Конспект занятия в старшей группе "Весна, весна, приди сюда!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пожарная Эльмира Ремзиевна
Главная цель занятия познакомить детей с историей и традициями игрушечного ремесла. А также познакомить с праздником «Заклички Весны, Жаворонки». Приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_vesna_pridi_syuda.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ВЕСНА, ВЕСНА, ПРИДИ СЮДА!»

Задачи:

Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла.

Познакомить с праздником «Заклички Весны, Жаворонки». Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки.

Продолжать учить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки: складирование матерчатого квадрата по диагонали, набивка, плотное завязывание нити.

Продолжать учить детей лепить птицу из теста; закреплять способы лепки птицы, передавать форму и относительную величину туловища и головы.

Воспитывать интерес к народной культуре.

Ход занятия:

Дети входят в зал.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Проходите, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними. (И поздоровались)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие вы все молодцы!  Замечательный день сегодня! А ещё, я думаю, он замечательный, потому что к нам пришел самый долгожданный гость! Догадываетесь, кто это?

Я принесла Вам сегодня куклу, которая называется «Женщина - птица». Как Вы думаете, почему она так называется? (На голове куклы платок в виде птичьей головы).  И принесла я вам ее неспроста, а специально для встречи праздника, а какого праздника я вам сейчас расскажу, и вы мне будете помогать.

Для какого же праздника детали такую необычную куклу?

Ребята, о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц (март) – капельник и зима заплакала». О каком месяце речь? (ответ детей – о месяце марте)

Какое время года он начинает? (весну)

Почему он капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна) наступает ранняя весна.

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету – красавица Весна. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетаю петь по - весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

22 марта – этот день совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия – днем, когда наступает Весна, днем, когда длинна светлого времени суток равна длине тёмного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить…  В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, тёплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

Большего всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего на.

Обрядовое дерево.

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонка.

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек – жаворонков, которых называли детьми или братьями перелётных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птиц жаворонков не только выпекали но и мастерили их из ткани. Жаворонками люди украшали куклу «Женщину- птицу», весенние деревья.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними весну.

Хоровод «Ручеёк»

Хоровод – игра «Ручеёк» - это старинная игра - обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Люди становились парами, брались за руки и поднимали их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение, музыку ведущий выходил в ручеёк и брал себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вмести с этим бегом приближается весна.

ВОСП: Ребята а вы хотите, что бы теплая солнечная весна скорее пришла в наш город? Пойдем жаворонков закликать и весну встречать? И подарок куклу «Женщину-Птицу» украшать. Ведь у нас все для этого есть. (заклички мы с вами знаем, жаворонков на занятии пробовали мастерить из ткани и лепить из теста и весь необходимый материал у нас есть на столах)

Ответы детей (да пойдём)

ВОСП: И отправимся мы с вами весну приближать как весенний звонкий ручеёк. Звучит музыка, дети под музыку играют в «Ручеёк»

Давайте подойдём к столам, убедимся, все ли у нас есть? (лоскуты ткани есть, набивка есть, ленточка есть, верёвочка тоже есть, тесто тоже у нас есть) осталось лишь только вспомнить как мы с вами мастерили Жаворонков.

Ребята, кто из вас сможет напомнить последовательность изготовления жаворонка из ткани?

Богдан напомни.

  1. Расстилаем ткань на середину кладем небольшой комок набивки.
  2. Складываем платок по диагонали как косынку.
  3. Туго обматываем, чтобы получилась голова птички, и завязываем.
  4. Берём большой комок набивки и подкладываем внутрь, обматываем, чтобы получилось туловище и хвост.
  5. Обматываем и завязываем крылышки.
  6. Захватываем кусочек ткани на голове и туго обматываем чтобы получился клюв.

Молодец Богдан, правильно и очень хорошо ты напомнил о последовательности изготовления птички из ткани.

А кто ещё из вас напомнит о последовательности изготовления птички из теста.

Расскажи Лиза как мы будем делать птицу из теста.

