Образовательная деятельность "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Размолодина Марина Сергеевна

Как развивать познавательный интерес ребенка? Как доступно рассказать ему о сложных вещах? Как вывести детей на проектную деятельность? Ответы на эти вопросы вы получите, познакомившись с моим материалом для совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста. К конспекту есть наглядный материал. Обращайтесь - поделюсь!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

Тема: «Путешествие в прошлое часов»                                                                                                                                   Возраст: старшая группа

Составитель: Размолодина Марина Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №91» гор. Ярославля

Виды задач

Интеграция обр. областей

Предпосылки УУД

  1. Обучающие

1.1 Уточнить представления детей о часах и их значении в жизни людей.

1.2 Познакомить детей с солнечными часами.

Познание

Познание

________

 _________

  1. Развивающие
  1. Развивать умение рассуждать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения.

2.2  Развивать способность управлять своим  поведением и планировать свои действия.

Коммуникация

______

Познавательные (логические) УУД:

  • выстраивание логической цепи рассуждений;
  • способность к построению доказательства.

Регулятивные УУД:

- способность к волевому усилию;

- составление плана и последовательности своих действий.

  1. Воспитательные
  1. Воспитывать положительный интерес к новым знаниям.

3.2  Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям и друг другу.

Познание

Социализация

Личностные (смыслообразование) УУД:

проявляет осознанные познавательные интересы.

Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД:

проявление внимательного и доброжелательного отношения к людям

Предварительная работа с детьми:

Виды деятельности в ходе НОД: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная

Оборудование и материалы к НОД:картинки с изображением различных часов (солнечные, песочные, башенные часы и др.),

предметы для моделирования солнечных часов (обруч, колышек, фонарь, счетные палочки), модель движения солнца по небу.

Ход НОД:

Этапы НОД

Продолжительность

Задачи

Методы, приемы

Ход

1.Организационный этап (подготовка к НОД)

1 мин.

____

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.

2. Мотивационный(обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию)

5 мин

1.1

2.1

Звонок по сотовому телефону.

Беседа

Обобщение ответов детей

Сегодня к нам обещал прийти медвежонок Музейка. Что-то он опаздывает! Я волнуюсь, не случилось ли чего! Давайте позвоним ему и спросим (имитация звонка). Ребята, у Музейки сломались часы, и он не смог прийти к назначенному времени.

  • А у вас дома есть часы?
  • Для чего они нужны?
  • Что будет, если у нас пропадут все часы?

Я вас правильно поняла? Мы не будем знать, когда идти в садик, когда начнутся мультфильмы по телевизору. Мама и папа опоздают на работу. Всем нам придется очень трудно. Хотите узнать, как человек изобрёл часы?

3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний)

3. Игровая деятельность

4 мин.

2.1

Проблемный вопрос

Беседа

Обобщение ответов

Предложение сделать вывод детям или кому-либо из детей

Демонстрация модели восп-лем

Много, много лет назад, когда люди жили в пещерах, у них не было часов. Как же они тогда определяли, когда спать, когда вставать?

Люди определяли время по солнцу. Солнце появлялось, люди просыпались.

Когда солнышко уходило, люди ложились спать.

4.Этап решения   проблемной ситуации.

10 мин.

1.2

2.2

3.2

Рассказ об истории солнечных часов

Показ картины — тень от деревьев в солнечный день,

показ рисунка

Моделирование солнечных часов

Жеребьевка

Проблемные вопросы

Древние люди очень внимательно наблюдали за природой и заметили, что когда солнце светит, от предметов падает тень.

 Вы замечали тень в солнечный день? Люди заметили, что тень движется по кругу. Почему? Тогда-то люди и придумали солнечные часы. Для этого на земле рисовали круг, а в середине ставили колышек, от которого падала тень. Ходит солнце по небу, а по земле ходит тень от колышка. Время они отмечали чёрточками. Вы поняли?

Ребята, вы хотите построить модель солнечных часов?

Что нам понадобиться?

Из чего мы сделаем круг? колышек?

Что послужит нам солнцем?

Кто будет светить фонариком? (дети высказывают своё желание и предлагают способы выбора ведущего).

Хотите, я вас научу новому способу выбора ведущего? Провести выбор с помощью жребия.

Уточнить у ребенка, как он будет светить?

Как мы будем отмечать солнечное время?

Как вы думаете, удобны такие часы?

А можно пользоваться такими часами ночью, в пасмурную погоду?

5.Этап закрепления знания

3 мин.

2.2

Показ картинок с разными часами: огненными, песочными, водяными, шахматными

Планирование последующей деятельности

Да, такими часами не всегда удобно пользоваться и поэтому люди изобрели другие часы. Что это за часы?

Возьмите по цветному магнитику и поместите его под теми часами, о которых вы хотели бы узнать. Как это можно сделать?(ответы детей).

Я вам подскажу ещё один способ: можно сходить на экскурсию в музей «Музыка и время». Когда вы узнаете об интересующих вас часах, то можете нарисовать их, слепить, рассказать своим друзьям и даже собрать коллекцию часов. А потом пригласить меня и наших гостей посмотреть на вашу коллекцию. Я дарю вам картинки с изображением тех часов, о которых вы сегодня узнали и о которых вы ещё можете узнать? Пусть это будет началом вашей коллекции часов.

6 (4). Рефлексивный этап (подведения итогов НОД, самооценка детей).

2 мин.

3.1

Вопросы

Сегодня, по просьбе Музейки, мы путешествовали в историю часов.

Вам было интересно?

Какие часы вы узнали?

Что хочется повторить?

Кто из вас хочет узнать историю часов более подробно?  Что мне передать Музейке? (высказывания детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое часов»

Цель. Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека....

Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам....

Презентация музея часов , конспект досуга "Путешествие в прошлое часов".

Цель- создание условий для закрепления знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.Программные задачи: -Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию c элементами ТРИЗ для детей 5-6 лет Лаборатория «Эврика: Заглянем в прошлое часов»

Совместная образовательная деятельность организованна в форме  лаборатории «Эврика», в соправождении презентации.  Организация НОД определена поставленным целям и задачам при инт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое часов»

Познакомить детей с историей часов.Формировать умение  изготавливать простейшие виды часов.Воспитывать интерес к познанию нового....

Конспект НОД по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей"Путешествие в прошлое часов"

конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы, где знакомим детей с историей возникновения часов,рассказать и показать разные виды часов, подвести к элементарному осмыслению времени...