Организация НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в мир диких и домашних животных»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Шерстеникина Анастасия Владимировна

На занятии дети научатся систематизировать свои представления о жизни диких и домашних животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы по теме: «Путешествие в мир к диким и домашним животным»

Цель: Систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных, учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их. Составлять рассказы о животных. Воспитывать любовь к миру природы.

Материал: декорация леса, дома человека, иллюстрации животных диких и домашних, картинки с изображением жилища животных, костюмы животных.

Ход:

Дети входят в группу и оказываются в условиях где живу дикие и домашние животные (с одной стороны группы лес с другой жилище человека. Посередине группы картинки с дикими и домашними животными.)

Педагог: Ребята посмотрите, что вы видите? (Лес и дом человека и животных). Как вы думаете о ком мы сегодня с вами поговорим? Да сегодня мы с вами отправимся в путешествие к диким и домашним животным и поговорим о них, и сравним этих животных.

А сейчас я хочу рассказать вам небольшой рассказ. Давным-давно   жили на земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые не боялись Человека, а были и такие которые боялись Человека. Какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. Она стала полезна на охоте, охраняла жильё, а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их, со временем Человек приручил и других животных. Каких домашних животных вы знаете? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, каких из них вы знаете?

Игра "Назови предка домашнему животному" (педагог называет домашнего животного, а дети - дикого предка. Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, корова - тур, Кошка - рысь и т. д.)

Педагог: Из - за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть - осталась дикими, посмотрите, сколько у нас картинок с дикими и домашними животными, сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди животному дом". У нас с одной стороны группы находится лес. Какие животные живут в лесу? Правильно дикие. С другой стороны у нас находится жилище Человека и там живут? Конечно домашние животные, по моей команде Раз - два - три животного в свой дом неси нужно правильно распределить животных по их домам: диких в лес, домашних в жилище Человека. (Дети выполняют задание, проводится анализ правильности выполнения)

Педагог: Итак, для одних животных домом остался лес, степь, пустыня - дикая природа, а для других жильё рядом с домом человека, жильё любого животного - и домашнего, и дикого носит своё название, давайте вспомним как называется жилище некоторых животных.

Дидактическая игра "Кто где живёт"

(Педагог называет животное, дети - называют его жилища: собака - конура, белка - дупло, корова - хлев, волк - логово, медведь - берлога и т. д.)

Педагог: А теперь давайте вспомним как выглядят животные.

Назовите животных домашних и диких рыжего (оранжевого) цвета, белых, серых и т.д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти - дикие или домашние и почему? (Педагог подводит итог: "У каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, от того, где они живут")

Педагог: Однако животные различаются не только те5м, где они живу и цветом, но и размером.

У всех животных есть основные части:( рассматриваем картинки животных) голова, туловище, лапы, хвост. Для защиты себя, своих детенышей, для того, чтобы добыть себе пищу. У некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. Для животных очень важно, чем покрыто их тело. Почему? Чтобы не мёрзнуть, когда холодно, а в жару не перегреваться.

Педагог: А сейчас мы вспомним чем питаются животные в холодное и тёплое время года, есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) как изменяется еда у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки), коровы (свежая трава, сено) и т. д.?

Физминутка:

«Кошка»

Вы со мной знакомы близко.

Вы со мной знакомы близко.

Я приветливая киска. 

Кверху — кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

В темноте я зорко вижу, 

Понапрасно не обижу. 

Но дразнить меня опасно — 

Я царапаюсь ужасно.  

(Идут по кругу на носочках, крадучись,

держа согнутые руки перед грудью. 

Останавливаются, встают лицом в круг,

делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков.   

Вновь идут по кругу крадучись. 

Опять останавливаются, встают лицом в круг

и показывают «когти»)

В. Стоянов

Педагог: Сейчас каждый из вас попробует превратится в какого -либо животного и расскажет о себе с помощью плана:

Как называется животное. Какую пользу приносят домашние (дикие) животные? Как Человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит и т.д.). Что дают человеку дикие животные? (Возможность любоваться, наблюдать, изучать природу).

(Каждый ре6бёнок берет карточку с изображением животного)

Педагог задает вопросы - загадки:

1. Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запах. (Кошка.)

2. Какое животное спит всю зиму (Медведь.)

3. Это животное стало первым другом человека. (Собака)

4. У какого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц.)

5. В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова.)

6. Это животное очень хитрое, у неё шубка рыжая? (Лиса.)

(Дети, чьи картинки были отгаданы выходят к педагогу, педагог спрашивает, кто из них начнёт первым, предлагает начать рассказ со слов "У меня....". когда все дети расскажут о своём животном, проводится физминутка.)

«Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам, 

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,  

Гриб несет бельчатам-деткам. 

Ходит мишка косолапый,  

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек 

Катится колючий ежик. 

(Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью. 

Идут вперевалку  

Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.)

Н. Нищева

Далее педагог создает игровую ситуацию:

Однажды домашние животные задумались. Что это мы всё с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, чего тебе хочется, хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу! "Там так красиво!", - вздохнула лошадь. Сказано - сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

А в это же самое время в лесу встретились дикие животные, они очень завидовали домашним животным."Им - то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, всё хозяин даёт", - говорили волки. "Счастливые! не надо прятаться, всего бояться, мёрзнуть", - вздыхал зайчишка. "А давайте пойдём к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными", - предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. "Чего шумите? Спать не даёте! Или весна пришла?" - заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны. "Да вот, хотим домашними животными стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле". "Это вы хорошо придумали! я тоже с вами пойду, всё равно не скоро теперь засну", - ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами. Так прошёл день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось.

Давайте представим, что же рассказывали животные о своём житье - бытье. Педагог предлагает детям костюмы животных для инсценировки рассказа на заданную тему.

Выслушав рассказы детей, педагог подводит итог: Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жильё, самостоятельно добывать себе корм, защищаться от врагов и природных условий.

Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они лишены привычных условий жизни, требую много мясной пищи, бояться человека, образ жизни диких животных (ночной образ жизни, спячка и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Пусть будет так, как устроила природа. Каждое животное хорошо и полезно на своём месте.

Далее педагог отмечает удачные выступления детей. Уточняет, что запомнилось детям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".

Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение ко...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на тему: "Путешествие из прошлого в настоящее"

Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине....

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие капельки"

Занятие «Путешествие капельки» носит познавательный характер, направленный на развитие исследовательской деятельности детей.Данное занятие проведено в игровой форме с частой сменой деятельности:...

Конспект совместной деятельности по организации труда с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Уход за комнатными растениями"

Конспект совместной деятельности по организации труда детей старшего дошкольного возраста в природе на тему "Уход за растениями" с использованием пооперационных карт....

Методические рекомендации к организации беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Украина»

Формирование представлений об украинском народе, его быте и культуре; развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображения и фантазии....