  1. Сначала раскатаем колбаску из теста.
  2. Затем увяжем узелок, так чтобы один конец был длиннее, т. е. голова, туловище и хвостик.
  3. На коротком конце сделаем клюв и из изюма глазки.
  4. На хвостике сделаем надрезы.

Спасибо вам ребята за напоминание. Посмотрите, на одних столах у нас есть тесто, на других материал для изготовления жаворонка из ткани. Я вам предлагаю превратиться в настоящих мастеров, выбрать тот материал из которого вы захотите сделать Жаворонка.

Приступайте к работе.

Дети под музыку изготавливают жаворонков. Воспитатель объясняет, что композитору нравилось пение жаворонка, и он постарался передать его звуками музыки. Песня жаворонка не громкая и приятная. Полёт жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается в верх, а затем падает вниз, соответственно меняется его песня. В народе говорят – «Жаворонок небо пашет».

Воспитатель объясняет, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые, пышные «жаворонки».

После выполнения работы «жаворонков» из теста укладываем на красивый поднос.

Ребята давайте вместе позовём закличкой.

«Весна, весна красна!

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном высоким,

С корнем глубоким

С дождями, ливнями.

С хлебами обильными»

Закличку мы с вами произнесли а теперь попросим поставить «жаворонков» в духовку выпекаться. (отдает поднос)

Ребята, кто выполнил свою работу и смастерил «жаворонка» подносите, мы разместим их на кукле «Женщине-Птице» и на весеннем деревце. А чтобы птицы увидели наших «жаворонков», прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, каждый из вас прочитает заклички.

Дети приносят птиц и произносят заклички:

Жаворонушки, прилетели,  

Красавицу весну принести.

Принесите весну на своём хвосту,

На сохе, на бороне, на овсяном снопе

2. Ты птица- жаворонок,

Твой голос тонок – звонок.

Неси, неси на волю

Весну, весну в подоле

3. Жаворонки прилетите!

Студеную зиму прогоните!

Теплую вену принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

  1. Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки ноги, отморозила.

  1. Жаворонок, жаворонок

Возьми себе зиму, а нам отдай весну,

Возьми себе сани, а нам отдай телегу.

  1. Жаворонки, жаворонки,

Приносите нам Весну-красну, солнышко, теплое гнёздышко!

В день заклички весны и Жаворонков издавна пели песни – веснянки и водили хороводы. Давайте споем песенку веснянку и посмотрим что же произойдет.

Дети поют песенку веснянку.

После исполнения песни веснянки в зал под музыку входит Весна. (кружится, вальсирует, создает радостное настроение)

Весна: Здравствуйте ребята! Спасибо вам, что вы мне помогли, устала я бороться с зимой. А вы пением закличек, мне помогли. Услышала я вас и победила зиму. Спасибо за куклу «Женщину – Птицу» и «Жаворонков», без них не бывает встречи весны! Спасибо, за таких ярких и разноцветных, как сама весна жаворонков, сделанных своими руками. Спасибо за вашу частичку радости, доброты и тепла, которое вы в них передали. Издавна есть такая примета: если птицы жаворонки прилетели, то весна придет, и тепло в город принесет, потому что жаворонки – символ света, солнца и весны.

Ребята, а вот и ваши испеченные птички жаворонки румяные и аппетитные они получились, потому что осталось тепло ваших рук, доброта ваших сердец, и чистота вашей души. Не простые эти жаворонки они к счастью, к веселью и добру. Угощайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе«Весна. Первые весенние цветы».

Конспект занятия  и электронное приложение «Весна. Первые весенние цветы" способствуют  систематизации знаний детей о сезонных изменениях в природе....

Конспект занятия в старшей группе «Весна»

Развивающие задачи:—  продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем — уточнять представление о перелетных птицах, первоцветах; —  закреплять  представления о весе...

Конспект занятия для старшей группы "Весна пришла"

Конспект для проведения открытого занятия по теме "Весна пришла"...

Конспект занятия в старшей группе «Весна»

Конспект занятия в старшей группе «Весна»...

Конспект занятия в старшей группе "Весна".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  миром в старшей группе....

Конспект занятия в старшей группе "Весна"

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла».Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования (монот...