профессором химических наук? А лаборанты в чем ходят на работе? (ответы детей)  Правильно, в белых халатах. Давайте наденем белые халаты.

     Воспитатель: Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Вы хотите его рассмотреть ?

Дети подходят к фонтану и рассматривают его.

    Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашей станице есть фонтан? Где он находится? А что льется в фонтане? (Вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

     Дети: Вода плещется, переливается, бежит, льется, течет.

    Воспитатель: Вы сказали: «Вода льется, течет». А хотите проверить, как это делается? Для начала подойдите к столу. Что вы здесь видите?

    Дети: Банка

   Воспитатель: Какая она?

    Дети: Стеклянная.

     Воспитатель: Как надо с такой посудой обращаться?

     Дети: Аккуратно. Стараться, чтобы она не ударялась, друг об друга, а то может разбиться.

     Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

        Дети: Налить ее в блюдце.

Самостоятельная работа детей.

      Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему вода растеклась по блюдечку?

      Дети: Вода жидкая.

     Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью.

А теперь посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

      Дети: Кубик имеет квадратную форму, а шарик — круглую.

      Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол,  на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

      Дети: Нет, форма их не меняется.

      Воспитатель: А есть ли форма у воды? (ответы детей)  Чтобы ответить на этот вопрос, хотите проведем опыт?  Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

Самостоятельная работа детей.

      Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы ее наливаем в баночку?

      Дети: Вода приняла форму тех предметов, в которые ее наливают. То есть вода приняла форму баночки.

     Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили ее в чашку, в блюдце?

     Дети: Вода приняла форму этих предметов.

     Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который ее наливали: чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам данный опыт? Какую форму имеет вода?

     Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

     Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру «Хорошо - плохо»? Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода — это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода — это плохо. Почему?»

      Итак, начали: «Вода — это хорошо. Почему?»

      Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

     Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода — это плохо. Почему?»

    Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и проливать на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

    Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода булькать и шипеть? Когда это происходит?

     Дети: Когда ее нагревают, то  она кипит.

     Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

     Дети: Огонь, газ, кипятильник, электрический чайник.

     Воспитатель: Я принесла с собой один из электроприборов. Кто может сказать, как он называется? (воспитатель спрашивает версии 2-3 детей).  Совершенно верно — это кипятильник. А для чего нужен кипятильник? (ответы детей) Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

      Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

       Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

       Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?

       Дети: Да, она очень горячая.

      Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень горячая, а где теплая.

      Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке.

Теплой вода может быть  в речке или лужице, где ее нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, в батареях отопления.

    Воспитатель:  Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, но еще остается очень горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? Высказывания детей.

    Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.

Хотите это проверить? Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале?

     Дети:  Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода)

     Воспитатель: Какой можно сделать вывод?  «Пар  - это тоже вода, очень сильно нагретая».

Физкультминутка (движения по выбору воспитателя)

Дождик, лей веселей!

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап – кап! Кап – кап!

     Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столику. У меня здесь стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает   (Сахар)

      Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

     Воспитатель: Теперь вторая загадка.

В воде родится,

Воды боится. (Соль).

Убираем салфетку со второго блюдца.

      Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.

Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде — пенится,

Брызгает и шипит.  (Масло).

       Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

      Дети: Потому, что они в ней растворяются,  исчезают.

      Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.

Дети рассаживаются на свои места рабочие. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в желтых баночках, а что в зеленых.

      Воспитатель: Хотите посмотреть, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получится? Растворяется сахар в воде или нет? Сахар исчез. Почему?

       Дети: Сахар растворился в воде.

       Воспитатель: Теперь, в другую баночку положите соль. Размешайте ее. Что получилось?

       Дети: Соль растворилась в воде.

       Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, она также исчезнет, как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

Идет самостоятельная работа детей.

      Воспитатель: Ребята, что произошло с маслом в воде?

      Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. 3 – 4 ответа.

       Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с какими же свойством воды вы познакомились?

      Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

      Воспитатель: Правильно, дети, в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются совсем. Посмотрите на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно ли пить такую воду и почему?

       Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятна на вкус.

    Воспитатель: Да, действительно, такая вода непригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

        Дети: Ее нужно очистить от масла.

       Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.  Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю.

Воспитатель показывает как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку.

      Воспитатель: А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

      Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу  будем лить масленую воду в баночку с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей.

       Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

       Дети: Вода стала чистой.

       Воспитатель: Куда же делось масло?

       Дети: Все масло осталось в фильтре.

      Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища, затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

       Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

ИГРА: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задает вопрос «Какая бывает вода?»  и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю. Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая, горячая, холодная, ледяная, морская и т.д.

          Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь давайте подойдем  к нашему роднику. Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали сегодня?

     Дети: - Вода – это жидкость.

- Вода не имеет собственной формы.

- Вода может нагреваться, быть горячей.

- Вода может растворять одни вещества и не растворять другие.

- Воду можно очистить с помощью фильтра.

    Воспитатель: Правильно, дети. Скажите для чего нужна вода?

    Дети: Вода – добрый друг и помощник человека, без нее нет жизни на земле.

   Воспитатель: Я знаю стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Хотите я вам его прочту?

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

 На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

      Воспитатель: Ребята, скажите, а без воды можно прожить? (ответы детей) Действительно, без воды невозможно жить на земле. А что нужно делать, чтобы запасы воды не истощались? (ответы детей)

Уважаемые коллеги, пора из нашей лаборатории возвращать в детский сад. Но мы с вами обязательно еще раз встретимся. Благодарю всех за отличную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:«Вода вокруг нас».

Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представлени...

Конспект игровой образовательной ситуации по продуктивной деятельности во второй младшей группе «Поможем петушку»

Конспект игровой образовательной ситуации по продуктивной деятельности предназначен для детей второй младшей группы. В качестве материала для лепки используется глина....

Технологическая карта к игровой образовательной ситуации по трудовой деятельности для детей 5-6 лет на тему "Зеленый огуречик"

Цель: научить детей сажать семена огурцаЗадачи: Обучающая: расширить представления об условиях необходимых для жизни растений вода, тепло, свет, воздух;Развивающая: формировать связную речь, умение об...

Конспект игровой образовательной ситуации по пластилинографии «Пластилиновая копилка» в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Авторская разработка предназанчена для повышения уровня финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через технику пластилинографию....

Конспект игровой образовательной ситуации Редакционная служба журнала " Уроки путешественника" Подготовительная группа

Содержание занятия предусматривает совершенствование знаний детей о природном мире родного края, отдельных её представителях, занесённых в Красную книгу Бурятии. Закрепление знаниий  о досто...

Игровая образовательная ситуация в сенсорной комнате для детей средней группы «В гостях у гномов» с использованием музыкотерапии и аромотерапии.

Игровая образовательная ситуация в сенсорной комнате с использованием музыкотерапии и аромотерапии для детей средней группы....