"Путешествие на воздушном шаре". Конспект НОД по познавательному развитию (по эколого-образовательной программе Н.А.Рыжовой "Наш дом - природа") для детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Татьяна Константиновна Трифонова

Мы знаем, что ветер- это движение воздуха. А какова его роль в природе и жизни животных, человека? Как образуются волны, ураганы, бури? На все свои бесконечные вопросы дети получают ответы на познавательных (экологических) занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                      КОНСПЕКТ

     непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию (по эколого-образовательной программе  Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа»)   для детей старшей группы.

Тема:  «Путешествие на воздушном шаре».

 

Программное содержание.

Закрепить с детьми знания о воздухе, его свойствах. Закрепить также с детьми знания о таком природном явлении, как ветер, о причинах его возникновения, роли в жизни человека. Закрепить знания о важности воды в жизни всего живого.

Продолжать формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, учить любоваться красотой природы, понимать необходимость бережного отношения к ней.

Развивать в детях любознательность.

Материал для занятия.

Воздушный шар, сухое дерево, природные камни, поддон с водой, аквариум с песком, Фломастеры, мячи для игры, вертушки, парусные кораблики, воздушные шарики, листочки и цветочки из бумаги.

Ход занятия.

   Центральная стена музыкального зала украшена солнцем, облаками. В углу – воздушный шар. Возле окна – дерево без листьев, а рядом – груда камней, в которых спрятан ручеёк. В зале стоит поддон с водой и аквариум с песком (море и пустыня).

                 Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель. Дети, вы любите путешествовать? Давайте отправимся в путешествие по воздуху. Как вы думаете, на чём можно летать по воздуху? (ответы детей).

 Я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. А кто из вас знает, как устроен воздушный шар, и почему он летает? (ответы детей).

Да, правильно. Ведь ещё с давних времён мечтали люди о том, чтобы летать по воздуху. И впервые людям удалось подняться в воздух на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом.

Итак, ребята, вот и наш воздушный шар, он уже готов к полёту. Проходите, занимайте места в корзине воздушного шара.

Приготовились. Взлетаем! (музыка взлёта)

Ребята, посмотрите, как мы стремительно поднимаемся вверх. Почему это происходит?

Дети. Тёплый воздух легко путешествует, он любит летать и всегда поднимается кверху; а холодный воздух тяжёлый и неповоротливый, предпочитает оставаться у земли.

Воспитатель. Да, вот поэтому наш шар так быстро поднимается к облакам. Ребята, что вы ещё знаете о воздухе?

Дети. Он -  вокруг нас, он – невидимый, он – лёгкий, он – бесцветный.

Воспитатель. Зачем же нам нужен воздух?

Дети. Дышать.

Воспитатель. Чем мы дышим?

Дети. Носом.

Воспитатель. Правильно. И я, и вы, ребята, и все люди дышат через нос. Ну-ка, ребята, подышите своими замечательными носами. Отлично! А вот как дышат животные?

Дети. Через нос.

Воспитатель. А как же дышат растения? Ведь они тоже живые.

Дети. У них на листьях есть маленькие дырочки – отверстия, их трудно увидеть. Вот через них они и дышат.

Воспитатель. Ребята, а можно ли увидеть воздух? (Да). Докажите.

(Дети перечисляют опыты, которые проводили на занятиях: надуть шар, подуть через соломинку в стакан с водой, пускать мыльные пузыри, опускать в банку с водой стакан вверх дном,- вода не попадает в стакан).

А как можно услышать воздух?

Дети. Подудеть в дудочку, посвистеть в свисток.

Воспитатель. Да, ребята, когда дрожит воздух, то получается звук, и мы слышим воздух.

Ой, ребята, посмотрите, кажется, под нами показался остров. Давайте приземлимся. Начинаем снижаться. Ну, вот и приземлились.

                          (Все выходят из шара)

Что-то здесь очень тихо, не слышно пения птиц, не видно ни растений, ни цветов; только одни камни да песок, да вот сухое дерево.

Я предлагаю помочь этому острову возродиться к жизни. А что нужно для жизни? Для того, чтобы природа ожила?

Дети. Тепло, всеет, воздух, вода, животные, растения.

Воспитатель. Верно. Ведь в природе всё взаимосвязано. Итак, воздух у нас есть, тепло и свет есть. Чего же не хватает?

Дети. Воды.

Воспитатель. Правильно, ведь без воды не могут жить ни растения, ни животные.

Давайте поищем, может, где-нибудь здесь есть вода. Мне кажется, что я слышу слабое журчание родничка (тихо звучит музыка). Посмотрите, вот он! Он весь завален камнями. Помогите мне освободить его (дети убирают камни и освобождают родничок).

Наш родничок зажурчал ещё веселее и разбился на много маленьких ручейков. Эти ручейки разбежались по всему острову, неся живительную влагу.

А как вы думаете, ребята, куда дальше побегут ручейки?

Дети. В реки, в моря. В океаны.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, дерево стало оживать. Давайте поможем ему: раскрасим ему листочки и цветы.

                     Дети разукрашивают листочки и цветы.

Воспитатель. Какое дерево стало красивым! А что нужно дереву, чтобы оно оставалось таким же красивым? (ответы детей)

Посмотрите, вот уже и птички прилетели к дереву. Они радуются и весело щебечут. Давайте мы с вами представим, что мы – птички, и станцуем радостный танец.

                          Танец птичек.

