Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Игры -экспериментирования с водой.
консультация по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Конашенкова Светлана Никитична

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_ob_opytah1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре-практикуме воспитателей

ДО ГБОУ Школы № 2055

 на тему

«Организация  экспериментральной деятельности

детей дошкольного возраста»

«Организация игр – экспериментов с водой

в средне-старшей группе»

Стрельбищенский переулок, 21А

Старший воспитатель Лукина Е. В.

Воспитатели Конашенкова С. Н., Дмитриева И. Н.

28.02.2017

Дети по природе своей исследователи. Они любопытны, ждут новых впечатлений. Им нравится искать новые сведения о мире, экспериментировать. При этом у них развивается фантазия, наблюдательность, умение делать выводы. Высвобождается творческая энергия.

При экспериментировании знакомые предметы, вещества вызывали у наших детей неподдельное удивление и интерес. Каждому хотелось потрогать, попробовать, размешать, налить, перелить. Каждый ощущал себя активным исследователем.

Внимательно слушать, чтобы не пропустить самое важное, наблюдать, думать, отвечать на вопросы, предвидеть результат – все это присутствовало на занятиях, которые дети ждали и хотели знать, какие опыты будут в следующий раз.

Дети не боялись задавать вопросы, пытались самостоятельно на них отвечать и радовались, если их предположение оказывалось верным.

Ведь ребенок усваивает все прочно и надолго, если не только слышит, но и делает сам.

Вода – такое знакомое слово, соленая и пресная, источник жизни на земле. Она занимает две трети поверхности. Дети знают, что она имеется в озерах, реках, болотах, прудах, морях, океанах.

Но вот вопрос: как ее можно увидеть всю? Звучат ответы детей. Мысленно мы поднимаемся очень высоко: выше птиц, выше гор, выше самолетов и оказываемся на космическом корабле! И вот мы видим океаны и моря. Можем взять глобус, и он нам тоже покажет воду.

А какие свойства у воды? И в руках у детей появляются мензурки и колбочки с водой. Они рассматривают воду, нюхают, пробуют и устанавливают, что она не имеет запаха, вкуса, цвета и формы, но в ней есть воздух и они рисуют пузырьки воздуха.

Оказывается, вода хорошо растворяет многие вещества: соль, сахар. Дети мешают ложечкой, пробуют на вкус, делают вывод, что вода приобрела сладкий или соленый вкус, а если в воду добавить пахучее вещество (капли валерианы), тог она приобретет и запах этого вещества.

А если воду подкрасить растворимой краской и смешать растворы, то из желтой и голубой получится зеленая, из желтой и красной – оранжевая. И опять дети фиксируют результаты опытов на бумаге.

А что будет, если в подкрашенную воду поставить листики китайской капусты? Конечно, они тоже окрасятся.

И, конечно, зная, что вода на морозе превращается в лед, в очередной раз получили удовольствие от разноцветных ледяных фигурок, которыми они украсили спящие веточки сирени.

Дети любят играть со снегом. Он такой белый, пушистый. Так и хочется лизнуть. Но после того, как он растаял и превратился в грязную воду, в опыте «Чистый снег» уже никому не захочется пробовать его на вкус!

Дети уже хорошо усвоили, что без воды невозможна жизнь на Земле. Она нужна людям, животным и растениям. Цветы (травянистые растения) не могут жить без воды. Поэтому дети поливают цветы на клумбе, на подоконнике, получая при этом большое удовольствие.

Деревья, кустарники тоже не обходятся без воды. Срезанные веточки тополя мы ставим в воду и ждем результата. Через три дня из почек появляются «сережки», а потом и клейкие листочки. Веточка без воды не дала «сережек» и листиков.

А вот уже по воде плывет кораблик (дощечка с баночкой наверху). Но если в баночку налить воду и сделать около дна дырку, то «кораблик» начнет двигаться за счет движения воды, вытекающей из дырки.

Не все предметы могут плавать. И вот очередной опыт. Каждый высказывает свое мнение, что утонет, а что будет плавать. А потом в воду бросаются разные предметы: деревянные, пластмассовые, железные.

А опыты с яйцом («подводной лодкой»), которое поднималось вверх в соленой воде и опускалось на дно в пресной. И опять в конце эксперимента дети на бумаге закрашивают яйцо в той колбочке, где соленая вода.

Все знают, что такое радуга, не раз ее видели после дождя. И вот дети пробуют сделать свою радугу в игре – эксперименте «Веселая радуга».

На узкую полоску салфетки фломастерами дети ставили разноцветные точки и смачивали салфетки водой. И у каждого ребенка получился маленький кусочек радуги.

Да, дети – это особый мир, который значительно отличается от мира взрослых. Они устроены так, что с интересом готовы пробовать, творить, удивляться открытиям.

Удивлялись и творили с нашими детьми Зайка-Любознайка и Капелька. Эти герои «участвовали» в опытах и экспериментах. Приносили юным исследователям в своих рюкзачках, кармашках, мешочках интересные и нужные вещи, различные детские энциклопедии. Помогали решать поставленные задачи. Все это поддерживало любознательность и интерес к экспериментальной деятельности.

Проект так увлек ребят, что они взяли инициативу в свои руки. Каждому захотелось выступить в роли Капельки и Зайки-Любознайки. Зайкой-Любознайкой задавались вопросы, а Капелька объясняла, говорила о будущих опытах.

Некоторые дети продолжили эксперименты дома вместе со своими родителями. В результате появился наш фильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой

Выступление из опыта, тема работы Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой.В данном опыте раскрыта актуальность педагоги...

Конспект занятия игровой деятельности детей младшего возраста «Игры с Капелькой» (игры с водой)

Элементарное эксперементирование в процессе игровой деятельности. Закрепить знания детей о свойствах воды....

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста через игры с песком и водой

Познакомить детей с неживой природой. Эксперименты с водой и песком....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Игра-экспериментирование с песком»

Конспект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игра-эксперементирование с песком".Цель: Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах ...

Методическая разработка Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование с водой

Данный материал преднозначен для родителей дошкольников. Позволит получить информацию о развитии познавательного интереса у ребенка через экспериментирование....

Опыт работы "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование - деятельность, которая позваляет ребенку моделировать в своем сознании картину мира....