Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Природа - не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_24.05.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории

 МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172»

 Ленинского района города Саратова

 Королева Людмила Васильевна

Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие форм, цвета, разнообразие оттенков. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой – далекое и холодное, а летом – жаркое). Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки ( рвут понравившиеся цветы и тут же  бросают их, мучают –«ласкают» котенка и др.).

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т.п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как все живое, страдает.

Какими приемами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?

*Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.

*Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

* Разговаривать с объектом живой природы, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша.

* Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

* Отождествлять природный объект с человеком, ласково обращаясь к нему. Например, травушка-муравушка, реченька-матушка, волчок – серый бочок и др.

* Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, как раскрывается цветок и т.д.).

*В присутствии малыша не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т.п.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскате грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Но не следует, наблюдая с ребенком природу, сводить общение с ним к излишнему обучению. Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом.

Большое значение имеют просмотры телепередач о природе. Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают их названия, и после таких бесед бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Так как игра является главным видом деятельности ребенка, во время экскурсий на природу играйте с детьми в словесные игры:  подобрать слова к прилагательному «красивый, красивая, красивое», подобрать слова – определения к слову «радуга»; подобрать слова – антонимы; посчитать деревья, цветы, назвать их со словом много. Все это способствует развитию речи детей, и, в дальнейшем, успешному обучению в школе. Дети научатся видеть красоту окружающей природы, эти игры способствуют развитию мышления, быстроты реакции, любознательности.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

Консультация подготовлена с использованием интернетрессурсов.

Карта индивидуального маршрута психолого-педагогического

сопровождения Кати В., 2010 г.р., Кирилла С., 2010 г.р., Димы В., 2010 г.р.

воспитанников старшей логопедической группы

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172»

(2015-2016 уч.год)

Воспитатели: Королева Людмила Васильевна

Образцова Вера Михайловна

Цель: Создать условия для развития свободного общения со взрослыми и детьми, через компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

Задачи:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Приучать к самостоятельности суждений.
  • Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

  • Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
  • Воспитание звуковой культурой речи.
  • Развивать умение самостоятельно составлять небольшие сказки, рассказы, знакомить с новыми сказками, стихами.

Месяц

Содержание работы

сентябрь

  1. Давайте знакомиться – я и моя семья. (


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме КВН на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание провела со своими родителями. Родители остались довольными. Рекомендую провести со своими родителями....

Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...

Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город Кирсанов.Тема: «Природа и нравственное  воспитание детей стар...

Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраст.

Консультация для родителей. С раннего детства прививаем любовь к природе. Значимость природы в жизни человека в целом....

Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  предназначена для формирования экологических  знаний родителей, а также для обогащения сознания взрослых новым содержанием нравственных представлений в воспитании детей п...

Конспект родительского собрания в форме КВН Тема: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом....