Методическая разработка системы наблюдений в течение месяца в детском саду за определенным объектом
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Вождаева Татьяна  Владимировна

Одной из главных задач в дошкольном учреждении является экологическое образование детей. Ребенок в совместной деятельности с воспитателями и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью наблюдения может научиться сравнивать, сопоставлять, описывать и т.д.    В рамках наблюдения, за каким либо объектом дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно-следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.  Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.       Таким образом, основным методом ознакомления детей с природными объектами остаются наблюдения. Наблюдения лучше вести за изменением одного предмета в течение месяца. Результатом практической деятельности детей становится ведение дневника наблюдений в форме зарисовок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Лукоморье»

Методическая разработка

системы наблюдений

в течение месяца

в детском саду

 за определенным объектом

        Воспитатель: Вождаева Т.В.

2016г

        Пояснительная записка

Одной из главных задач в дошкольном учреждении является экологическое образование детей. Ребенок в совместной деятельности с воспитателями и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью наблюдения может научиться сравнивать, сопоставлять, описывать и т.д.                                         Дети в дошкольном возрасте очень любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, воспитатель группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой: формирует способность видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по сходным признакам, а также подводит к установлению простейших связей между наблюдаемыми явлениями.                                        В рамках наблюдения, за каким либо объектом дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно-следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.  Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.        Таким образом, основным методом ознакомления детей с природными объектами остаются наблюдения. Наблюдения лучше вести за изменением одного предмета в течение месяца. Результатом практической деятельности детей становится ведение дневника наблюдений в форме зарисовок.

План работы

  1. Особенности наблюдений за природными объектами с детьми дошкольного возраста.
  2. II. Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца: наблюдения за луком.

Наблюдение№1. Такой разный лук.

Наблюдение№2. Посадка лука в воду.

Наблюдение№3. Посадка лука в землю.

Наблюдение№4. Проращивание лука в разных условиях.

Наблюдение№5. Вырастай, лучок!

III. Использованная литература.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца:  наблюдения за луком.

Наблюдение №1. Такой разный лук

Цель: формировать первоначальные представления о репчатом луке.

Задачи: сформировать представление о значении слова «лук»; познакомить воспитанников с различными видами лука как продукта питания и садового растения; развивать умение отличать лук от остальных овощей по характерным признакам; закрепить представление о полезных свойствах лука.

Ход наблюдения

Воспитатель. Ребята а кто-нибудь из вас знает -что такое «лук»?

(Воспитатель показывает разнообразный лук, разные сорта лука и поясняет основные значения слова «лук»).

Воспитатель загадывает загадку:

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький он на вкус, друзья,

Слёзы вызовет всегда.

(Лук)

Воспитатель. А что можно приготовить из лука?(салат., суп., можно есть и так).

(воспитатель показывает слайд и поясняет, в какие блюда добавляют лук). Ребята, а как вы думаете, можно ли из лука сделать поделку?

(воспитатель показывает слайд «Поделки из лука». После просмотра показывает игрушку Чебурашка детям и говорит: «Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка, он очень сильно болен и не знает, как ему вылечиться. Поможем ему?»

Чебурашка (хриплым голосом). Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Как вы думаете, почему у Чебурашки заболело горлышко?

(он наелся мороженого., гулял в шортах и в футболке., пил холодную воду., не принимал витамины).

Чебурашка: А где живут эти витамины?

(во фруктах и овощах., в хлебе и в молоке).

Чебурашка . А один из моих друзей всегда говорит, что их много в луке. Он дал мне целый мешок разных овощей. Но я не знаю, какой из них является луком.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Чебурашка отыскать лук. Будьте внимательны.

Игра «Чудесный мешочек».                                                                 Цель: развивать умение отличать лук от остальных овощей по характерным признакам.

Воспитатель показывает луковицу детям и спрашивает: как же вы отличили лук от репы, ведь они так похожи? Предлагает погладить луковицу. (Лук гладкий, а репка шершавая., у репы есть хвостик, а у лука его нет).

Воспитатель. Вы правы. Перед тем, как кушать лук, мы должны его очистить.

