"ПТИЦЫ ЗИМОЙ" Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста по познавательному и речевому развитию
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Николаева Елена Валентиновна

Совместная деятельность педагога с детьми первой младшей группы по расширению знаний детей о птицах (ворона, голубь, воробей, снегирь, синица), их жизни в условиях зимы; умению распознавать, сопоставлять и называть птиц; развитию сенсорного восприятия. Интергация образовательных областей ФГОС ДО: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Николаева Елена Валентиновна, воспитатель ГБДОУ д/с №29 Кировского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

ПТИЦЫ  ЗИМОЙ

совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста

 по познавательному и речевому развитию  

Воспитатель:

Николаева Елена Валентиновна

Санкт-Петербург, 2017г.

 Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: развитие детей в соответствии с ФГОС ДО,  расширение познаний детей об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить представление детей о времени года – зима, её признаках
  • Способствовать закреплению знаний детей о птицах: умение распознавать, сопоставлять и называть птиц (ворона, голубь, воробей, синичка, снегирь), различать  части тела;

Развивающие:

  • Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, умению отвечать на вопросы, подговаривать слова потешки;
  • Способствовать развитию сенсорного восприятия: умению различать и называть  цвет, форму, величину
  • Способствовать физическому развитию детей: умению согласовывать движения с текстом;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, заботливое отношение к птицам.

Деятельность детей: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Предварительная работа:

  • Наблюдение во время ежедневных прогулок за наступлением зимы: на улице стало холодно, мороз, лужи затянулись льдом, выпал снег (снежинки; снег белый, пушистый, холодный, тает в тепле);
  • Изготовление кормушки;
  • Кормление птиц во время прогулок, наблюдение за их поведением, следами на снегу;
  • Проведение ситуативных разговоров  о том,  какие птицы прилетели к кормушке?, назови птичку; сколько птиц (одна-много)?; кто улетел, прилетел? (развитие внимания, памяти); где сидит ворона, воробей, голубь? (на крыше, на дереве, на земле); найди большую птичку и маленькую (величина); найди следы от птиц на снегу;
  • Рассматривание сюжетных картинок «Времена года», «Птицы»;
  • Чтение стихотворений А.Барто «Снег», И.Сурикова «Стали дни короче», А.Чельцова «Воробей»,  А.Кузнецовой «Следы на снегу», потешек «Птичка», «Летели две птички»;
  • Проведение логоритмики и подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Снегири».

Материал: сюжетная картинка на тему «Зима», плоскостной воробей на палочке,  настольная ширма, кормушка (или изображение), ЛОТО «Птицы»; контейнеры и шарики основных цветов, ёмкости для шариков по числу детей; дидактическое пособие: карточки-«кормушки»  с вырезанными «донышками» по форме и отдельно «донышки» - круг, квадрат, треугольник.

ХОД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

     Дети входят в группу, здороваются с гостями.

 Воспитатель говорит: « Я слышу, что ещё кто-то просится к нам в гости. (подходит к ширме и говорит простуженным голосом) «Чик-чирик, чик-чирик». Кто же это зовёт нас, дети ? (на ширме появляется плоскостной воробей на палочке – воспитатель двигает им незаметно для детей)

Воробей: - Здравствуйте, ребятки! Очень холодно зимой, моё горлышко охрипло. Я прилетел к вам погреться.

Воспитатель: - Дети, вы узнали эту птичку? Правильно – это воробей. Давайте с ним поздороваемся: Здравствуй, воробей! Погрейся и поиграй с нами. А вот тебе, воробей, наше угощение:

Пальчиковая игра: «Птичка»

Птичка-птичка    водим пальчиком по ладошке

Вот тебе водичка!

Вот тебе крошки на моей ладошке. – крошим

(воспитатель подносит фигурку воробья по очереди к ладошкам детей – «клюёт» крошки)

Рассматривание картины,  воробушка и других птиц:

Воспитатель: - Дети, а почему же нашему воробью холодно на улице? Посмотрите на эту картинку. Всюду лежит СНЕГ, и на деревьях, и на земле, и на крышах домов;  дети и взрослые надели тёплые шубы, шапки и рукавички. Наступила ЗИМА.

- Воробушек, а как же вы, птички, живёте зимой, ведь у вас нет тёплых курточек и рукавичек?

Воробей: - У нас ЕСТЬ ПЁРЫШКИ, они нас согревают.  На  ЛАПКАХ мы  прыгаем, а КРЫЛЫШКИ помогают нам летать,  и мы ищем корм, который клюём КЛЮВом и это не даёт нам замёрзнуть.

Воспитатель: - А что же вы клюёте? Ведь все червячки остались глубоко в земле под снегом, их вам не достать.

Воробей: - Мы ищем ягодки на деревьях и кустах,  а ещё нам очень помогают люди – делают кормушки, в которые насыпают  зёрнышки, семечки и булочку.

Воспитатель: - Да, ребятки,  и мы крошили птичкам булочку. А вот и наша кормушка (показывает объект или изображение).

Воспитатель: - Воробушек, а я знаю, что у тебя  есть друзья – другие птички, которых мы можем увидеть на улице зимой. Давай спросим ребяток, узнают ли они этих птиц?

 Вот они (показывает изображение птиц:  вороны, голубя, воробья, синички, снегиря).

Воспитатель показывает изображение вороны: - Ксения, как зовут эту птицу? – Ворона.  Как ворона говорит? – Кар-кар (дети отвечают, проговаривают)

Воспитатель достаёт следующую карточку: - Полина, как зовут эту птицу? – Голубь.

Воспитатель продолжает: - Как зовут эту птицу? – Снегирь. Посмотрите какая у него грудка КРАСНОГО цвета. (обращает внимание детей на отличительные особенности птиц).

