Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: « Природа России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Формировать представления детей о многообразии природы нашей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rossii.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема: « Природа России»

Цель: Формировать представления детей о многообразии природы нашей страны

Задачи: Систематизировать знания детей о природных зонах. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Развивать у детей способности применять  сформированные умения и навыки связанной речи в различных ситуациях общения. Закреплять знания детей о свойствах камней через экспериментальную деятельность. Воспитывать навыки сотрудничества.

Интеграция: Образовательная область: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье»

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, посмотрите,  кто к нам пришел. (Эколошка)

Эколошка. Здравствуйте, ребята. Я хотел сделать сюрприз.

Воспитатель. Как вы думаете, что это такое? (Карта) Правильно. Эколошка передает вам карту России.  Но чего же не хватает на нашей карте? (Цвета) Вот Эколошка говорит, что у него закончилась краска в принтере. Какие цвета могут присутствовать на карте и что они обозначают? (Ответы детей) А вы можете раскрасить нашу карту?...

Эколошка Чтобы правильно определить все цветные части, я предлагаю совершить путешествие по природным зонам России. Но путешествие у нас будет не простое, а волшебное. И чтобы оказаться в каком-то уголке России, необходимо сказать волшебные слова: «Раз, два повернись и в новом месте окажись»

          (звучит фонограмма ветра) Где же мы оказались? (Север) Это место по-другому называют  краем вечной мерзлоты. А почему? (здесь всегда холодно, здесь всегда снег и лед, не бывает лета..) А я вам предлагаю поиграть с льдинками.

         На что похожи ваши льдинки? Составим узор. В центре листочка расположите льдинку-круг. В правом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу – треугольник. В  правом верхнем углу – прямоугольник. Льдинка какой формы осталась? Куда положишь овал? (в левый верхний угол) Сравните узор, проверьте друг у друга.

        Пока мы строили узор, у нас появились гости. Давайте поиграем в игру «Задай вопрос», но он должен обязательно содержать слово «сколько». Например: сколько тюленей в воде?... За выполненное задание мы получаем одну часть нашей карты.

         Мы отправляемся дальше. Что это за место? (Лес)  Давайте присядем на полянке. Ребята, а почему лес так важен на Земле? (дает чистый воздух, место для отдыха, дом для зверей…) Скоро на деревьях распустятся листочки. Какие листочки вырастут на дубе (дубовые), на березе…

       Мы можем встретить в лесу зверей. А вот каких отгадайте. Кто хочет загадать загадку? ( Загадки – описание. Картинка угаданного животного выставляется на мольберт) А теперь немного отдохнем.

      Физминутка.  Медвежонок топ-топ,

                                 А ежонок хлоп-хлоп,

                                 А бельчонок прыг-прыг,

                                 А лосенок брыг-брыг,    

                                 А волчонок шмыг-шмыг,

                                 И рысенок прыг-прыг.

        А у нас уже вторая  цветная часть. И нас ждет следующая природная зона. Узнали? (Степь) Весной в степи вырастает очень много цветов. А первые появятся какие цветы? (подснежники) Если вы окажетесь в степи какой букет вы нарвете? Большой или маленький?... Много цветов рвать нельзя. Иначе на следующий год в степи не вырастут цветы. А посмотрите какая степь красивая, широкая, бескрайняя, родная. А почему мы степь называем родной? (Здесь наш город)  расскажите почему вы любите свой город? (по схемам)

 Опять получаете кусочек цветной карты. И мы продолжаем путешествие.

И перед нами ещё одна часть природы нашей России. (Горы) Из чего состоят горы? (из камней)  А вы знаете какие бывают камни?  (Проведение экспериментов по карточкам. Работа в парах)

Эксперимент 1 Рассматривание камней через лупу. Определение, что камни бывают разного цвета, формы, шероховатые и гладкие, с прожилками. ( отмечают в карточке)

Эксперимент 2 Погружение камней в воду. Сравнение их по весу. Вывод: камни бывают тяжелыми и легкими, но все равно они тонут в воде.

Эксперимент 3 Один камень кладут в лед, а другой греют в ладошках  Вывод: Камни легко нагреваются и легко охлаждаются.

Экспериментальная работа 4 Детям предлагается рассмотреть картинки изделий из камней. Вывод: Из камней можно делать украшения, посуду, украшать здания, строить дома.

( Рассказывают по цепочке) За выполненную  работу мы получаем ещё часть карты. Нам пора возвращаться.

(Дети складывают части карты) Какая  природа  есть в нашей стране? А какого цвета нет на нашей карте? Пустыни у нас в стране нет. А вот вода в виде рек, морей и озер есть. Но об этом мы с Эколошкой погорим в следующий раз. (Детям предлагаются копии карт, которые по желанию можно раскрасить. Обращаются к физической карте мира, выделяя на ней Россию)

     Цель экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

     Задачи:

  1. Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  2. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  4. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  5. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
  6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория)

Оборудование центра экспериментирования:

Центр «Песок вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,  величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.

Центр «Воздух»:  веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки. Горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы ( желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями, модели календари природы и погоды, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов,  кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т.д.), магниты, бисер, стеклярус, янтарь, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока, карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона, макет «Солнце - земля», карта климатических зон, грузы разного веса, магнитный театр, резиновые груши, резиновые перчатки, щетка-сметка, совок, отвертки, винтики, наждачная

бумага, колесики, деревянные зубочистки.

Манипулятивный центр: мелкие предметы для счета и группировки по разным признакам,  цветные геометрические фигуры, счеты, шнуровка, логико-математические игры, веревочки, бусинки, балансовые весы, домино, шашки, коллекция крышек, часов, конструкторы, лото, настольно-печатные игры, пазлы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, рабочие листы с заданиями, счеты, тетради в клетку, цифры, резиновые кольца.

     В процессе проведения экспериментов  необходимо опираться на следующие принципы развития дошкольников:

  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип природособразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его особенностям и склонностям, индивидуальным особенностям, восприятием;
  • Принцип дифференцированного подхода
  • Принцип интеграции – интегративность опытно-экспериментальной деятельности с другими видами деятельности.

        Формы работы по опытно-экспериментальной деятельности:

  1. Непосредственно опыт воспитателя с ребенком.
  2. Самостоятельная деятельность  детей.
  3. Подгрупповые занятия.
  4. Развлечения
  5. Наблюдения в природе.
  6. Рассматривание фотографий (где в природе существует вода).
  7. Беседы по теме.
  8. Экскурсии.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема "Таблетки- не конфетки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу "Безопасность" разработан для детей старшей группы; занятие совмещает несколько видов деятельности и решает задачи обучения детей прави...

конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Путешествие по России"

Образовательная область «Социализация»  в соответствии с ФГОС интегрирована с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Береза - символ России"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в музее "Береза - символ России"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе«Наша Родина -Россия »

формировать у детей преставление о России, как о родной стране, закрепить название «Россия», формировать преставления о государственном флаге РФ, познакомить детей с национальным русским костюмом. Вос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема недели: «День Победы» Тема НОД: «Подарок ветеранам ВОВ».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.Тема недели: «День Победы»цель работы :создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности &l...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Природа Мордовии»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности...