НОД "В гостях у песочной феи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пархоменко Ирина Анатольевна

Непосредственно образовательная деятельность предназначена для детей старшей группы.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цели:

обучающие:

·               познакомить детей  со свойствами песка через опытно – практическую деятельность;

·               научить детей способам рисования песком (на стекле, на картоне), изготовления сувениров из цветного песка;

·               расширить  представления детей о том, где встречается песок  в природе, о его значении в жизни людей, растений и животных;

·               закреплять умение детей отвечать на вопросы поискового характера, делать выводы, умозаключения

 

развивающие:

·               развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

·               развивать мыслительную активность, умение наблюдать,  делать выводы;

·               развивать внимание, память, творческое воображение, активизировать речь.

·               обогащение словаря: свойства песка (шершавый, сыпучий, рассыпчатый, рыхлый), барханы, пустыня, лупа, пульверизатор;

активизация словаря: песочная, песчинка, обобщающие понятия: транспорт, здания, животные, деревья

 

воспитательные:

·              воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

·              вызвать эмоционально – положительное состояние удовольствия от действий с песком;

·              воспитывать навыки  позитивной коммуникации, умение работать в коллективе;

воспитывать навыки культурного поведения в играх с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность «В гостях у песочной феи» с использованием ИКТ

Цели:

обучающие:

  • познакомить детей  со свойствами песка через опытно – практическую деятельность;
  • научить детей способам рисования песком (на стекле, на картоне), изготовления сувениров из цветного песка;
  • расширить  представления детей о том, где встречается песок  в природе, о его значении в жизни людей, растений и животных;
  • закреплять умение детей отвечать на вопросы поискового характера, делать выводы, умозаключения

развивающие:

  • развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать,  делать выводы;
  • развивать внимание, память, творческое воображение, активизировать речь.
  • обогащение словаря: свойства песка (шершавый, сыпучий, рассыпчатый, рыхлый), барханы, пустыня, лупа, пульверизатор;

активизация словаря: песочная, песчинка, обобщающие понятия: транспорт, здания, животные, деревья

воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызвать эмоционально – положительное состояние удовольствия от действий с песком;
  • воспитывать навыки  позитивной коммуникации, умение работать в коллективе;

воспитывать навыки культурного поведения в играх с песком.

Категория обучающихся: дети старшей групп (5-6 лет)

Оборудование и программное обеспечение: 

  1. Кукла Песочная фея.
  2. Стол для игр с песком, ткань – чехол.
  3. Карточки – подсказки о правилах поведения в играх с песком.
  4. Палочки для рыхления
  5. Бумажные тарелочки, лупы по количеству детей
  6. 3-х литровая банка с песком, закрытая крышкой с дырочкой, трубочка – для демонстрации опыта «Движение песка»
  7. Кисточки по количеству детей
  8. Мелкие игрушки – «жители Песочной страны»
  9. Пульверизаторы по количеству детей
  10. 4 коробочки с мелкими игрушками: деревья, транспорт, животные, здания
  11. Ноутбук, проектор, экран, презентация  о песке.
  12. Стёкла для рисования по количеству детей, ватные палочки, песок
  13. Листы картона, клеевые карандаши, наборы цветного песка в контейнерах из  -  под «киндер» яиц
  14. Стеклянные пузырьки, цветной песок в ёмкостях, воронки из картона.

п/п

Этапы учебного занятия /

организационно-методического мероприятия

Деятельность педагога/ руководителя

Деятельность обучающихся/
участников

Технологическое

сопровождение

(слайды презентации)

1

2

3

4

5

1

Организационный

Предлагает поздороваться детям, с помощью игры «Давайте поздороваемся»

Настраиваются на работу. Играют в игру «Давайте поздороваемся»

Слайд 1

2

Мотивационный

Узнает у детей, любят ли они сказки, и предлагает отправиться в путешествие в сказку к Песочной Фее.

