Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе
статья по окружающему миру на тему

Расторгуева Наталия Михайловна

В данной статье рассматривается проблема формирования у детей гуманного мировоззрения по отношению к окружающей среде путём систематической педагогически направленной деятельности. Данный вопрос может представлять интерес для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования детей.

Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

И.В. Гёте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx14.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе

 

Проблема экологии – наиболее актуальный вопрос современности. Человечество берет все необходимые ему ресурсы для производства и жизнедеятельности, использует блага природы на свои нужды, но не восстанавливает ее взамен. Данное отношение к окружающей среде вызывает колоссальное множество проблем, проявляющихся в ухудшении климата, природных условий и экологической обстановки в целом. Мы подвергнем себя серьезной опасности, если не начнем грамотно и рационально пользоваться дарами, данными нам природой.

Начать этот нелегкий путь стоит с малого, а именно, с ранних лет показать молодому поколению иную модель поведения с природными ресурсами. По словам В.А. Сухомлинского: «Чувство хозяина родной земли – важное патриотическое чувство, которое нам надо утверждать в наших сердцах. Общественное станет для ребенка глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей».

Наша обязанность как педагогов прививать подрастающему поколению бережное отношение к природе и всему живому. Научить детей любить окружающий мир, заботиться о нем и приумножать его богатства.

Для достижения данных целей нами проводятся следующие мероприятия:

1. Прогулки и наблюдения на свежем воздухе.

2. Интерактивное взаимодействие с природной средой.

3. Чтение энциклопедической литературы.

4. Чтение художественной литературы.

5. Художественное воспитание и творчество.

6. Экскурсии по родному краю.

Прогулки и игры на улице благотворно влияют на здоровье и физическую активность ребенка. Дети дышат свежим воздухом, взаимодействуют с элементами живой природы. Воспитатели знакомят детей с базовыми природными понятиями: растения в целом, деревья, земля, животными и насекомыми. Так, совершая прогулки, осенью обращаем внимание на красоту осенних цветов, деревьев. Напоминаем, что вы, дети, находитесь в гостях у природы, её жители – это хозяева: птицы, зверушки, суетливые муравьи, шустрые ящерицы, прыгучие кузнечики. Здесь есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда мы приходим в гости к природе.

Воспитываем мы бережное отношение к природе и в других видах деятельности. На занятиях по обучению грамоте, изучая буквы, проводим беседы о природе. Например, буква «Г» – проводятся беседы о грибах, как правильно их собирать. Предупреждаем, что не нужно без надобности сбивать ядовитые грибы – они служат лекарством для некоторых животных.

На занятиях по познавательному развитию знакомим детей с «Красной книгой». Этот вопрос является важным, так как многие ребята рассказывают, что рвут с родителями в лесу ландыши и подснежники, ловят стрекоз и бабочек. Подводим детей к выводу: дерево, трава, цветок и птица не всегда могут защититься. Без них на планете мы останемся одни. Показываем пример отношения к живому миру: как аккуратно нужно поливать растения, не нанося вреда живым организмам.

Большое внимание уделяется обзору художественной литературы, а именно: рассказам, сказкам, стихам отечественных авторов. К примеру, В. Бианки «Приключения муравьишки», «Лесная газета», К. Д. Ушинский «Три желания», Г. Снегирёв «Кто сажает лес» и т. д.

Использование мультимедийных средств, в особенности, мультфильмов, презентаций пробуждает интерес у воспитанников, их завлекает яркие краски, замысловатый сюжет и наглядность картинки, живость ге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе

В данной статье рассматривается проблема формирования у детей гуманного мировоззрения по отношению к окружающей среде путём систематической педагогически направленной деятельности. Данный вопрос может...

Формирование у дошкольников бережного отношения к природе.

Материал знакомит воспитателей с содержанием работы по формированию у дошкольников бережного отношения к природе: задачами, методами, приемами, формами организации детей по данному направлению....

Педагогический опыт «Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе »

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном отношении человека к миру природы.Это связано  с потребительским и часто агрессивным отношением к природе . Эти и другие негативные тенденции де...

Формирование ответственного отношения к природе в дошкольном возрасте: из личного опыта.

Формирование ответственного отношения к природев дошкольном возрасте: из личного опыта.Есть одна планета-сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных,...

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе средствами детской художественной литературы».

Под ценностным отношением я понимаю способность человека воспринимать мир природы, как «разумный» и изначально целесообразный, это способность осознанно переживать свою сопричастность этом...

«Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе через использование детского экспериментирования »

Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов. На этапе дошкольного детства скла...