(чистит и разрезает лук на дольки и предлагает понюхать и попробовать каждому ребёнку и Чебурашке)

После этого звучит «Песенка о луке» из мультфильма «Поём с Пороро». Цель: закрепить представление о полезных свойствах лука.

Чебурашка: Ребята, мне пора домой, спасибо вам за помощь. Надеюсь, что лук поможет мне поправиться и я смогу снова прийти к вам в гости. До новых встреч!

До свидания!

Во время обеда детям предлагается кушать суп

с дольками свежего репчатого лука.

Наблюдение №2. Посадка лука в воду

Цель: познакомить детей со способами выращивания лука в воде и без воды.

Задачи: уточнить знания о характерных признаках луковиц (форме, строении, цвете) ; вызвать интерес к выращиванию лука; уточнить о необходимом условие- наличии воды- для прорастания корней у лука.

Ход наблюдения

Дети сидят за столами, поставленными буквой П. Перед каждым ребёнком лежит луковица, покрытая салфеткой.

Воспитатель загадывает загадку:

 «Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает».

Спрашивает: «Про что эта загадка? »

Дети. Про лук.

Воспитатель предлагает взять луковицы и рассмотреть их. Борис, скажи, пожалуйста, какого цвета твоя луковица? А твоя, Ильюша?

Дети называют цвет своей луковицы.

Воспитатель. Кира, а какой формы твоя луковица? При затруднении ответа спросить: «Круглая или продолговатая? »

Воспитатель просит детей подумать, почему в загадке говорится «во сто шуб одет»? Показывает так называемую шубу-чешуйку. Поясняет: «Луковицы покрыты чешуйками».

Воспитатель; Ребята, а у меня тоже есть луковицы (достаёт из кармана две луковицы -проросшую и не проросшую). Ребята, посмотрите, пожалуйста, на луковицы. Чем они отличаются друг от друга? (у одной луковицы есть корешки, а у другой –нет) .

Воспитатель. Действительно, у обеих луковиц есть донце (показывает на не проросшей луковице, но одна луковица уже дала корни (показывает на проросшей луковице) .Воспитатель ставит на стол две баночки -одна с водой, другая без воды. Ребята, а как вы думаете, в какую из этих баночек нужно посадить луковицу, чтобы у неё появились корешки?

Дети. В баночку с водой.

Воспитатель. А давайте посадим одну луковицу в баночку с водой, а другую — в баночку без воды и посмотрим, у какой из этих луковиц быстрее отрастут корешки.

Посадка луковиц в баночки. Дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем за прорастанием корешков. Результаты наблюдений фиксируются в календаре наблюдений.

Наблюдение №3. Посадка лука в землю

Цель: познакомить детей со способом выращивания лука путём посадки его в землю.

Задачи: закрепить представление о выращивании зелёного лука в земле; пополнить активный запас воспитанников словами: донце, ростки, корни, лунка; сравнить темпы роста лука в земле из разного посадочного материала (проросшей и не проросшей луковицы); продолжать фиксировать результаты в дневнике наблюдений.

Ход наблюдения

В группу вбегает Незнайка с лейкой в руках .

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Я совсем здоров! Мне, действительно, помог витаминный лук. А недавно я был в гостях у Знайки, мы с ним сажали лук в землю, поливали его водой и он вырос. Теперь я ем не только репчатый лук, но и зелёный. Он тоже очень полезный и вкусный. А давайте с вами поиграем. Вы будете луком, а я садовником.

Дети по показу воспитателя приседают на корточки.

Незнайка. Теперь я полью вас водой. Вот лук начинает расти, и у него появляются зелёные листики.

Дети по показу воспитателя медленно приподнимаются.

Незнайка. Лук всё растёт и растёт. Зелёный лук становится большим-пребольшим. Вот и вырос наш зелёный лук.

Дети полностью выпрямляются.

Воспитатель приносит баночки с луковицами и контейнер с землёй.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, появились ли корни у луковиц? (У луковицы в баночке с водой корни появились, а у луковицы в баночке без воды –нет).

