Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе
статья по окружающему миру на тему

Лебедева Наталья Викторовна

В данной статье рассматривается проблема формирования у детей гуманного мировоззрения по отношению к окружающей среде путём систематической педагогически направленной деятельности. Данный вопрос может представлять интерес для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе

 

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования у детей гуманного мировоззрения по отношению к окружающей среде путём систематической педагогически направленной деятельности. Данный вопрос может представлять интерес для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования детей.

Проблема экологии – наиболее актуальный вопрос современности. Человечество берет все необходимые ему ресурсы для производства и жизнедеятельности, использует блага природы на свои нужды, но не восстанавливает ее взамен. Данное отношение к окружающей среде вызывает колоссальное множество проблем, проявляющихся в ухудшении климата, природных условий и экологической обстановки в целом. Мы подвергнем себя серьезной опасности, если не начнем грамотно и рационально пользоваться дарами, данными нам природой.

Начать этот нелегкий путь стоит с малого, а именно, с ранних лет показать молодому поколению иную модель поведения с природными ресурсами. По словам В.А. Сухомлинского: «Чувство хозяина родной земли – важное патриотическое чувство, которое нам надо утверждать в наших сердцах. Общественное станет для ребенка глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей».

Наша обязанность как педагогов прививать подрастающему поколению бережное отношение к природе и всему живому. Научить детей любить окружающий мир, заботиться о нем и приумножать его богатства.

Для достижения данных целей нами проводятся следующие мероприятия:

1. Прогулки и наблюдения на свежем воздухе.

2. Интерактивное взаимодействие с природной средой.

3. Чтение энциклопедической литературы.

4. Чтение художественной литературы.

5. Художественное воспитание и творчество.

6. Экскурсии по родному краю.

Прогулки и игры на улице благотворно влияют на здоровье и физическую активность ребенка. Дети дышат свежим воздухом, взаимодействуют с элементами живой природы. Воспитатели знакомят детей с базовыми природными понятиями: растения в целом, деревья, земля, животными и насекомыми. Так, совершая прогулки, осенью обращаем внимание на красоту осенних цветов, деревьев. Напоминаем, что вы, дети, находитесь в гостях у природы, её жители – это хозяева: птицы, зверушки, суетливые муравьи, шустрые ящерицы, прыгучие кузнечики. Здесь есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда мы приходим в гости к природе.

Воспитываем мы бережное отношение к природе и в других видах деятельности. На занятиях по обучению грамоте, изучая буквы, проводим беседы о природе. Например, буква «Г» – проводятся беседы о грибах, как правильно их собирать. Предупреждаем, что не нужно без надобности сбивать ядовитые грибы – они служат лекарством для некоторых животных.

На занятиях по познавательному развитию знакомим детей с «Красной книгой». Этот вопрос является важным, так как многие ребята рассказывают, что рвут с родителями в лесу ландыши и подснежники, ловят стрекоз и бабочек. Подводим детей к выводу: дерево, трава, цветок и птица не всегда могут защититься. Без них на планете мы останемся одни. Показываем пример отношения к живому миру: как аккуратно нужно поливать растения, не нанося вреда живым организмам.

Большое внимание уделяется обзору художественной литературы, а именно: рассказам, сказкам, стихам отечественных авторов. К примеру, В. Бианки «Приключения муравьишки», «Лесная газета», К. Д. Ушинский «Три желания», Г. Снегирёв «Кто сажает лес» и т. д.

Использование мультимедийных средств, в особенности, мультфильмов, презентаций пробуждает интерес у воспитанников, их завлекает яркие краски, замысловатый сюжет и наглядность картинки, живость героев. Дети смотрят самые разные анимационные фильмы: «Лунтик», «Серая шейка», и др.

Отводится время для просмотра репродукций картин великих русских художников, таких как И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору», В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке», «Алёнушка».

Сами дети участвуют в процессе творчества, реализуют свои способности и художественные замыслы. Воспитанникам предлагаются творческие задания с природной тематикой, которые они выполняют при помощи различных материалов. В ход идут краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, гелевые ручки, фломастеры, пластилин, бумага, природный материал. При этом каждый раз меняется техника исполнения работ (оригами, рисунок, лепка, и т. д.).

Также в группе создан уголок природы, где воспитанники знакомятся с комнатными растениями (фиалки, фикусы, бегония), учатся правильно ухаживать за ними.

Наблюдая за природой, дети отмечают, как изменяется природа по временам года, устанавливают связь между живой и неживой природой.

Дети вместе с родителями делают скворечники для птиц. Также в группе мы делаем кормушки из подручных материалов, чтобы помочь пернатым пережить зимние холода. Часто мы посещаем краеведческий музей, где дети могут наглядно увидеть представителей живой природы родного края. Выезжаем в лес вместе с родителями, где непосредственно знакомимся с правилами поведения на природе, не забываем и о чистоте места отдыха.

Все эти мероприятия помогают подрастающему поколению систематизировать знания о живой природе, эстетическое восприятие окружающего мира. Уверены, что подобные методики дают все предпосылки для создания здоровой, всесторонне развитой, нравственной личности. Способной верно расставить приоритеты для сохранности окружающей среды для будущих поколений.

 

Список литературы

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель». – 2009. – 159 с.

2. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 336 с.

3. Лучич М.В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада / М.В. Лучич. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.

4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе

В данной статье рассматривается проблема формирования у детей гуманного мировоззрения по отношению к окружающей среде путём систематической педагогически направленной деятельности. Данный вопрос может...

Формирование у дошкольников бережного отношения к природе.

Материал знакомит воспитателей с содержанием работы по формированию у дошкольников бережного отношения к природе: задачами, методами, приемами, формами организации детей по данному направлению....

Педагогический опыт «Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе »

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном отношении человека к миру природы.Это связано  с потребительским и часто агрессивным отношением к природе . Эти и другие негативные тенденции де...

Формирование ответственного отношения к природе в дошкольном возрасте: из личного опыта.

Формирование ответственного отношения к природев дошкольном возрасте: из личного опыта.Есть одна планета-сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных,...

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе средствами детской художественной литературы».

Под ценностным отношением я понимаю способность человека воспринимать мир природы, как «разумный» и изначально целесообразный, это способность осознанно переживать свою сопричастность этом...

«Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе через использование детского экспериментирования »

Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов. На этапе дошкольного детства скла...