Конспект ИООД в подготовительной группе на тему: «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гуляк Ольга Анатольевна

Учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас, закреплять знания о временах года, знакомить с частями тела птиц и особенностями их поведения, сравнивать особенности поведения перелётных птиц в разное время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарный запас; закреплять понятие о временах года; знакомить с частями тела птиц и особенностями их поведения, сравнивать поведение перелётных птиц в разное время года. 

Задачи:

  • Закрепить знание детей о диких перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;
  • Развивать  связную речь – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).
  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы.
  • Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы и оборудование:

 Карточки с изображением птиц, картинки на тему «Времена года», веер, перья пуховые и маховые.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие,

Методы и приемы: 

  • опрос;
  • разбор понятий;
  • использование словесного художественного образа.
  • игра;
  • упражнения с материалом.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия.

Звучит тихая, грустная мелодия.

Лето быстро промелькнуло, где его искать?

Снова осень прилетела к нам из далека.

За окном деревья машут с явною тоской.

Стали птицы собираться, стаи над землёй кружатся,

Нам кричат прощальное «Пока!»

Далеко лететь придётся птицам за моря.

Нет там снега, много солнца, есть что поклевать.

Будем ждать мы их всю зиму до весенних дней.

Возвращайтесь, птицы, снова, с вами веселей.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся с вами в лес. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? (ответы детей) (Открывается картина осени)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Птицы стаями летят.

 Грустно, дождь и листопад.

Ветер тучи носит,

потому что это …(осень)

Воспитатель: Верно, осень. Посмотрите на картину и назовите признаки осени. (Запись  крика журавлей)

Воспитатель: 

  • Что вы услышали?
  • Какими были крики? (грустными, печальными, пронзительными)
  • Почему? (птицы улетают в тёплые края, прощаются с родиной)
  • Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
  • Как называют птиц, которые остаются на зиму?
  • Я предлагаю вам отправиться в гости к перелётным птицам. (слайд с перелётными птицами)
  • Почему вы решили, что это птицы? (тело покрыто перьями, 2 крыла, клюв, 2 лапы, хвост и они умеют летать)
  • Назовите перелётных птиц, которых вы узнали на картинке.
  • Чем же питаются птицы? (насекомыми, червячками, зёрнышками)
  • Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, гусеницами, мошками? (насекомоядные)
  • Как называются птицы, которые кормятся зёрнами, семечками? (зерноядные)
  • А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков? (хищные птицы)

Воспитатель: Я загадаю вам загадки:

Курлычет он, к нам прилетая,

Живёт в болотах и лугах,

Он птица самая большая

 На  длинных тоненьких ногах. (Журавль)

В чёрной в крапинку рубашке

Щеголяет эта пташка,

Прилетает к нам весной,

Домик обживает свой. (Скворец)

Летят, как самолётики,

Изящны и легки –

Раздвоенные хвостики,

Собой невелики. (Ласточка)

Игра: «Доскажи словечко»

На полях гуляет вскачь

За червями чёрный… (грач)

Ходит птица по земле,

Да ещё и плавает.

Если хочет – полетит

И к тому ж закрякает.

Эта птица не малютка,

Под смешным названьем… (утка)

Бороздя с гуденьем воздух,

Удаляясь от морозов,

Машет крыльями весь день

Стая белых… (лебедей)

Клюв оранжевый и крепкий,

Ноги тонкие, как ветки.

За лягушками летает

Этот чёрно-белый… (аист)

Воспитатель: Птиц, названия которых вы отгадали, как можно назвать одним словом? (перелётные)

Воспитатель: Вставайте в круг, поиграем в игру «Что могут делать птицы?»

Игра: «Что могут делать птицы?»

(дети передают друг другу пёрышко и называют действия птиц: клевать, петь, летать, строить гнездо, есть, пить, щебетать, ходить и т.д. не повторяться)

Воспитатель: Какие птицы улетают первыми, какие за ними, какие последними? Почему?

Игра: «Назови лишнюю птицу»

Слайд 1: Ласточка – грач – кукушка - сова - курица

  • Какая птица лишняя? Почему?
  • А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).
  • Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).

Слайд 2: Ласточка – стриж – воробей - жаворонок.

  • Какая птица лишняя? Почему?
  • Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)

Слайд 3: Скворец – трясогузка – утка – орёл.

  • Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными, у него  загнутый клюв и длинные, острые когти).

Слайд 4: Аист – журавль – цапля – лебедь.

  • Какая птица лишняя? Почему? (Лебедь, так как умеет плавать)

Игра с мячом: «Думаем и отвечаем»

  • Гусь летит выше утки. Кто летит ниже? (Утка)
  • Журавли курлычут, утки крякают.  Кто не крякает? (Журавли)
  • Грач крупнее скворца. Кто мельче? (Скворец)
  • Аисты улетели раньше лебедей. Кто оказался впереди? (Аисты)

Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

  • Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
  • Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
  • Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
  • Яйца самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
  • У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
  • Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
  • У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
  • Все люди любят слушать соловья, потому что…

Воспитатель:  Молодцы! Вы много рассказали о диких перелетных птицах, а я расскажу, почему птицы умеют летать. Я приготовила для вас перышки. Рассмотрите их.

  • Чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие - твердые, длинные)
  • Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое)  Где они расположены?

Другое  перо -  называется маховым.

  • Почему? Легкое оно или тяжелое?

 Где  расположены маховые перья?

Чтобы понять, как птицы летают,  давайте вспомним,  какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).

Возьмите карандаш.  Какой он легкий или тяжелый?

Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

  • Скажите, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).

Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью воздух может ненадолго удержать?

 Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

  • Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

На примере веера показываю,  как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается то воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Покажите на веере.

  • Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

Итог: Что понравилось или  нового узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД (художественная литература и художественный труд) в подготовительной группе на тему: "Перелётные птицы"

Данный конспект интегрированной НОД  проведён в подготовительной группе с целью : Создать композицию "Птицы". Задачи: Познакомить со стихотворением Плещеева А.Н.  "Дети и птичка"; учить дете...

Конспект обучающей образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: «Перелётные птицы»

Цель: продолжить формирование у детей представлений о перелётных птицах. Задачи: ·         Развивающие. Развитие памяти, внимания, наблюдательности, м...

Презентация непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Перелётные птицы»

Презентация к непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:«Перелётные птицы»Образовательные области: «Познание ФЦКМ», «Коммуникация»Цели занятия- закрепит...

конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Перелётные птицы".

конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе  на тему:"Перелётные птицы"....

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту".

Цель: Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц осенью. Закрепить с детьми обобщающее понятие ...