НОД по познавательному развитию Тема: «Мы всё знаем о птицах».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Татьяна Павловна Петрова
Возраст: для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Интеграция областей: познавательное развитие (ознакомление с природой), речевое развитие (развитие речи), социально – коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию

Тема: «Мы всё знаем о птицах».

Возраст: для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

Интеграция областей: познавательное развитие (ознакомление с природой), речевое развитие (развитие речи), социально – коммуникативное развитие.

                       


Программное содержание: Закрепить обобщённые представления детей о сезонных изменениях в природе, о зимующих и перелётных птицах.

Продолжать знакомить детей с принципами гуманной экологии на примере бережного отношения к зимующим птицам, воспитывать любовь к живой природе и желание забо-титься о них, аккуратность, внимательность.

Развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.

Вводить в активный словарь детей название птиц, приметы, пословицы; совершенствовать диалогическую форму речи.

Оборудование: краски, кисточки, салфетки, игровой персонаж  «Каркуша», иллюстрации об осени, иллюстрация «Золотая осень» Левитана, мяч, формочки с кормом для птиц, фишки.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихов об осени, рассматривание иллюстра-ций об осени, о зимующих и перелётных птицах, знакомство с пословицами, поговорками и загадками о птицах, разучивание стихов Е. Благининой «Улетают, улетели»,  «Стрижи».

ТСО:

  • магнитофон,
  •  аудиозапись (диск)  П. Чайковского «Времена года».


Ход занятия:

- Ребята, хотите поиграть в игру «Что?  Где? Когда?».

 Я предлагаю вам поделиться на две команды (с помощью фишек или расчёта 1-2).

И каждая команда придумывает себе название…

 Итак, начинаем игру.  (За правильный ответ команда получает фишку).

- Дети, вспомните, пожалуйста, какое время года закончилось? – Поздняя осень.

- А как называются осенние месяцы? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- А какую самую заметную примету осени вы можете назвать? – Изменение окраски листьев.

- Скажите, ребята, «золотая осень» - чьё любимое время года?

А.С. Пушкин очень любил осень, он написал много стихов про осень. Поэт сказал: «В багрец и золото одетые леса…». Но не только А.С. Пушкин, но и многие другие поэты, художники, композиторы любили это время года. Например, композитор П. Чайковский написал музыку «Времена года», а художник Левитан написал картину «Золотая осень».

- Ребята, а какое настроение может вызвать осенний пейзаж? – Грустное настроение…

«В пышной красоте осеннего леса есть затаённая грусть». «Прослушивание аудиозаписи и рассматривание картины).

- К чему готовится природа осенью? – К зимнему сну.

- А почему некоторые живые существа к зиме прячутся и впадают в спячку? - Боятся холодов, нет пропитания.

- Ребята, вы мне назвали одну из самых заметных примет осени – изменение окраски листьев.

 А ещё, какую заметную примету осени, вы знаете?

 – Отлёт перелётных птиц.

- А каких перелётных птиц вы можете назвать? – скворцы…  

- Какое стихотворение про перелётных птиц мы знаем?

– Е. Благинина «Улетают, улетели».

- Скажите, ребята, а какие птицы улетают от нас первыми?

 – Первыми от нас в конце августа улетают быстрокрылые стрижи.

- А почему? – Потому, что они ловят насекомых, которыми кормятся высоко в воздухе. К концу лета воздух вверху становится холоднее и насекомые опускаются пониже, ближе к земле. И стрижам нечем питаться.

- Кто из вас расскажет стихотворение Е. Благининой «Стрижи»?

- Ребята, а как вы думаете, почему ласточки улетают позже, чем стрижи?

 – Ласточки ловят насекомых у самой земли, а около земли воздух долго сохраняется тёплым, поэтому у ласточек ещё надолго есть пропитание.

- А кто же улетает вслед за стрижами?

 – В начале сентября улетают старые кукушки, а молодые улетают позже, так как они ещё учатся самостоятельно жить.

-А сейчас несколько вопросов на засыпку:

1. Какие птицы живут у нас только зимой?

Синица – лесная птица – с наступлением осени, в сентябре, прилетает ближе к жилью человека. Снегири – прилетают попозже, ближе к снегу. Клёсты, чечётки, свиристель…

2. Какая птица выводит птенцов только зимой? – Клёст.

3. Какие птицы ночуют зарываясь в снег? – Тетерев, рябчик, куропатки.

- Ребята, вы назвали много перелётных птиц, а как они летят на юг, в тёплые края?

- Например, журавли летят клином, а во главе стаи всегда летит опытный вожак.

- Дикие утки летят вереницей.

- Грачи, скворцы – рыхлой стаей.

-А вот сейчас и проверим, как правильно вы поняли про отлёт птиц.

- Физкультминутка (показ на ковре):

- журавли летят

- утки летят

-  грачи, скворцы летят.

-Молодцы, ребята, теперь я вижу, что вы хорошо усвоили материал о перелётных птицах.

