Образовательная деятельность "Волшебный сундучок"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Матулевич Елена Васильевна

Цель: формирование стремления понять и познать историю, культуру своего народа.

Задачи:

·        познакомить с народными куклами, их разновидностями;

·        прививать любовь к народной культуре;

·        развивать интерес к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_sunduchok.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность "Волшебный сундучок"

Цель: формирование стремления понять и познать историю, культуру своего народа.

Задачи:

  • познакомить с народными куклами, разновидностями;
  • учить отвечать на вопросы;
  • прививать любовь к народной культуре;
  • развивать интерес к народному творчеству.

Оборудование: костюм, сундучок, каша в горшочках, тряпичные куклы, презентация, проектор, ноутбук, флэшка, глиняные горшочки по числу детей, ложки одноразовые по числу детей, салфетки, кусочки разноцветной ткани.

Предварительная работа: беседа о народной кукле, просмотр видео ролика и тряпичной кукле, чтение художественных произведений о народных куклах:  Кукольная любовь моя кукольной жизни рознь (В. Дркин),  "Я не люблю кукол. Я люблю женщин" (Джон Гальяно), Народная кукла. Лупанчук О.Ю.

Ход деятельности:

I.Вводная часть.

Здравствуйте ребятишки!

Ответы детей: Здравствуйте!

 Девчонки и мальчишки!  А вот и я наконец то к вам пришла. Я пришла  не одна, а со своим волшебным сундучком. Хотите узнать что у меня там?

Ответы детей: Да

Ну тогда сюда поближе подходите. И хоп! (бросает крупу в сторону презентации) Вот туда смотрите, ооо ух, (достает из сундука куклу, меняется слайд№1) А я уже сдесь!

Посмотрите кто это? Подходите поближе, кто это такая?

Ответы детей: Куколка

А она похожа на ваших куколок?

 Ответы детей: Да

А чем она похожа?

Ответы детей. Комментирует ответы. Ведется описательный диалог о кукле.

Но я вам секрет открою "Эта куколка у нас русская народная старинная, зовут Владимирская столбушка". Видите какая красивая Столбушка, таких кукол делали давным - давно прапрадедушки и прапрабабушки. Делали своими руками из того, что было под рукой. Посмотрите на куколку и скажите из чего она сделана? Потрогайте ее все, передайте из рук в руки.

Ответы детей: Из ниток, тряпок, бусин, разные ткани, тесьма

Комментирует ответы детей.

А что особенного вы заметили в этой куколке?

Ответы детей. Комментирует, подводит к правильному выводу. Куколка без лица, потому что в старину наши предки верили в злых духов и считали, что если у куклы есть лицо или хотя бы  глаза, в нее может вселиться злой дух. И навредить своему хозяину. А ребятки сами придумали кукле выражение лица то она веселая, то она грустная, то задумчивая. А сейчас моя куколка в растерянности. Что такое? (подносит куклу к уху, слушает что говорит кукла) Она спрашивает вы не видели ее друзей зайчиков?

Ответы детей: Нет

Что ж такое? Придётся наверное нам отправиться в путь дорогу на поиски, пойдёте со мной?

Ответы детей: Да

А не забоитесь?

Ответы детей: Нет

А столбушку мы здесь оставим чтоб за порядком следила. Есть у меня такой помощник ребятки, он нам путь дорогу укажет. Что это?

Ответы детей: Клубок ниток

Ну, хорошие мои собираемся, буру сундук с нами в путь дорогу, становитесь за мной, куда покажет туда и пойдем(меняется слайд № 3) Кидает клубок, все идут за клубком. Зовёт детей.

Дорога длинная, клубок, клубок куда ты нам ещё покажешь? Ух куда же нас клубок завел? Скорей, скорей за клубочком. Дети разговаривают. Куда же нас клубочек привел?

Ответы детей.

Притамились мы. Дети подходят к столу. Крупеничка ну ка, накорми ребят!

Крупеничка, где ты там есть? УУУ вот и она. (меняется слайд №4) Смотрите Крупеничка, давайте ее потрогайте и скажите почему она так называется?

Ответы детей. Комментирует детей. Ведет диалог. Хвалит детей.

А хотите посмотреть что у тебя в мешочке? Крупеничка разрешишь? Конечно разрешает. Высыпает крупу на тарелку. Отгадайте что за крупа?

Ответы детей.

Звучит народная тихая музыка.

Гречка,(меняется слайд №  5) одна из самых любимых круп на Руси, посмотрите как красиво (меняется слайд № 6), какое красивое гречишное поле. Когда сеяли крестьяне, брали первую горсть из Крупенички, а когда урожай собирали наполняли свежим зерном и она хранила его до следующего урожая. Что ж,  Крупеничка пора ребят накормить. Дети насыпают  кашу по горсточки в горшочек. (меняется слайд № 7) горшочек накрывают тканью. А теперь волшебные слова: Ты горшочек потрудись, каша для ребят варись.

