Познавательно-исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Покшиванова Татьяна Александровна

Способствоватьразвитию познавательно-исследовательских умений детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД знакомство с плесенью618.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №3» города Нерюнгри

Конспект  

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Плесень»

Выполнила: воспитатель

 специальной (коррекционной) группы №9

Покшиванова Т.А.

г. Нерюнгри 2016г.

Тема: «Плесень»

Цель: способствовать развитию познавательно – исследовательских умений детей.

Программные задачи: 

  1. Познакомить детей с понятием «плесень», разновидностью грибов; показать при помощи эксперимента как она растет; рассказать о ее вреде и пользе.
  2. Познакомить детей с микроскопом.
  3. Выяснить, как прорастает плесень на хлебе, помидоре, в разных условиях.
  4. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми в ходе совместной познавательной деятельности; формировать основы безопасного поведения в быту.
  5. Обогащать активный словарь; развивать  владение речью как средством общения.
  6. Приобретение опыта в становление ценностей здорового образа жизни.
  7. Воспитывать интерес, стремление к экспериментированию.

 

   

Оборудование: картинки с изображением грибов, карточки с заданиями, интерактивная доска, ноутбук, контейнеры с кусочками хлеба и помидора. 4-закрытых, 4-открытых, за 9 дней до занятия. Лупы, белые халаты, маски.

Предварительная работа за неделю до занятия: положить хлеб и помидор в контейнеры, 4 оставить открытыми,  4 плотно закрыть.

Технологии:  игровые,  исследовательские, ИКТ, здоровьесберегающие, ТРИЗ технологии.

Ход НОД.

1. Введение в проблемную ситуацию.

 Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску.

Воспитатель.

-  Ребята, посмотрите, что вы видите на доске. (Грибы).

-  А вы, знаете как они называются? (Белый гриб и мухомор).

- На какие две группы, мы можем их разделить? (Съедобные и несъедобные).

- А как вы думаете, что изображено на третьей картинке. (Ответы детей).

- В ходе нашего исследования, вы узнаете что это такое.

2. Открытие нового знания.  

Воспитатель.

 - Помните ребята,  9 дней назад мы начали проводить с вами эксперимент? Что мы делали?

Дети. Мы положили несколько кусочков хлеба, яблок. Одни оставили открытыми, другие плотно закрыли. 

Воспитатель.

- Как  вы думает, ребята, что произошло с этими продуктами?  (ответы детей).

 - Я предлагаю вам отправиться в нашу Мини-лабораторию, и  стать  научными сотрудниками (дети одевают белые халаты и маски).

На экране появляется картинка лабораторной комнаты.

- Ребята, каждому сотруднику лаборатории нужен пропуск. (Раздаю жетончики).

- Но прежде, чем мы попадем в лабораторию, вам необходимо выполнить задания.

Задания (для более сильных детей задания усложнены):

  1. «Четвертый лишний» ( белый гриб, лисички, бледная поганка, маслята);
  2. Антонимы: большой – маленький; вредный – полезный; мягкий – твердый; съедобный – несъедобный; высокий – низкий.
  3. Составление предложения из набора слов: мы, корзинка, полная, набрали, грибы;
  4. Синонимы: гриб – грибок, грибной, грибник, грибочек и т.д.;
  5. Посчитай: один гриб, два …, три …, четыре …, пять …
  6. Ответь на вопросы: Что можно делать с грибами? Как называется суп из грибов? Как называют человека, собирающего грибы? В какое время собирают грибы?

Воспитатель:

- Молодцы, вы выполнили все задания, и теперь мы можем пройти в нашу Мини-лабораторию.

- Посмотрите, в нашей лаборатории находится много интересных предметов. Что вы видите? (Ответы детей).

- Вам надо разделиться на  группы и занять свои места. (Дети делятся на группы и занимают места).

Воспитатель предлагает детям одеть маски.

- Прошу вас быть внимательными и наблюдательными. У вас есть на столах лупы и контейнеры с продуктами.  У одной группы закрытые контейнеры, у другой открытые. Вы должны будете внимательно рассмотреть продукты, и определить какие изменения с ним произошли за 9 дней.

Дети отмечают, что в открытых контейнерах хлеб полностью высох, стал твердым, легким, без пятен, помидоры, тоже подсохли; в закрытых–появились капельки воды, а хлеб и помидоры покрылись  чем то серо – черным, пушистым.

Воспитатель предлагает поменяться контейнерами и продолжить исследование  (дети находят изменения).

Воспитатель.

- Ребята, помните в начале нашего занятия, мы рассматривали с вами картинку. Что на ней было изображено? (Ответы детей).

Вот вы рассмотрели контейнеры с продуктами,  которые были закрыты и открыты. Какой вы можете сделать вывод? (ответы детей)

Правильно, ребята, в закрытых контейнерах продукты испортились, а в открытых контейнерах продукты подсохли  или просто высохли.  

- Так вот то, что образовалось на  наших продуктах – называется плесень. Плесень – это разновидность грибов.

-

- Как вы думаете, почему она выросла именно в закрытых  контейнерах, а не в открытых?  (ответы детей)

Воспитатель.

Я вам помогу, в закрытых  контейнерах есть капельки воды, а в открытых она испарилась. Значит, какой мы с вами сделаем вывод?

Дети.

Для роста плесени нужна вода.

Воспитатель.

Правильно, но много воды не надо, нужна влажность и тепло и отсутствие свежего воздуха, баночки были плотно закрыты.

Мы сейчас закроем контейнеры, чтобы плесень не распространила свои споры в группе. Они могут быть опасны  для человека. Споры плесени вызывают у человека приступы удушья, аллергию, астму.

- Ребята, а кто знает, что это за предмет? (Если дети затрудняются, воспитатель вводит понятие «микроскоп» и его описание).

- Вы рассматривали плесень на продуктах через лупу, я предлагаю  вам рассмотреть её еще ближе, под микроскопом.

Дети по очереди подходят и рассматривают.

Воспитатель

- Ребята, что нового, вы сегодня узнали? (Ответы детей).

3. Сиквейн.

Воспитатель.

- Ребята, что вы можете сказать о грибе.

- Какой он?

- Что с ним можно делать? (Действия: собирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить, прятаться, вырастать.)

- Ребята, что вы можете сказать о плесени.

- Какая она?

- Что с ней можно делать? (Действия: рассматривать, наблюдать и т.д.).

- А теперь я предлагаю вам рассказать о себе:

- Что вы может сказать о себе?

- Как вы оцениваете свои старания на занятии?

- Какое было наше путешествие?

Рефлексия.

- Спасибо вам ребята  за хорошую работу. Вы как настоящие учёные проводили научные исследования.  

- А, кто помнит, что еще, кроме грибов, было на картинке? (Желтый квадрат с вопросом).

- Вы узнали, что плесень,  которая появилась на наших продуктах вредная, а есть еще плесень которая приносит пользу человеку, её картинка закрыта квадратом. Но с ней я вас познакомлю в следующий раз.

 

Задания (для более сильных детей задания усложнены):

  1. «Четвертый лишний»;
  2. Антонимы: большой – маленький; вредный – полезный; мягкий – твердый; съедобный – несъедобный; высокий – низкий.
  3. Составление предложения из набора слов: мы, корзинка, полная, набрали, грибы;
  4. Синонимы: гриб – грибок, грибной, грибник, грибочек и т.д.;
  5. Посчитай: один гриб, два …, три …, четыре …, пять …
  6. Ответь на вопросы: Что можно делать с грибами? Как называется суп из грибов? Как называют человека, собирающего грибы? В какое время собирают грибы?


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....