Педагог узнает у песочной Феи, что у нее случилось и предлагает детям помочь ей.

Путешествие в песочную страну к Фее.

Дети отправляются в сказку, проговаривая волшебные слова.

Знакомятся с песочной феей и предлагают ей свою помощь.

Дети продолжают путешествие в песочную страну к Фее на помощь (круг – волшебные слова).

Слайд 2

3

Основной «Спасаем песочную страну»

Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Правила Песочной страны» и посмотреть на них (правила работы с песком и на занятии).

Воспитатель и Фея сообщают детям, что злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. И предлагает  помочь выйти им оттуда, а для этого необходимо изучить секреты песка (с помощью карточек – подсказок Феи)

Проведение опыта «Какой песок на ощупь?»

Воспитатель предлагает положить ладошки на песок, погладить его внутренней, затем тыльной стороной ладони.

Педагог предлагает сделать вывод: выбрать и выставить модель опыта – «картинку – подсказку» про секрет песка.

Проведение опыта «Сыпучесть песка»

Педагог предлагает взять немного песка и высыпать его обратно в песочницу и понаблюдать за ним.

Затем педагог предлагает взять палочки и попробовать перемешать песок в песочнице.

Педагог предлагает сделать вывод: выбрать и выставить модель опыта – «картинку – подсказку» про секрет песка.

Проведение опыта «Состав песка»

Педагог предлагает узнать, из чего состоит песок, а для этого взять волшебные стёклышки (лупы) и рассмотреть песок.

Педагог предлагает сделать вывод: выбрать и выставить модель опыта – «картинку – подсказку» про секрет песка.

Проведение опыта «Движение песка» (проводит воспитатель – дети смотрят). У педагога  банка с песком, закрытая крышкой с отверстием, педагог дует в нее.

Педагог предлагает сделать вывод: выбрать и выставить модель опыта – «картинку – подсказку» про секрет песка.

Фея: Молодцы ребята, все секреты отгадали. Раз песок может двигаться, вы теперь сможете  спасти жителей песочной страны.  Педагог предлагает взять  кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволите друзей из темницы

Проведение опыта «Песок пропускает воду»

Детям предлагается слепить замки из сухого песка.

Воспитатель проводит упражнение «Песочный дождик» и предлагает слепить, построить что-нибудь из мокрого песка.

Педагог предлагает сделать вывод: выбрать и выставить модель опыта – «картинку – подсказку» про секрет песка.

Воспитатель предлагает победить злого волшебника, заколдовавшего Песочную страну: упражнение «Победитель злости»

Возвращаем радость и счастье в Песочную страну: проведение дидактической игры: «Что лишнее?» и упражнение «Город на песке»

Фея благодарит за помощь детей.

Воспитатель предлагает возвращаться домой из Песочной страны.

Показ презентации педагогом «Песок в жизни животных и  человека»:

  • Песок можно встретить в пустынях. Вот это и есть песчаные барханы. Вспомните, какой секрет про песок мы узнали, как образуются барханы?  (песок двигается под действием ветра). В пустынях в песке растут растения (какие?), живут и прячутся от жаркого солнца насекомые и животные.
  • Песок лежит на дне водоёмов (рек, озёр, морей, океанов), в нём растут растения, живут и прячутся водяные  насекомые, рыбы, моллюски.
  • На песчаных пляжах люди любят отдыхать, загорать, играть, строить постройки.
  • Песок используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой, делая крепкий раствор и скрепляя кирпичи, стены.
  • Также песком посыпают зимой дороги, чтобы они не были скользкими.
  • Из песка изготавливают стекла.
  • Есть даже специальные песочные часы.  Какой секрет песка здесь используется? (сыпучесть песка).
  • Песок используют при тушении пожара.
  • Песок  используют в медицине для прогреваний.
  • Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото, из которого изготавливают ювелирные украшения.
  • А какие самые любимые игры детей летом? Конечно, игры с песком в песочницах в детском саду и дворах.

