Конспект по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Федорова Екатерина Витальевна

Тема "Путешествие по  Осени" для детей подготовительной к школе группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_poznavat._razvitiyu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие по Осени»

Тип занятия: Актуализация ранее полученных знаний (комплексное)

Вид занятия: занятие-путешествие

Цель: Формирование у детей целостного представления об осени.

Задачи:

1.Образовательные.

Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе на основе установления связей: временных – что за чем происходит и причинно-следственных – от чего происходит, об изменениях условий среды в сезоне от изменений в неживой природе.

2. Развивающие.

Развивать способность самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать,  предполагать и объяснять свои выводы и предложения. Развивать умение оценивать свою деятельность, деятельность сверстников и ее результаты.

3. Речевые.

Поощрять использование в речи образных выражений, поговорок. Повышать внимание к языку литературного произведения, авторским приемам изображения, совершенствовать выразительность декламации.

4.Воспитательные.

Воспитывать эстетические чувства к сезону Осень, используя  различные виды искусства: музыку, литературу, живопись. Воспитывать любознательность и активность.

Предшествующая работа:

-разучивание стихов, поговорок об осени;

-игры с перфокартами;

-настольные игры «Времена года», «Когда это бывает»

-отгадывание загадок об осенних изменениях;

-слушание пьес произведения П.И.Чайковского «Времена года»;

-рассматривание репродукций картин художников об осени;

-чтение рассказов « Осень» Г.Стребецкий , А. Толстой «Четыре желания» ;

-рисование в технике «Мазок»

Материал:

а) демонстрационный:

-мультимедийная установка;

-слайды с репродукциями картин;

-магнитофон, записи на информационном носителе «Времена года»;

материалы для оборудования гостиных (книги, подсвечник, музыкальные инструменты, эмблемы и др.)

б) раздаточный:

-перфокарты, фломастеры, листы бумаги;

-цветные карточки-символы, полоски бумаги;

Листы бумаги с изображением Осени в женском образе, краски, баночки с водой, кисти.

Методы и приемы:

-чтение стихов;

-беседа-рассуждение

-вопросы;

-использование перфокарт;

-слушание музыки;

-рисование в технике «мазок»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у меня к вам вопрос «Какое сейчас время года?»

Да, наступила зима. А какое время года было до зимы? Осень.  Вы не скучаете по осени. (Да). И мне хочется вернуть осенние деньки. А как вы смотрите на такое предложение побывать в осени? Тогда отправляемся с вами в путешествие по осени. Вы согласны? А путешествие будет необычным. Мы побываем с вами в разных гостиных. И я вас приглашаю в первую гостиную.

1.А называется она Литературная. Усаживайтесь поудобнее. В этой гостиной мы побеседуем с вами об осени. Какие поговорки, ребята, вы знаете об осени?

 Сентябрь красное лето провожает, золотую осень встречает. Как ты понимаешь эту поговорку? Замечательно.

Ребята, мы с вами знаем много стихов об осени. Давайте мы их вместе послушаем. Кто хочет прочесть стихотворение?

Как автор образно  называет осень в этом стихотворении? (Капустина Ю. ОСЕНЬ) (добрая волшебница) 

Кто осень в этом стихотворении  по мнению автора? (ОСЕНЬ З.Федоровская) (художница)

 Почему Пушкин.А.С. называет осень- унылая пора? И в тоже время - Очей очарованье? Объясните пожалуйста. Молодцы ребята. Очень понравились ваши ответы.

2.Приглашаю вас в следующую гостиную «Музыкальную». Пройдемте, ребята, пожалуйста (сели). Посмотрите у вас полоска, разделенная на квадраты с цифрами и цветные карточки- символы. Давайте  вместе определим, какой цвет соответствует сентябрю месяцу? А почему вы так решили?  .А октябрь какого цвета  может быть. Для ноября какой цвет вы выбрали? Объясните почему.  . Мы с вами послушаем отрывки из произведения Чайковского «Времена года» и выполним  следующее задание. Прослушав отрывки из произведений, выложите цветные карточки друг за другом в соответствии с названиями произведений. Задание понятно? Тогда, приступаем.

У всех получилось? (педагог индивидуально проводит работу) Замечательно. А теперь положите карточки в том порядке, как осенние месяцы  сменяют друг друга. Как должны лежать карточки? Что за чем?(желтый, оранжевый, серый или по другому: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Молодцы, ребята, все справились с этим заданием.

Ребята, я хочу у вас еще спросить: вам нравится осенний листопад? А давайте вспомним, как это было. Закройте  на мгновенье глаза. Представьте, что вы осенние листочки.  Откройте глаза. Закружимся в осеннем вальсе. А я полюбуюсь этим листопадом.

 (Физкультурная пауза «Осенний вальс»)

3. Нас ждет с вами следующая гостиная «Познавательная»

Присаживайтесь. На столах у вас перфокарты. Ребята, отметьте  в пустых окошках только признаки осени. Затем проверьте  друг у друга результаты вашей работы, их правильность, поменявшись листами бумаги.

- Замечательно справились. Молодцы.

4. Последняя гостиная, в которую я вас приглашаю «Художественная»  

(в середине зала около экрана)

Ребята, в этой гостиной мы поговорим о живописи. А какие жанры живописи вы знаете? (портрет, натюрморт, пейзаж). Хорошо. А картины природы в каком жанре изображаются? (пейзаж). Много художников пишут пейзажи, в том числе и осенние пейзажи. Сейчас мы с вами поиграем.

-Ребята, отгадайте  название и автора знакомых вам картин, где изображены пейзажи осени.

Ребята, обратите внимание на экран (слайды)

 (Дети отгадывают). Какие вы у меня молодцы. Все  названия картин отгадали.  

А сейчас проходите в гостиную, вас ждет сюрприз. Художник оставил для вас рисунки на память о путешествии- Ребята что он нарисовал? Осень в образе девочки. Но видимо он торопился и что-то забыл.  А что он забыл? (Ответы детей) А давайте мы с вами сейчас   сделаем наряд осени ярче и красивее. Выберите для своей работы нужные вам краски и присаживайтесь за столы. Украшать мы будем наряд осени приемом «мазка»

Дети «украшают» наряд осени в технике «мазок» (рисование)

Рисунки дети раскладывают на столе.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше понравилось в этом путешествии? В какой гостиной вам понравилось быть? А что вам понравилось делать? Мы с вами будем путешествовать  еще не один раз.    А наше путешествие закончилось. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...