Воспитатель. Теперь птички у нас есть. А кто ещё нужен?

Дети. Червячки. Они нужны для того, чтобы рыхлить землю.

Воспитатель. А теперь представим, что мы с вами превратились в червячков.

                                 Игра на мячах.

Воспитатель. Вот теперь наш остров ожил. И всё это сделала сама природа, мы ей лишь чуточку помогли. Давайте продолжим наше путешествие. Занимайте свои места. Пора в путь!

                         Дети садятся в воздушный шар.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, мы опять быстро поднимаемся вверх. Остров уже далеко позади. Ой, кажется. Подул лёгкий ветерок. Ребята, а что такое ветер и как он появляется?

Дети. Ветер – это движение воздуха. Он появляется, когда встречаются тёплый и холодный воздух.

Воспитатель. Кажется, ветер усиливается. Нас сносит. Ой, шар теряет высоту. Ребята, держитесь крепче (приземляемся). Ну, вот мы и приземлились. Никто не ушибся? А куда же это мы с вами попали?

                   Звучит музыка, появляется Ветер.

Ветер. Кто это ко мне пожаловал?

Воспитатель. Это мы с ребятами летели на воздушном шаре. А тут налетел сильный ветер, и нас принесло сюда. Мы никого не хотели потревожить. Простите нас, пожалуйста. А кто вы?

Ветер. Я – повелитель страны ветров.

Воспитатель. Ну, тогда мы тебя знаем. Правда, ребята? И даже знаем, что ты умеешь делать.

Ветер. Интересно. И что же я умею делать?

Дети. Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями и т.д.

Ветер. Да, я много чего умею.

            «Могу я песком

              Засыпать караваны,

              Назло морякам

              Волновать океаны,

              Ломать, как тростинки,

              Дубы вековые..»

И сейчас вот захочу, и разнесёт вас в разные стороны.

Воспитатель. Неужели ты такой злой? Мы вот слышали с ребятами, что ты бываешь и добрым. Ребята, расскажите, что умеет делать добрый ветер.

Дети. Крутить крылья мельниц, разносить семена, помогать плыть парусным лодкам и т.д.

Ветер. Спасибо вам, ребята. Что вы мне напомнили о моей доброте. Теперь разрешу вам побыть в моей стране ветерками. Хотите? Для начала я дам вам вот эти волшебные вертушки и посмотрю, все ли готовы стать моими помощниками (раздаёт вертушки). Теперь подуйте на них.

Воспитатель спрашивает детей, что происходит с вертушкой, дети     отвечают.

Ветер. С первым заданием вы справились. Молодцы! А теперь испытаю вас на море. Вот здесь у меня маленькое море (большая ёмкость с водой). Подуйте на него. Что получается?

Дети. Волны. Чем сильнее мы дуем, тем больше волны.

Ветер. Теперь на море показались корабли (опускает в воду парусные кораблики, изготовленные самими детьми). Что происходит с корабликом, если ветра нет?

Дети. Он стоит на месте, не движется.

Ветер. Да, верно, ребята. Значит, парусные корабли движутся благодаря ветру. Давайте подуем на паруса. Что же теперь происходит? 

Дети. Они плывут.

Ветер. А иногда я поднимаю такой сильный ветер, что на море такое начинается…

Воспитатель. Что же, ребята, тогда происходит?

Дети. Начинается буря, и корабли могут потерпеть крушение.

Ветер. Молодцы! Всё-то вы знаете. Хорошо поработали на море ветрами. Но я дую не только на море, но и в пустыне. Вот здесь у меня есть маленькая пустыня.

                        Достаёт аквариум с песком и соломинки.

Воспитатель. Давайте, ребята, опять станем ветерками и несильно подуем на песок. Что с ним происходит?

Дети. Появляются волны, песок перемещается из одного места в другое. Образуются песчаные холмы, которые называются барханами.

Ветер. Вы отлично справились со всеми моими заданиями, были замечательными моими помощниками. За это в награду я хочу подарить вам подарки.

                   Ветер дарит детям воздушные шарики.

Воспитатель. Спасибо тебе, Ветер, за подарки. А также за то, что дал нам возможность поработать ветерками. А нам пора возвращаться обратно в детский сад. Может, ты нам поможешь напоследок?

Ветер. Конечно. Сейчас я подую, чтобы ваш шар быстрее долетел до дома.

Воспитатель. Ребята, занимайте свои места. Нам пора в путь. До свидания, Ветер! До новых встреч!

                              Ветер дует.

Воспитатель. Вот мы с вами, ребята, и вернулись. Закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А теперь нам пора возвращаться в свою группу.       

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «На прогулку я пойду и в беду не попаду!»

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.

Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному  ...

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему «День рождения книжки «Затейки» в старшей группе общеразвивающей направленности

Образовательные задачи:Совершенствовать навыки связной речи.Познакомить детей с взаимодействием воды и бумаги. Развивающие задачи:Развивать творческие способности детей во взаимодействии в коллек...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Лаборатория «Сказочных открытий» или «Сказка вирус-коронавирус»». Для детей старшего возраста. С презентацией

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о микроорганизмах, местах их пребывания, правилах гигиены.Задачи: Обучающие Способствовать формированию представления о том, что окружающий мир ...

«Путешествие на воздушном шаре» Конспект интегрированной ОД (Познание и физическое развитие)

laquo;Путешествие на воздушном шаре»Конспект интегрированной ОД (Познание и физическое развитие)...

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...