Дети слушают стихотворение «Правила Песочной страны» и рассматривают картинки-подсказки правил поведения.

Дети соглашаются изучить секреты песка и спасти жителей Песочной страны.

Дети гладят песок ладошками, внутренней и тыльной стороной ладони и описывают свои ощущения.

Дети делают вывод, что песок сухой, шершавый, мягкий и находят «картинку -  подсказку» этого секрета песка.

Дети берут немного песка в ладошки и высыпают его обратно в песочницу, наблюдая за процессом.

Дети берут палочки и мешают песок.

Дети делают вывод, что сухой песок рыхлый, сыпучий, рассыпчатый и находят «картинку -  подсказку» этого секрета песка.

Дети берут лупы и рассматривают песок и его песчинки.

Дети делают вывод, что песок состоит из мелких зернышек – песчинок, она лежит отдельно и не прилипает к другим.

Песчинки имеют разную форму, расцветку, размеры.

Дети смотрят как педагог проводит опыт.

Дети делают вывод, что песчинки легко двигаются и сдуваются, под воздействием воздуха. Так в природе ветер надувает барханы в пустыне.

Дети берут кисточки и раскапывают песок во всех уголках песочницы (ищут жителей Песочной страны).

Дети пробуют слепить из сухого песка замки, но делают вывод, что из сухого песка сложно слепить, и его надо намочить.

Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок и произносят стихотворение «Дождик лей веселей»

Затем дети пробуют слепить из мокрого песка.

Дети делают вывод, песок быстро пропускает воду, из мокрого песка можно лепить.

Дети лепят плотный шар из песка и рисуют на нем злого волшебника. А затем прогоняют злого волшебника, разрушая песочный шар ладошкой, кулаком.

Дети расколдовывают коробки с деревьями, животными, зданиями Песочной страны выбирая лишний предмет.

Затем украшают, расставляют все предметы Песочной страны.

Прощаются с Феей.

Дети смотрят презентацию и слушают рассказ «Песок в жизни животных и человека»

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

4

Творческий

А еще из песка можно сделать различные сувениры и подарки.

Педагог показывает способ рисования песком на стекле. Предлагает детям нарисовать рисунки песком на стекле.

Педагог показывает способ рисования цветным песком на картоне.

Педагог показывает, как сделать сувенир «Радуга в бутылке».

Дети рисуют на стекле рисунки.

Дети рисуют цветным песком на картоне.

Дети делают сувенир «Радуга в бутылки»

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

5

Заключительный (Рефлексия занятия)

Воспитатель предлагает подвести итог занятия и ответить детей на вопросы.

Дети отвечают на вопросы о том, понравилось ли им занятие, что нового они  узнали.

Слайд 31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием песочной игротерпии (социализация) в средней группе на тему: «В гостях у Песочной Феи»

Обучающие задачи:Обогащать сенсорный опыт детей, продолжая знакомить со свойствами песка;Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.Развивающи...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...

Конспект занятия с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, проявление инциативность.  Задачи:- развитие фантазии,- развитие эмоционально сферы - развить образное мышление и тактильную чувств...

Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

Занятие по песочной терапии для средней группы «В гостях у Песочного человека»

Цель: развивать детское экспериментирование, усложняя действия по преобразованию песка.Задачи:1) Формировать элементарные (обследовательские) действия (трогают, пересыпают, оставляют следы, сжима...

Конструкт НОД с применением технологий артпедагогики (песочная терапия) «В гостях у Песочной феи»

Разнообразные игровые занятия с песком способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, речь, воображение и творческие способности реб...

Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 3-4 лет с элементами песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Образовательная область: познавательное развитие.Возраст детей: 3-4 годаФормы совместной деятельности: беседа, экспериментирование, динамическая пауза,  изобразительная  деятельность.Фо...