Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Свойства воды», средняя группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

 Дать представления о свойствах видах воды и ее использовании;  развивать у детей стремление учавствовать в экспериментах с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему «Свойства воды»,

 средняя группа.

Цель: дать представления о свойствах видах воды и ее использовании;  развивать у детей стремление учавствовать в экспериментах с водой.

Программное содержание:

1. Развивать у детей пятого года жизни познавательные умения и навыки при ознакомлении со свойствами воды, знакомить с использованием элементарного оборудования для исследовательской деятельности.

2. Продолжать знакомить со свойствами и состоянием воды: прозрачная, растворяет вещества, оседает, тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; не имеет вкуса.

Активизировать словарь детей: прозрачная, безвкусная, растворяет, оседает. Формировать умения использоватьв речи распостраненные предложения.

3.Формировать бережное отношение к водным ресурсам. Воспитывать навыки аккуратности, усидчивости, внимания, ответственности.

Материалы: стаканчики с прозрачной водой, гуашевая краска, соль, сахар, ложечки, кисточки; предметы (камни, деревянные палочки, железные гайки, пластмассовые колечки) для бросания в стаканы с водой; картинки с изображением правил поведения, бокалы с кипяченной водой.

Предварительная работа с детьми.

Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».

Чтение художественной литературы о воде  Э. Мошновская — «Речка», С. Жупанин — «Прыг, да скок», О. Григорьев — «Какой дождь?», Т. Мошнин — «Капелька» Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка), Б.Заходер «Что случилось с рекой?»,  потешек и загадок о воде (приложение №1).

 Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду).

                                        Ход занятия.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в царство воды:

                             Вы, слыхали о воде?

                             Говорят она везде.

                             В луже, в море, в океане

                             И в водопроводном кране.

      -Ветер, ветер прилети и в лабораторию нас приведи. (Дети кружатся и попадают в лабораторию).  Сегодня мы будем заниматься исследованиями воды,  делать открытия, как настоящие ученые. Прошу пройти в лабораторию.

            Напоминаю о правилах поведения в лаборатории.

1. Внимательно слушать инструкции.

2. Четко выполнять указания.

3. Быть наблюдательным.

4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

5. По наблюдениям делать выводы.

  - Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

А где мы встречаемся с водой?

Ответы детей: - В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

Воспитатель: А для чего нужна вода?

Ответы детей: - Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

 - Сейчас мы с вами проведем первый опыт и узнаем, какая может быть вода. Нам понадобятся стаканы с чистой водой, кусочки сахара, соль, речной песок, гуашевая краска. Положите в стакан с водой один кусочек сахара. Вы, видите сахар? (Ответы детей: видим). Значит вода, какая по цвету? (Ответы детей: вода прозрачная). А теперь помешайте воду ложечкой. Сейчас вы видите кусочек сахар? Не видите? А что с ним произошло? (Ответы детей: кусочек сахара растворился в воде). Правильно, сахар растворился в воде.

 - Положите в стакан с водой одну ложечку соли, тщательно размешайте. Вы, видите соль? (Ответы детей: не видим). А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.

  - А теперь давайте добавим в воду немного  краски. Какой стала вода? Правильно, она стала такого же цвета, как и цвет краски. Что стало с краской? Правильно, краска растворилась в воде.

  - Ребята, что можно сказать по итогам этого опыта. Вода может растворять вещества.

 - Давайте, во второй части опыта мы с вами посмотрим, что произойдет с речным песком, если его насыпать в стакан с водой. (Дети насыпают речной песок в стакан с водой, размешивают, песок оседает на дно, не растворяется). Вместе с детьми приходим к выводу, что при смешивании речного песка и воды песок оседает на дно, не растворяется.

  -Ребята, подводя итоги  проведенного опыта, мы увидели, что вода может растворять такие вещества как соль, сахар, краску, а вот речной песок не растворяется.

  - Во втором опыте, мы с вами будем определять, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.  Сейчас возьмите камушек и тоже бросьте его в воду. (Дети выполняет действие).

- Что случилось с камнем? (Ответы детей).   Правильно. Камень лежит на дне стаканчика. Он тяжёлый, поэтому и утонул. Возьмите деревянную палочку и тоже бросьте её в воду. Посмотрите  ребята, она плавает. Что делает деревянная палочка? (Ответы детей). Палочка лёгкая, поэтому она не тонет, а плавает. (Дети бросают в воду железную гайку и пластмассовое колечко и делают, соответствующие выводы).

  -Ребята, мы с вами узнали еще об одном свойстве воды: тяжелые предметы тонут в воде, а легкие плавают, не тонут.

              Физминутка.

   "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

  Предлагаю детям рассмотреть картинки, на которых изображены лимон, лук, мед. Спросить какой  на вкус лимон (кислый), какой на вкус лук (горький), какой на вкус мед (сладкий).

   Показываю стакан с чистой водой. - Ребята, а вода какая на вкус? (Ответы детей: вода безвкусная). Предлагаю детям убедиться в этом, пробуя,  чистую, прокипяченную воду.

 -Ребята, вы сегодня сделали много интересных открытий. Вы теперь можете всем рассказать, что вода прозрачная, растворяет вещества, без вкуса, что легкие предметы плавают в воде, а тяжелые тонут. Это еще не все свойства воды, но о них мы узнаем, посетив нашу лабораторию в следующий раз. А сейчас нас сказочный ветер вернет в наш любимый детский сад.

Используемая литература:

1.Программы дошкольного образования (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), издание 3-е, исправленное и дополненное, Москва, Мозаика-Синтез 2015).

2.Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.

3.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», издательства ИП Лакоценина, 2009г.

4.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

6.Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005

7.Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006

8.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

9.Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

10.С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

11.Л.В.Рыжова «Методика детского эксперементирования», издательство "Детство-Пресс" 2015г.

 12. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ    Сфера, 2013.

Приложение №1

***

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

***

Мыло душистое, белое, мылкое, 
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если б грязнуля вспомнил про мыло – 
Мыло его, наконец, бы отмыло.

***

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

***

Водичка, водичка,
Умой Лешино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Чище мойся, воды не бойся! 
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза! 
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся,
Грязь смывайся!

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Петя умывается, 
Солнцу улыбается!

***

Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку,
Лейся понемножку.
Лейся, лейся, лейся
Лейся посмелей,
Катя умывайся веселей.

   Не конь, а бежит,                                   Люди ждут меня, зовут,

   Не лес, а шумит.                                    А приду к ним – прочь бегут.

                (Вода.)                                                                        (Дождь.)

 

   В тихую погоду                                     У нас под крышей

   Нет нас нигде,                                        Белый гвоздь висит.

   Как ветер подует -                                 Солнце взойдет –

   Бежим по воде.                                       Гвоздь упадет.

                (Волны.)                                                              (Сосулька.)

   Лежало одеяло, мягкое, белое.              Мост, как синее стекло, -

   Солнце припекло, одеяло потекло.       Скользко, весело, светло.

                  (Снег.)                                                                 (Лед.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема «Волшебный поход» Старшая группа

Занятие по физкультуре в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада в соответствии с ФГТ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка». Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интегрированное Дата проведения: 30 марта 2013 г. Дли

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка».Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интег...

Конспект открытого занятия (экспериментирование) Тема "Свойства воды" средняя группа

Знакомство со свойствами воды  путем экпериментальной деятельности  в ДОУ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Свойства воды" средняя группа

формировать знания детей о свойствах бумаги через экспериментальную деятельность...