Воспитатель. Незнайка, мы с ребятами тоже хотим посадить луковицы в землю, чтобы и у нас вырос зелёный лук. Покажи нам, пожалуйста, как это правильно делается.

Незнайка. Сначала нужно найти у лука донце и посадить в землю донцем вниз. А если у лука уже отросли корешки, то в земле делается такая лунка, чтобы луковица была чуть-чуть видна из земли. Затем следует прижать плотно пальцами землю вокруг луковицы.

Посадка проросшей и не проросшей луковиц в контейнер с землёй.

Воспитатель. Ребята, а что нужно сделать, чтобы лук хорошо рос?

Дети. Лук надо поливать.

Дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем, как прорастают зелёные пёрышки. Результаты наблюдений фиксируются в календаре наблюдений.

Воспитатель зарисовывает ежедневно изменения, происходящие с луковицами, обращая внимание на темпы роста зелени у разных луковиц.

Наблюдение №4. Проращивание лука в разных условиях

Цель: помочь детям сделать вывод о связи изменений растущих луковиц с условиями внешней среды.

Задачи: дать представление о комплексе благоприятных условий: воды, земли, света, - обеспечивающих хороший рост зелёного лука; зафиксировать результаты в календаре наблюдений.

Ход наблюдения

Перед детьми стоит контейнер с проросшим зелёным луком.

Воспитатель. Ребята, Незнайка забыл у нас свою шляпу, хотите ее примерить? Дети по очереди примеряют шляпу Незнайки, но она им велика.

Воспитатель. Давайте примерим шляпу нашему зелёному луку и посмотрим, понравится ли ему?

Дети накрывают зелёный лук шляпой. Спустя 2-3дня воспитатель снова приносит накрытый лук в группу, убирает шляпу.

Воспитатель. Ребята, уютно ли было нашему луку быть под шляпой Незнайки?

Дети. Нет.

Воспитатель. А почему? (Ему было темно и страшно).

Воспитатель. Каким стали пёрышки у нашего лука?

Воспитатель. Они стали вялыми, жёлтыми.

Воспитатель. Да, наш лучок стал гибнуть, потому что ему не хватало света, хотя он и оставался расти в земле. Давайте поставим его на подоконник, снова польём, и наш лучок оживёт. А сейчас мы с вами нарисуем лук и повесим наши рисунки около растущего лука.  Детям раздаются трафареты с изображением репчатого лука и цветные карандаши.

Рефлексия.

Наблюдение №5. Расти, расти, лучок!

Цель: вызвать у детей желание вырастить зелёный лук в домашних условиях.

Задачи: зафиксировать результаты предыдущих наблюдений в коллаже на тему: «Благоприятные условия для выращивания лука»; побудить детей к совместной деятельности с родителями; продолжать формировать навыки пользования клеем, кистью для клея, тряпочкой.

Ход наблюдения

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие же условия нужны луку, чтобы он хорошо рос. ( Лук нужно поливать. Луку нужен свет. Зелёный лук не вырастит без земли).

Воспитатель. Молодцы, вы всё вспомнили.

Детям предлагается выбрать из предложенных фигурок условия для хорошего роста лука и наклеить их рядом с изображением лука.

Воспитатель. Сегодня я хочу каждому из вас подарить по луковице, чтобы вы смогли посадить его у себя дома. А чтобы ваш лук вырос, не забывайте его поливать.

  1. План-конспект наблюдения

«Вот так чудо - лук!»

с детьми подготовительной группы

Цель: Определить с детьми условия, при которых лук-репка будет расти на зелень. Уточнить представления о луке-репке; воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.

Материал: две луковицы, две стеклянные баночки, разноцветные кружки; игрушку-луковицу.

Воспитатель: Кто скажет, что это такое? (Лук-репка.)

• Что можете сказать про эту луковицу? Какая она? Чем покрыта? Какого цвета? Какого она размера, формы?

• Что надо сделать, чтобы луковица стала расти? (Посадить.)

• Куда надо посадить? (В землю.)

• Как по-другому можно вырастить лук, не сажая в землю? (Посадить в воду.)

• Как надо сажать лук? Где, что у него вырастет?

• Потрогайте обе луковицы, какие они?

