Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Прончатова Людмила Викторовна

Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Моя задача – познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2017.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт продуктивно – исследовательского проекта

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ »

средняя группа

Руководитель проекта                воспитатель:  Прончатова Л. В

Вид проекта – информационно-исследовательский, групповой, краткосрочный.

Участники проекта – дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Срок реализации – 2месяц с 10.01.2017 г. по 28.02.2017 г.


Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Моя задача – познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 4 - 5 лет.

Участники: педагоги, дети и родители средней группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  1. обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  2. создание необходимых условий для реализации проекта;
  3. перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.


Отчет продуктивно – исследовательского проекта

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ »

средняя группа

Руководители проекта воспитатель:  Прончатова Л. В

Вид проекта – информационно-исследовательский, групповой, краткосрочный.

Участники проекта – дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Срок реализации – 2месяц с 10.01.2017 г. по 28.02.2017 г.

Реализация проекта

1 этап

Беседа с детьми по теме. Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1.  Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в изготовлении кормушки для птиц.

 

2 этап

Основной (практический)  

Совместная деятельность с детьми.

Задача: расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Эту задачу мы решали через все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 «Познавательное развитие» 

 Вхождение в тему проекта.

Беседы «Что ты знаешь о птицах?», «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу? », «Зимующие птицы».

- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь».

Задачи: уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются). Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Ежедневное наблюдение на прогулках:

– наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц.

- наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас.

- наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц (повадки).

-наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?

В ходе проекта, у детей возникли вопросы:

Для кого мы принесли этот корм? (сало, пшено, хлеб, сухая рябина, семечки)

Почему нельзя кормить птиц черным хлебом, жареными семечками?

Почему необходимы кормушки разного размера?

Также с детьми проводились ситуативные беседы, где уточнялось, какими знаниями они овладели: каких зимующих птиц они узнают? Зачем их кормят?

Кто их подкармливает? Почему они сами себе не могут добыть пищу?

«Речевое развитие» 

Чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова

Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто. скороговорок, считалок.

- Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Занятие по развитию речи «Зимующие птицы».

Задачи: уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении; формировать понятие «Зимующие птицы». Активизировать словарь по теме, учить составлять описательный рассказ.

«Художественно-эстетическое развитие» 

Художественное творчество:

-  Рисование «Как розовые яблоки на ветках снегири». Задачи: учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы - строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции.

- Аппликация «Птицы на ветках». Задачи: - научить детей составлять аппликацию в виде птицы; закрепить представление об их названии, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; закрепить умение аккуратного пользования клеем; развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать и слышать пение птиц.

«Социально-коммуникативное развитие»

Задача: пополнить развивающую среду по теме проекта.

Оформление наглядной информации по теме проекта:

- оформление уголка книги (подбор книг о птицах)

- изготовление пазлов «Зимующие птицы»

- оформление плаката «Зимующие птицы»

- оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

«Физическое развитие»

Труд:  

- совместно с родителями изготовление кормушек.

- заготовка корма для птиц, подкармливание птиц. Задачи: приобщать детей брать на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. 

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова», «Воробьи и кошка». Задачи: формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

Взаимодействие с родителями

Консультации – «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Акция - «Поможем нашим пернатым друзьям».

Результат

Итоговое мероприятие Викторина «Зимующие птицы»

• Выставка кормушек и их развешивание.

• Благодарность родителям и детям за участие в проекте.

 В ходе проекта у детей расширились знания о зимующих птицах, о роли человека в их жизни. Повысилась любознательность, наблюдательность, желание помогать птицам в трудное для них время. Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились теплые доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте.

 На территории ДОУ было развешано 7 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц;
  • Наблюдение за их поведением;
  • Использование разных кормов;
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

  • Синицы – 20;
  • Снегири –3;
  • Воробьи –22;
  • Вороны –3;
  • Голуби –9;
  • Сороки –7.

В результате проведенной работы дети узнали:

  • Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • Как различить птиц по окраске;
  • Какие корма предпочитают птицы.

 Были сделаны следующие выводы:

  • Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • В ветреные дни птицы не прилетают;
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
  • Воробьи, голуби прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночке;
  • Кормушку посетили 6 видов птиц;
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....