Дети и дут вокруг стола под музыку и повторяют волшебные слова.

Каша наша долго не может вариться, открывают ткань, а вот и каша готова, волшебная. Раздает ложки, салфетки.

Дети едят кашу, по одной ложке. Вкусная каша, а чувствуете как силы прибавляются?

Ответы детей: Да

Теперь мы с вами готовы отправиться дальше в путешествие. Берем наш клубочек (звучит музыка) сундучок мой волшебный. Куда клубочек у нас покатиться? бросает клубок Пойдёмте за ним. Катиться клубок. Никак мы не найдём наших зайчиков. (меняется слайд №8) Пойдем мимо кустов, идём, идём.

Наклоняет сундук, Ой! Что это такое? Ой! Что такое с сундуком твориться? (меняется слайд № 9) Ребятки посмотрите, вы знаете кто это?

Ответы детей: Да

Ты зачем сюда пришла? Мы тебя не звали, а знаете как ее зовут?

Ответы детей: Нет

Нимфоманна, он пугает людей, а как вы думаете кто нам может помочь?

Ответы детей

 Кто нас лечит?

Ответы детей. Подводит к правильному выводу. А в старину людей лечили лекари и знахари. Они лечили не таблетками а разными травками. А поможет нам в этом знаете кто?

Ответы детей: Нет

Поможет Кубышка - Травница. Запомнили как зовут?

Ответы детей: Да

Давайте позовём ее. Зовут все вместе Кубышка - Травница.

(меняется слайд № 10)

Показывает Кубышку - Травницу. Нюхают, трогают, обсуждают чем наполнена.

В мешочках волшебная трава. А трава знаете какая?

Ответы детей: Да

Самая обыкновенная: (меняется слайд №11)липа, (меняется слайд 12) душица, (меняется слайд 13)мята, эти травы очень полезные для здоровья. Кубышка и вам приготовила душистые мешочки. (меняется слайд №14) и мы сейчас с их помощью Нимфоманку прогоним давайте?

Ответы детей: Да

Достает из сундука мешочки. Раздает детям. Будем мы сейчас трясти.

Берет Нимфоманку. Ну нимфоманка берегись! звучит музыка веселая Дети пугают Нимфоманку. Бегают за ней. Педагог импровизирует. Потом прячет куклу в сундук. Импровизирует зовут ее выходи, что ты с зайчатами с нашими сделала. Достает из сундука кусочки разноцветной ткани. Она зайчиков наших в платочки превратила. Ух, какая вредная. Ну что ж ничего, не беда. А давайте сами чудо сотворим и зайчат сами сделаем, а я вам помогу. Мешочки положите на стол и садитесь за столы.

Ответы детей: Да  (меняется слайд № 15)

Дети садятся за стол. Раздает ткань. Дети выбирают. Звучит спокойная музыка.  (меняется слайд № 16) Будем сотворять чудо, зайчика делать. Показывает детям. Смотрите, итак берём левый правый уголочек, загибаем, немножко прогладим (меняется слайд № 17) помогает детям, хвалит, е ещё раз каждый краешек согнули к серединочке к полосочке (меняется слайд№ 18), помогает, подсказывает детям. (меняется слайд № 19) и ещё раз к серединочке. (меняется слайд № 20)А теперь, что получилось складываем пополам, затем берём нижний уголочек и соединяем с верхним. (меняется слайд № 21) Смотрите уже ушки у зайчика появились. А теперь дело самое трудное, надо завязать узелочком (слайд № 22) кладу ушки  на хвостик, кладу в дырочку и завязываю (слайд № 23), объясняет, помогает детям, ведет диалог с детьми. (меняется слайд № 24) Получился зайчик на пальчик, а открою вам секрет, заяц не простой, а волшебный, это очень хороший друг, если с вами что то случится и нужен совет, зайчик вас всегда утешит, подскажет на ушко что то хорошее, доброе. Оденем наших зайчиков, ведет диалог с детьми, анализ детских работ. А сейчас зайчики ходят поводить с вами хоровод, выходите на середину, посмотрим как мы будем плясать вместе с зайцами, становитесь в кружок (меняется слайд № 25)

Рефлексия. Танцуют, под музыку и подпевают "Пляшут зайки на лужайке". Хвалит детей. (меняется слайд № 26) Рассматривают кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области "Музыка" "Музыкальный сундучок Феи Игралочки"

Это доминантное  занятие для детей подготовительной группы с использованием ОРФ-подходов, с использованием музыкально-ритмической деятельности и игры на музыкальных инструментах будет интересно д...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. тема "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема: "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группе. «Сундучок со сказками».

Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания).Упражнять детей в четком...

Интегрированная образовательная деятельность "Сундучок из лета"

Цель данного мероприятия : способствовать развитию продуктивного творческого воображения, логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Сундучок сказок» по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе»

Тема «Сундучок сказок» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие. Задачи: 1) Закреплять изолированны...