• Давайте одну луковицу посадим в воду. Как мы ее посадим? Какую воду нальем (Холодную, отстоянную.)

• Другую луковицу посадим в баночку без воды и посмотрим, что с ней будет.

• Куда лучше поставить баночки с луком? (На Окно.) Почему? А что нужно для роста лука, кроме воды и света? (Тепло.)

• Есть ли тепло в нашей группе?

• Давайте на баночки приклеим условные обозначения – кружки: голубой – вода, желтый – свет, красный – тепло. На одну баночку – все кружки; а на другую, без воды, наклеим голубой кружок. Дети приклеивают кружки и ставят лук на окно.

• Теперь давайте зарисуем, что мы сделали с луком?

• Ребята, посмотрите, что это? Игрушка – Луковица-Чипполино.

• Давайте поставим ее тоже на окно и посмотрим, что с ней произойдет.

Помощь и поручения: посадка лука, уход за посаженным луком.

  1. План-конспект наблюдения

«Как растет лук»

Цель: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста лука. Развивать наблюдательность детей, учить видеть изменения в состоянии лука и рассказывать о них, используя при этом зарисовки календаря.

Воспитатель:  Настал день наблюдения за луком, так как прошла еще одна неделя.

• Изменился ли лук в баночке с водой? Что изменилось?

• Какие стали перышки? Что с ними произошло? (Они подроcли, появились новые.)

• Измерим их длину. Сравним с зарисовкой в календаре пре- дыдущей недели.

• Потрогайте их, какие они?

• Понюхайте, чем пахнут? (Сорвать одно перышко и дать по- нюхать.)

• Когда лук сильнее пахнет, когда растет или когда сорван?

• Попробуйте на вкус. Какой лук: сладкий или горький?

• Что стало с корнями? Их стало больше или меньше, они стали длиннее или короче. Давайте их измерим. Сравнить с предыдущей зарисовкой в календаре.

• Что стало с водой? Для чего она нужна? Будет ли лук расти без воды? Чем можете доказать? Вторая баночка без воды – лук не растет.

• А растет ли лук у нас в ящике? Почему думаете, что растет? А ему нужна вода?

• А почему мы не видим корни у лука, который растет в ящике, где они? Может быть их нет? Давайте проверим и вытащим луковицу из земли.

• Так есть ли корни? Какие они? Почему грязные?

• Что же нужно для роста лука?

• Изменился ли лук во второй баночке? Почему?

• Потрогайте две луковицы. Какие они стали? Почему?

• Полезен ли лук людям? Чем?

• Про какой овощ так говорят:

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям,

Я ваш друг Я простой.

Зеленый лук

• Про лук еще говорят: Лук – от семи недуг. Так надо ли есть лук?

• А как наша игрушка? Изменилась ли она? Подросла ли? Почему нет?

• Давайте зарисуем изменения, которые произошли с луком, в альбом.

• А так как наш лук уже вырос и стал большим, мы его можем срезать. Он очень полезный и нужный. В обед его съедим.

• Дома у вас вырос лук? Его тоже надо срезать и вместе с родителями его скушать. Лук полезен для здоровья.

Помощь и поручения: уход за посаженным луком.

Итог: чтобы лук вырос большим и полезным продуктом, за ним нужен постоянный уход

Краткосрочный проект «Вот так чудо - лук!»

Конспект занятия по окружающему миру

Старшая группа (дети 5-7лет).

В ходе одного месяца (4недели) дети устанавливали: «откуда родом является зелёный лук? ».

План проекта «Вот так чудо - лук!»:

• создавать у детей начала экспериментальной работы,

• проявить подходящие обстоятельства для подъема и созревания лука,

• представить серьезность лука в пользу состояния здоровья для человека.

задача:

• «из каких мест человек зимой берет молодой зеленый лук? »

• как может быть полезен лук?

• что нужно луку для роста?

Ход проекта

  1. этап – подготовительный

• В группе  сделали мини грядки на подоконнике, сделали табличку - с заголовком лука (лук – севок и лук-репчатый) и числом высадки.

