Что растёт и кто живёт в лесу
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Глазкова Ирина Владимировна

(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

 Цель:

 Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

 Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

 Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

 Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

 изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Звучит музыка "голоса леса"

Воспитатель:  Ребята,   я   вам   сейчас  загадаю  загадку,   а   вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет.  /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету?  Как называют весну?  /Весна. Третий месяц. Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой.  / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет  там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

 А почему это не лес?    (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол  серо-зелёный; листочки  круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их ... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу?  Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого  и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"  

  Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

Oтветы  детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу ? (Дети перечисляют). Kmо знает  о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного?               /Четыре./

Какой хищник любит  малину?          /Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый?  (Заяц, медведь,  лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети:  Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще  жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все  в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только  в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? Почему люди ходят в лес?  Чем можно полюбоваться в лесу?  Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ.  Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не  рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете  ни одной тайны.

-  Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

- Если увидишь мусор, надо подобрать.

-  Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем  песню:

 "Не обижайте муравья".

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_rastyot_i_kto_zhivyot_v_lesu.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО РАСТЁТ И КТО ЖИВЕТ  В ЛЕСУ.

(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

 Цель:

 Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

 Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

 Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

 Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

 изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Звучит музыка "голоса леса"

Воспитатель:  Ребята,   я   вам   сейчас  загадаю  загадку,   а   вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет.  /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету?  Как называют весну?  /Весна. Третий месяц. Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой.  / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет  там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

 А почему это не лес?    (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол  серо-зелёный; листочки  круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их ... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу?  Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого  и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"  

  Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

Oтветы  детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу ? (Дети перечисляют). Kmо знает  о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного?               /Четыре./

Какой хищник любит  малину?          /Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый?  (Заяц, медведь,  лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети:  Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще  жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все  в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только  в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? Почему люди ходят в лес?  Чем можно полюбоваться в лесу?  Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ.  Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не  рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете  ни одной тайны.

-  Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

- Если увидишь мусор, надо подобрать.

-  Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем  песню:

 "Не обижайте муравья".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ: "КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ"

Цель. Обобщать и систематизировать полученные знания по экологии. Развивать внимание, память, логическое мышление.Задачи. Образовательные:-учить узнавать и называть насекомых, диких и домашних ж...

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «Кто живёт в лесу»

Расширять знания детей об окружающем мире, вызывать активную эмоциональную, двигательную активность на происходящее....

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «Кто живёт в лесу»

1. Расширять знания детей об окружающем мире, вызывать активную эмоциональную, двигательную активность на происходящее....

Занятие по экологии "Кто живёт в лесу?"

Рассказать о диких животных, учить детей различать этих животных по внешнему виду....

Кто живёт в лесу?

Занятие по развитию речи детей 2-3 лет...

Конспект «Что растёт и кто живёт в лесу».

Конспект  «Что растёт и кто живёт в лесу»....

Технологическая карта занятия «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу» для детей старшего дошкольного возраста

Целью занятия является расширение представлений у детей о лесе, его обитателях и растениях, характерных для данной среды обитания....