Конспект НОД "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство детей с историей дымковской игрушки, формировать знание об особенностях росписи игрушек разным узором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dymkovskaya_igrushka.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Березка» г.Туапсе

Конспект НОД

по познавательному развитию " Дымковская игрушка"для детей старшей группы

  Воспитатель: Чихладзе И.А.

г.Туапсе-2016 г.

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная,  музыкально-художественная. Восприятие художественной литературы.

Цель: познакомить с историей дымковской игрушки формировать знание об особенностях росписи игрушек основных элементах узора, воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров; развивать интерес к изучению народных промыслов интонационную выразительность речи восприятие ритма стихотворения.

Оборудование: дымковские игрушки, иллюстрации художников с изображением ранней весны.

Вводная часть:                        

Деревня дымково

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

                                                       Голубые дали,

                                                       И село большое

                                                       Дымково назвали.

Воспитатель:-Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

     В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

 Рассмотривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

 У этого оленя золотые рога.

        Через горные отроги,

                                                     Через крыши деревень,

        Краснорогий ,желторогий

        Мчится глиняный олень.

    Краше всех индюк.

                                                  Вот индюк нарядный.

                        Весь такой он ладный.

                                                  У большого индюка

                                                  Все расписаны бока.

                                                      Посмотрите пышный хвост

                                                      У него совсем не прост

                                                      Точно солнечный цветок.

                                                      Да алеет гребешок.

-Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.                        Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется  ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

- Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

- Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

- Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки. Рассмотривание игрушек.

 -Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы, и др.).

- Какие цвета любят  мастера Дымково?                   (Яркие,нарядные:красный,алый,синий,малиновый,желтый,оранжевый,

зеленый.) Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

- Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

                                                             Барашек-свисток.

Левый рог-завиток,

 Правый рог завиток,

                                                             На груди-цветок.

  - Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

-Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца).

-В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Народная игрушка глазами детей"

конспект открытого интегрированного занятия  для детей старшего возраста....

Конспект "Новогодние игрушки"

Конспект "Новогодние игрушки"...

Конспект занятия "Игрушки"

Конспект занятия на тему: "Игрушки" для детей старшего возраста...

Конспект «Любимые игрушки». А. Барто.

Чтение и заучивание стихотворений Барто....

Конспект НОД "Игрушки вокруг нас"

Конспект НОД  "Игрушки вокруг нас"...

конспект занятия "Игрушки"

конспект занятия по речевому развитию в соответствии с ФГОС....