• выбрали образную литературу: присказки, стишки, небылицы, загадки. чистоговорки.

  1. этап – исследовательский

• ребята следили за ростом лука, вели дневник наблюдения.

• проводили опыты, воспитатель читала стихи, загадки о луке, велись обсуждения, споры.

1. «Луковица»

Цель: выяснить понятие ребят о луковке, её состав, вкус, аромат, окраска и вид.

2. Загадка «Сидит дед, во сто шуб одет…»

Цель: узнать как много «покровов покрыто» на луковке и что случается, если его «раздевают».

3. Проблемная ситуация: «Для чего луку почва? »

Цель: дать понятия ребятам о том, каковые полезные элемента приобретает лук из грунта.

4. «Солнечный свет»

Цель: найти значимость света в существования растения.

В течение обследования велись разговоры на задачу:

• из каких мест прибыл лук (рассказ явления лука).

• консультации врача Айболита (о положительных сторонах лукавиц).

• волшебный Лучок и его товарищи (о видах лука).

5. Сочиняли загадки о луке.

Цель: развивать интерес у детей к сочинительству загадок.  Совершенствовать интеллектуальные и речевые данные детей. Заниматься над свойствами главных определений – свойств объектов: цвет, форма, вкус.

• Художественное творчество «Зелёный лук».

• Аппликация «Огород на окне».

• Лепка «Чиполино»

  1. этап – заключительный

 • изучили и подведены итоги, приобретенных знаний в течении экспериментальной работы ребят через наблюдение.

• Создали  выставку рисунков, аппликации и лепки на тему «Вот так чудо-лучок!».

Мини-проект «Огород на подоконнике» (фотоотчет)

Самое лучшее открытие для ребенка - это  открытие, которое ребенок делает сам. Каждую весну на нашем подоконнике расцветает чудо - огород. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и к природным явлениям, и открывается удивительное разнообразие растительного мира. На нашем огороде дети сами выращивают растения и ухаживают за ними. На протяжении всего времени мы проводим опыты и делаем зарисовки.

Цель проекта: Обогащать знания дошкольников о культурных растениях; о необходимых условиях для их роста; о способах ухода за растениями.

Задачи проекта:

1. Формировать представление о росте культурных растений.

2. Формировать умение выращивать рассаду, сеять семена овощей, зелени, цветов, сажать лук.

3. Вести наблюдения за развитием растений и отмечать рисунками в дневнике наблюдения.

4. Вовлечение родителей в процесс реализации проекта.

Этапы проекта:

  1.  этап подготовительный (2 недели)

В группе детского сада на подоконнике обустроили огород. Родители принесли необходимое оборудование: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы.

Подобрали художественную литературу (поговорки, стихи, загадки, сказки об овощах)

    

2. этап – исследовательский (4 недели)

Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Установление связи: растения - вода, растения - земля, растения - человек.

В процессе исследований провели знакомство с художественной литературой, рассматривали картины, проводили дидактические игры, беседы.

    

  1. этап - заключительный( 2 недели)

Подведение итогов и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Система непрерывных наблюдений за природными объектами (птицами) в течении месяца".

Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку (внешний вид, оперение, назание птиц), за птичьими следами на снегу, как птицы летают, когда птицы бывают заметны, какой корм любят птицы....

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".

АктуальностьАктуальность поднимаемой  проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".

Система непрерывных наблюдений за природными объектамиосенью в течение месяца  с детьми младшего дошкольного возраста. Форма наблюденияТемаЦельМетоды иприёмыСловарнаяработа1.Наблюдение"Знако...

Презентация. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца, старший дошкольный возраст»

Сиситема непрерывного наблюдения за природными объектами в течении месяца, старший дошкольный возраст"...

Методическая разработка "Разработка наблюдений за природными объектами в течении месяца"

Методическая разработка "Разработка наблюдений за природными объектами в течении месяца"...

Методическая разработка на тему "Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации

На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности  эстетического и нравственного воспитания. Принципы...

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".

На основе приобретённых знаний формируются такие качества как, реалистическое понимание явлений природы,любознательность,умение наблюдать за природой,логически мыслить,эстетически относиться ко всему ...