Конспект непрерывно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие на тему: «Что мы знаем о птицах» для детей 5 – 6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данный конспект НОД предназначен для детей 5 - 6 летнего возраста. Цель данного занятия: обобщение и закрепление знаний детей о птицах. Основные задачи: закрепить знания детей о птицах Пензенского края; уточнить и систематизировать знания о птицах: их многообразии, особенностях внешнего вида, повадках, питании, приспособлениии к среде обитания; активизировать словарь детей: оперенье,певчие птицы, водоплавающие, насекомоядные, всеядные, хищные; способствовать развитию наблюдательности и любознательности; развивать эмоционально - чувственное восприятие окружающей природы; воспитывать чувство действенной любви к птицам, желание проявлять о них заботу; обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_my_znaem_o_ptitsah.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31 города Пензы «Волшебная страна»

Конспект непрерывно образовательной деятельности

по образовательной области познавательное развитие

на тему: «Что мы знаем о птицах»

для детей 5 – 6 лет

                                                                              Составил: воспитатель

                                                                              высшей квалификационной категории

                                 Волчкова С. Н.

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о птицах.

Задачи:

- закрепить знания детей о птицах Пензенского края;

- уточнить и систематизировать знания о птицах: их многообразии, особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  к среде обитания, питании;

- активизировать словарь детей: оперенье, певчие птицы, водоплавающие, насекомоядные, всеядные, хищные;

- способствовать развитию наблюдательности и любознательности;

- развивать эмоционально – чувственное восприятие окружающей природы;

- воспитывать чувство действенной любви к птицам, желание проявлять о них заботу;

- обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.

                         

Оснащение:

Демонстрационный материал:

- предметные картинки из серии «Птицы»; дидактические игры: «Рассели птиц в гнёзда»,  «Накорми птиц»; шапочки – маски с изображением птиц; два листа бумаги белого цвета (формат А 4); веер; аудиозаписи: «Голоса птиц весной», Ф. Шопен «Весенняя фантазия»; видеозапись «Полёт птиц».

Раздаточный материал:

- по два листа белой бумаги (А 4) на каждого ребёнка.

Предшествующая  работа:

- наблюдения за птицами;

- чтение художественной литературы о птицах (В. Бианки, Т. Шорыгина);

- заучивание стихотворений, закличек («Уж ты, пташечка…», «Ласточка – ласточка…», «Грачи – киричи…», В. Жуковский «Жаворонок»;

- подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Птицы в гнёздах», «День – ночь»;

- дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кому что?», «Кто потерял перо?», «Кто  где живёт?»;

- художественное творчество на тему: «Птицы»;

- слушание музыкальных произведений: М. Глинка «Жаворонок», П. И. Чайковский «Времена года», Ф. Шопен «Танец птиц».

                                                                                                              

Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

   

Мотивация.

В группе организована выставка картинок на тему: «Птицы».

Воспитатель подходит к окну и говорит удивлённо:

- Ой, какая красивая птичка прилетела к нам на участок!

- Вот она, перелетает с ветки на ветку. Улетела…

Спрашивает детей, увидели, ли они птичку?

Воспитатель, говорит детям о том, что забыл название этой птички.

И начинает рассказывать о ней:

- По размеру эта птичка маленькая, окрас оперенья сверху серо – зеленоватый, а на  груди красно-рыжее пятно.

Воспитатель спрашивает детей о том, знают ли они название этой птички?

  Воспитатель обращает внимание детей на выставку картинок «Птицы» и начинает искать эту птичку, намеренно затягивая время.

Воспитатель спрашивает детей о том, почему птичку называют малиновкой?

Воспитатель обобщает ответы детей и говорит о том, что сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон».

Воспитатель говорит о том, что у этой птички, есть и другое название – зорянка. Спрашивает детей о том, как они думают, откуда пошло такое название?

Воспитатель обобщает ответы детей. И говорит, что это название очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и провожает вечернюю зори, когда солнце уже село или еще не взошло.

Вопросы к детям:

- Эта птичка какая? (Перелётная или зимующая? Певчая или нет?)

Воспитатель следит за активизацией словаря детей.

 

    Постановка задачи.

  Воспитатель говорит о том, что мир птиц очень разнообразен.

Выставляет дидактическую игру «Рассели птиц в гнёзда». Что делать птицам, как им разобраться?

 

    Актуализация знаний и способов действия.

   

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды.

Дидактическая игра «Рассели птиц в гнёзда»

(Главное условие: правильное выполнение задания, а не быстрота.)

Во время игры включить аудиозапись «Голоса птиц весной».

В конце игры воспитатель предлагает командам проверить правильность выполненного задания друг у друга, и если есть ошибки, то помочь их исправить.

 Воспитатель следит за активизацией словаря детей.

 Воспитатель благодарит детей за оказанную птицам помощь.

 Спрашивает детей о том, что помогает птицам летать?

 Воспитатель, обобщив ответы детей, добавляет то, что ещё птицам помогает летать -  воздух.

