Конспект занятия в старшей группе "Весна, весна, приди сюда!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_vesna_pridi_syuda.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ВЕСНА, ВЕСНА, ПРИДИ СЮДА!»
Задачи:
Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла.
Познакомить с праздником «Заклички Весны, Жаворонки». Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки.
Продолжать учить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки: складирование матерчатого квадрата по диагонали, набивка, плотное завязывание нити.
Продолжать учить детей лепить птицу из теста; закреплять способы лепки птицы, передавать форму и относительную величину туловища и головы.
Воспитывать интерес к народной культуре.
Ход занятия:
Дети входят в зал.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Проходите, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними. (И поздоровались)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие вы все молодцы! Замечательный день сегодня! А ещё, я думаю, он замечательный, потому что к нам пришел самый долгожданный гость! Догадываетесь, кто это?
Я принесла Вам сегодня куклу, которая называется «Женщина - птица». Как Вы думаете, почему она так называется? (На голове куклы платок в виде птичьей головы). И принесла я вам ее неспроста, а специально для встречи праздника, а какого праздника я вам сейчас расскажу, и вы мне будете помогать.
Для какого же праздника детали такую необычную куклу?
Ребята, о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц (март) – капельник и зима заплакала». О каком месяце речь? (ответ детей – о месяце марте)
Какое время года он начинает? (весну)
Почему он капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна) наступает ранняя весна.
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету – красавица Весна. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетаю петь по - весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
22 марта – этот день совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия – днем, когда наступает Весна, днем, когда длинна светлого времени суток равна длине тёмного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, тёплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Большего всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего на.
Обрядовое дерево.
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонка.
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек – жаворонков, которых называли детьми или братьями перелётных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птиц жаворонков не только выпекали но и мастерили их из ткани. Жаворонками люди украшали куклу «Женщину- птицу», весенние деревья.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними весну.
Хоровод «Ручеёк»
Хоровод – игра «Ручеёк» - это старинная игра - обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Люди становились парами, брались за руки и поднимали их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение, музыку ведущий выходил в ручеёк и брал себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вмести с этим бегом приближается весна.
ВОСП: Ребята а вы хотите, что бы теплая солнечная весна скорее пришла в наш город? Пойдем жаворонков закликать и весну встречать? И подарок куклу «Женщину-Птицу» украшать. Ведь у нас все для этого есть. (заклички мы с вами знаем, жаворонков на занятии пробовали мастерить из ткани и лепить из теста и весь необходимый материал у нас есть на столах)
Ответы детей (да пойдём)
ВОСП: И отправимся мы с вами весну приближать как весенний звонкий ручеёк. Звучит музыка, дети под музыку играют в «Ручеёк»
Давайте подойдём к столам, убедимся, все ли у нас есть? (лоскуты ткани есть, набивка есть, ленточка есть, верёвочка тоже есть, тесто тоже у нас есть) осталось лишь только вспомнить как мы с вами мастерили Жаворонков.
Ребята, кто из вас сможет напомнить последовательность изготовления жаворонка из ткани?
Богдан напомни.
- Расстилаем ткань на середину кладем небольшой комок набивки.
- Складываем платок по диагонали как косынку.
- Туго обматываем, чтобы получилась голова птички, и завязываем.
- Берём большой комок набивки и подкладываем внутрь, обматываем, чтобы получилось туловище и хвост.
- Обматываем и завязываем крылышки.
- Захватываем кусочек ткани на голове и туго обматываем чтобы получился клюв.
Молодец Богдан, правильно и очень хорошо ты напомнил о последовательности изготовления птички из ткани.
А кто ещё из вас напомнит о последовательности изготовления птички из теста.
Расскажи Лиза как мы будем делать птицу из теста.
- Сначала раскатаем колбаску из теста.
- Затем увяжем узелок, так чтобы один конец был длиннее, т. е. голова, туловище и хвостик.
- На коротком конце сделаем клюв и из изюма глазки.
- На хвостике сделаем надрезы.
Спасибо вам ребята за напоминание. Посмотрите, на одних столах у нас есть тесто, на других материал для изготовления жаворонка из ткани. Я вам предлагаю превратиться в настоящих мастеров, выбрать тот материал из которого вы захотите сделать Жаворонка.
Приступайте к работе.
Дети под музыку изготавливают жаворонков. Воспитатель объясняет, что композитору нравилось пение жаворонка, и он постарался передать его звуками музыки. Песня жаворонка не громкая и приятная. Полёт жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается в верх, а затем падает вниз, соответственно меняется его песня. В народе говорят – «Жаворонок небо пашет».
Воспитатель объясняет, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые, пышные «жаворонки».
После выполнения работы «жаворонков» из теста укладываем на красивый поднос.
Ребята давайте вместе позовём закличкой.
«Весна, весна красна!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким
С дождями, ливнями.
С хлебами обильными»
Закличку мы с вами произнесли а теперь попросим поставить «жаворонков» в духовку выпекаться. (отдает поднос)
Ребята, кто выполнил свою работу и смастерил «жаворонка» подносите, мы разместим их на кукле «Женщине-Птице» и на весеннем деревце. А чтобы птицы увидели наших «жаворонков», прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, каждый из вас прочитает заклички.
Дети приносят птиц и произносят заклички:
Жаворонушки, прилетели,
Красавицу весну принести.
Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе
2. Ты птица- жаворонок,
Твой голос тонок – звонок.
Неси, неси на волю
Весну, весну в подоле
3. Жаворонки прилетите!
Студеную зиму прогоните!
Теплую вену принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
- Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки ноги, отморозила.
- Жаворонок, жаворонок
Возьми себе зиму, а нам отдай весну,
Возьми себе сани, а нам отдай телегу.
- Жаворонки, жаворонки,
Приносите нам Весну-красну, солнышко, теплое гнёздышко!
В день заклички весны и Жаворонков издавна пели песни – веснянки и водили хороводы. Давайте споем песенку веснянку и посмотрим что же произойдет.
Дети поют песенку веснянку.
После исполнения песни веснянки в зал под музыку входит Весна. (кружится, вальсирует, создает радостное настроение)
Весна: Здравствуйте ребята! Спасибо вам, что вы мне помогли, устала я бороться с зимой. А вы пением закличек, мне помогли. Услышала я вас и победила зиму. Спасибо за куклу «Женщину – Птицу» и «Жаворонков», без них не бывает встречи весны! Спасибо, за таких ярких и разноцветных, как сама весна жаворонков, сделанных своими руками. Спасибо за вашу частичку радости, доброты и тепла, которое вы в них передали. Издавна есть такая примета: если птицы жаворонки прилетели, то весна придет, и тепло в город принесет, потому что жаворонки – символ света, солнца и весны.
Ребята, а вот и ваши испеченные птички жаворонки румяные и аппетитные они получились, потому что осталось тепло ваших рук, доброта ваших сердец, и чистота вашей души. Не простые эти жаворонки они к счастью, к веселью и добру. Угощайтесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе«Весна. Первые весенние цветы».
Конспект занятия и электронное приложение «Весна. Первые весенние цветы" способствуют систематизации знаний детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект занятия в старшей группе «Весна»
Развивающие задачи:— продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем — уточнять представление о перелетных птицах, первоцветах; — закреплять представления о весе...
Конспект занятия для старшей группы "Весна пришла"
Конспект для проведения открытого занятия по теме "Весна пришла"...
Конспект занятия в старшей группе «Весна»
Конспект занятия в старшей группе «Весна»...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект занятия в старшей группе "Весна".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе....
Конспект занятия в старшей группе "Весна"
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла».Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования (монот...