Подвести итог игры, похвалить.

- Ребята, становитесь, пожалуйста, в кружок, я хочу с вами поиграть. Я бросаю каждому из вас по очереди мяч, а вы говорите  - пословицу, поговорку или загадку о птицах:

  •  Грачи в сентябре – к тёплой погоде.
  •  Гуси летят – на хвосте зиму тащат.
  •  Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.
  •  Лебедь несёт на носу снег.
  •  Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
  •  Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями.
  •  Подкорми птиц зимой – они отплатят тебе летом.
  •  Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай.
  •  Загадки…

Подвести итог о народной мудрости. Похвалить ребят.

(Дети сели на стульчики.)

- Скажите, ребята, а кто кроме птиц, в городских парках остаётся с нами зимовать?

-Белки.

-И здесь раздаётся «Кар–кар-кар» - прилетает взволнованная Каркуша – «Вот беда, так беда!

Вокруг – в парках, садах, в лесу стало  тише. Многие птицы исчезли, говорят – улетели куда-то на юг. Зима наступила, кар-кар-кар, морозы жестокие, погибнем мы, все птицы от голода зимой». (Поздороваться).

- Садись, Каркуша, успокойся.

Воспитатель – Морозы жестокие в этом году.

                          Поможем ли им беззащитным таким?

                          Поможем, ребята? Поможем!

                          Их надо кормить, и тогда,

                         Им будет легко пережить холода.

-  Ребята, давайте расскажем Каркуше, чем можно подкармливать птиц зимой?  

-А ты, Каркуша, послушай:

  •  сырыми семечками подсолнечника
  •  хлебными крошками
  •  остатками каши
  •  зёрнышками
  •  семенами дыни, арбуза, тыквы, яблок, винограда, пшено, гречихой.

- Игра «Какой птице подходит тот или иной корм».  

(В формочках разнообразный корм).

-Вот видишь, Каркуша, ты и твои друзья, не останутся зимой без помощи ребят. Правда, ребята? Дети обязательно будут подкармливать вас (птиц), видишь, сколько корма за лето и осень запасли ребята для подкормки птиц.                              

Каркуша – Теперь я спокойна, ребята. Спасибо вам за заботу о нас, птицах. Вот только где же мы будем искать этот корм?

- Нужно сделать кормушки.

- А из чего можно сделать кормушки?

- Кормушки можно сделать:

  •  из фанеры
  •  из пластмассовых бутылок
  •  из пакетов из-под молока
  •  из коробки из-под конфет…

  - Скажите, дети, а почему лучше сделать кормушку, а не сыпать корм просто на землю – это и проще и легче.

- Корм нужно сыпать в кормушку, так как корм на земле может засыпать снегом, чтобы птицы и белочки знали место, где всегда есть корм. И ещё, корм нужно засыпать в одно и тоже время. Если сыпать в разное время, птицам придётся очень долго ждать, им очень холодно, они не выдержат.

-Ребята, а какое стихотворение вы знаете про кормушки?

- Стихотворение «Мы кормушку смастерили».

(Предложить рассказать стихотворение для Каркуши).

- Ребята, я рада, что вы знаете, чем подкармливать птиц зимой, знаете из чего можно сделать кормушки. Теперь я уверена, что вы поможете птицам перезимовать.

- А сейчас пройдём за столы и нарисуем кормушки и птиц. (Каркушу посадить поближе к детям).

Рисование:  различные виды кормушек с кормом.

-Молодцы, ребята, очень хорошие кормушки у вас получились. Знаете, ребята, я пред-лагаю подарить все наши рисунки Каркуше, чтобы она показала их своим друзьям, чтобы они знали, что вы, ребята, постараетесь помочь птицам перезимовать.

- Каркуша: «Спасибо большое, ребята, мне очень понравились ваши рисунки, теперь, ребята, я успокоилась. Сейчас я полечу к своим друзьям, порадую их доброй вестью.

До свидания, ребята!».

- До свидания, Каркуша!

- Вот видите, ребята, надеются зимующие птицы на нас, что не оставим их в беде. Не забывайте о своём обещании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посред...

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «О чём поют весной птицы?» старшая группа

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «О чём поют весной птицы?» старшая группа...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие на тему: «Что мы знаем о птицах» для детей 5 – 6 лет

Данный конспект НОД предназначен для детей 5 - 6 летнего возраста. Цель данного занятия: обобщение и закрепление знаний детей о птицах. Основные задачи: закрепить знания детей о птицах Пензенского кра...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Знаем, помним, гордимся» (средний дошкольный возраст)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитиюТема: «Знаем, помним, гордимся»(средний дошкольный возраст)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию Тема: «Что мы знаем о воде» (средний дошкольный возраст)

План - конспектаТема: «Что мы знаем о воде»Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств водыЗадачи:познакомить детей со свойствами вод...

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «О чём поют весной птицы?» старшая группа

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «О чём поют весной птицы?» старшая группа...