 Воспитатель говорит о том, что взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и летит. Если она сложит крылья, то камнем упадёт вниз. На примере веера демонстрирует, как раскрываются крылья и хвост.

Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги, один из которых на глазах детей сминает в шарик.

 Спрашивает детей о том, почему бумажный шарик падает вниз быстрее, а гладкий лист – медленнее?

 Воспитатель подводит детей к выводу о том, что лист широкий, лёгкий, гладкий воздух удерживает его и помогает немного лететь.

 Спрашивает детей о том, хотят ли они провести опыт?

 

 Просмотр видеоролика «Полёт птиц» (замедленная съёмка).

После просмотра воспитатель говорит детям о том, что ей сразу захотелось полетать как птица. Спрашивает детей о том, есть ли у них такое же желание?

Воспитатель выставляет шапочки – маски с изображением птиц.

 Воспитатель:

- Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в птичек превратитесь. Сейчас – ночь и птицы спокойно спят в своих гнёздах. Но, скоро наступит утро, и они займутся своими привычными делами и заботами».

  Музыкальный этюд «Птицы» (Ф. Шопен «Весенняя фантазия»).

   Воспитатель:

- Птички вокруг себя повернитесь и в девочек и мальчиков превратитесь.

 Спрашивает детей о том, от чего зависит форма и размер клюва у птиц?

 Выставляет дидактическую игру « Накорми птиц». Обращает внимание детей на обилие разного корма и спрашивает, как же птицам разобраться?

 Воспитатель предлагает детям разделиться на пары (или по трое, четверо, в зависимости о того, сколько детей присутствует на занятии).

 Дидактическая игра « Накорми птиц»

 В конце игры воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполненного задания и благодарит за помощь птицам.

 Воспитатель следит за активизацией словаря детей.

 

 

      Анализ

 Вопросы к детям:

- Что понравилось на занятии?

- Что нового дети узнали о птицах?

- Хотят ли они ещё что – нибудь,  узнать о птицах?

     

Выход на последующую деятельность.

  Воспитатель смотрит в окно и говорит:

- Какая хорошая погода сегодня на улице, сразу захотелось на прогулку, понаблюдать за перелётными птицами, послушать их пение.  

Спрашивает детей, хотят ли они тоже  пойти на прогулку.  Предлагает детям одеться и пойти гулять.

 

Дети играют.

Дети подходят к воспитателю и с любопытством заглядывают в окно.

Дети отвечают, что не видели.

 

Дети слушают.

Дети размышляют, отвечают. (Малиновка)

Дети    рассматривают картинки и помогают воспитателю найти нужную.

Дети размышляют, отвечают.

Дети размышляют и отвечают.

Дети отвечают.

 

Дети изъявляют желание,

помочь птицам.

По желанию дети делятся на две команды и приступают к выполнению задания.

Дети выполняют и объясняют, почему так расселили птиц (утка водоплавающая птица её гнездо на земле, рядом с водой; у иволги гнездо похожее на корзиночку, висящую, на кусту; дятел в дупле…).

 Дети отвечают (птицам помогают летать крылья и хвост).

 

 Дети наблюдают.

Дети высказывают свои предположения.

Дети изъявляют желание и проводят опыт самостоятельно.

 

Смотрят видеоролик.

Дети изъявляют желание полетать как птицы.

Дети, по желанию, надевают шапочки – маски.

 Дети имитируют движения птиц (сон, полёт птиц, поиск корма, строительство гнёзд…).

 

 Дети снимают шапочки – маски.

 

Дети отвечают (форма и размер клюва зависит от того, чем питается птица).

Высказывают  желание  помочь птицам и накормить их.

 Дети распределяются на пары и выполняют задание.

 Дети объясняют свои действия, доказывают, почему сделали именно так, а не иначе (ласточка – насекомоядная, синица – всеядная, дятел может питаться и семенами шишек, скворец питается насекомыми, а также ягодами и фруктами, снегирь питается не ягодами, а их семенами…).

 

Дети делятся своими впечатлениями о занятии.

Дети охотно соглашаются, тоже пойти на прогулку и идут одеваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Зимующие птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».  Тема: «Зимующие птицы»...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» /ФЭМП/ Тема: «Веселая математика»

Программное содержание:Образовательные задачи:расширить представление детей об Олимпийских играх;закрепить знания о днях недели;закрепить знания о зимних видах спорта;продолжать учить составлять и реш...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Загадочный мир насекомых» с использованием технологии: моделирование. ( для детей среднего дошкольного возраста)

Уточнять и расширять представления о насекомых (муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, стрекоза) и их характерных признаках; знакомить со строением тела; умение устанавливать причинно-...

Конспект непрерывной образовательной деятельности По образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Вот какая мама, загляденье прямо!» с использованием технологии: ТРИЗ, моделирование. ( для детей среднего возраста )

Представляю разработку занятия по образовательной области "Познавательное развитие" - "Вот какая мама, загляденье прямо!". Воспитание уважения, заботы и любви к маме....