- А вот эту птичку зовут синичка. У неё грудка ЖЁЛТОГО цвета.

Воспитатель продолжает: - Воробушек, дети узнали всех твоих друзей. Молодцы! А скажите, ребятки, какая птичка  БОЛЬШАЯ? (перед детьми оставить три  карточки с изображением вороны, голубя и воробья). Правильно: -ворона –  большая птица.  А какая птичка МАЛЕНЬКАЯ? – Воробушек (воробей).  Воробей – маленькая птичка.

Д/И  ЛОТО «Найди пару»

На столе разложены полотна ЛОТО по числу детей с изображением пяти птиц (ворона, голубь, воробей, снегирь, синичка) и разрезные карточки к каждому полотну.

 Воробушек «перелетает» к другому столу и говорит:

 - Ой, эти птички потеряли своих друзей, ребятки, помогите найти  птицам ТАКИХ  ЖЕ, как они птиц ( «друзей»).

Дети подходят к столу и каждый из них  раскладывает карточки на своё полотно. Игра проходит одновременно со всеми детьми. Воспитатель следит и помогает в случае затруднения, хвалит по окончании игры.

Д/И «Разложи ягодки по цвету кормушки (контейнера)» 

В центре стола в ряд разложены четыре «кормушки»- контейнеры основных цветов. В доступной близости от воспитателя - ёмкости по числу детей с шариками-«ягодками» основных цветов.

Воспитатель говорит: - А теперь, дети давайте научим нашего воробушка различать ягодки по цвету.

(детей поставить с двух сторон от стола).

- Смотрите, у нас на столе кормушки, но все они разного цвета. Покажите, где кормушка ЖЁЛТОГО цвета? ( и т.д.) Правильно! А теперь помогите разложить вот эти «ягодки» в кормушки. (Воспитатель раздаёт двум детям, стоящим напротив друг друга, по ёмкости с шариками и просит разложить «ягодки» в «кормушки» того же цвета. Далее игру продолжает следующая пара детей).

 По окончании, воспитатель говорит: - Ярослава, расскажи воробушку, какого цвета кормушка? – КРАСНОГО. – А какого цвета лежат ягодки в этой кормушке? – КРАСНОГО.  – Значит мы разложили ягодки правильно.

- Арсений, какого цвета вот эта кормушка? – ЗЕЛЁНОГО. - А ягодки в ней такого же цвета? – Да, ЗЕЛЁНОГО. – (  И т.д.) - Вы молодцы!

Д/И «Почини кормушку»

На столе лежат карточки-«кормушки» по числу детей с вырезанными в середине «донышками» следующих форм: КВАДРАТ, КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК. Детям предлагают «починить» кормушки и найти донышко к своей кормушке. (сопоставление формы)

Воспитатель говорит: - Ой, ребятки, ветер поломал наши кормушки. Смотрите, у кормушек нет донышка. Давайте, починим кормушки. Найдите донышко для своей кормушки.

По окончании, воспитатель уточняет: - Савелий, донышко у твоей кормушки, это – Круг.  А у тебя, Ярослава? – Квадрат. Ксения, у тебя? – Треугольник.

- Вот, воробушек, смотри какие наши детки молодцы!

А теперь давайте поиграем как будто мы снегири. Выходите на середину.

П/И «Снегири»

(игру провести 2-3 раза)

Раз, два, три! Раз, два, три!

Прилетели снегири -         снегири бегают

Грудки показали   - снегири выпячивают грудь

Ягод поклевали   - присесть и пальчиками по полу «клевать»

Прыгали по веткам – прыжки на месте

Кланялися деткам – наклоны

Воробей: -Чик-чирик! Спасибо, ребятки, за игру и угощение! Мне пора лететь к своим друзьям на улицу! До свидания!

(дети прощаются, воробей улетает за ширму)

Воспитатель: - Вот и улетел наш воробушек, но мы обязательно встретим на улице его и других птиц: ВОРОНУ, ГОЛУБЯ, СНЕГИРЯ, СИНИЧКУ. И обязательно покормим птиц булочкой и наполним кормушку семечками (воспитание заботливого отношения к птицам).

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Стихи для чтения детям:

А.Барто «Снег»

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись,  как снежок.

И.Суриков

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

***

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

***

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Н.Некрасов

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

 Г.Лаптева

Снегири и свиристели

К деткам в гости прилетели.

Снегири и свиристели

Ягод красных захотели.

На рябинку сели,

Ягодку поели.

Снегири и свиристели

Поднялись и улетели.

Следы на снегу

А. Кузнецова
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки?
Кто расставил на бегу 
Крестики и точки?

Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Тонкие следочки -
Крестики и точки.

А.Чельцов

Воробей, воробей,

Не боишься ты людей.

Если мы гулять пойдём,

Мы везде тебя найдём.

Не летишь ты на юг

От холодных зимних вьюг

И купаешься весной

В первой луже дождевой.

ПОТЕШКИ:

         ***

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели –

Все люди глядели.

Как они садились –

Все люди дивились.

***
Птичка-птичка, 
Вот тебе водичка 
Вот тебе крошки 
На моей ладошке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии

Вниманию педагогов и родителей, представляю материал, по использованию дидактических игр для детей раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии.В процессе действий с предметами у детей с м...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии исследовательской деятельности

Использование современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста в организованной образовательной деятельности педагога. В представленных конспектах отражена заинтересованность ...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Сформировать первичные представления о необходимости сохранять здоровье в раннем возрасте...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием информационнойтехнологии

Знакомство детей раннего возраста с понятием город через узнавание родного дома по фотографии....

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....