Главные вкладки

    План – конспект НОД по экологии в старшей группе. Тема: «Птицы и животные наших лесов».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Корнеева Марина Петровна

    План - конспект, разработанный на неделю. Использованы различные формы, методы и виды деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект НОД по экологии в старшей группе.

    Тема:  «Птицы и животные наших лесов».

    Цель: закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней. 

    Задачи:

    - уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, находить признаки сходства и различия;

    - обогащать словарь и развивать навыки словообразования однокоренных слов с опорой на пиктограммы;

    -  совершенствовать навыки согласовывать речь с движениями;

    - Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике «Оригами» и пальчиковых игр);

     - Воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам и животным.

    Возраст детей: старшая группа

     Методы и приёмы:

    - практические:  дидактические игры и упражнения, динамическая пауза, физкультминутка, подвижная игра, создание художественного продукта.
    - наглядные: рассматривание иллюстраций, показ, слушание музыки,  наблюдение.
    - словесные: беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, чтение стихов и загадок.

     Материалы и оборудование: Ковер; магнитная доска; мольберт;  модель цветка; изображение чудо-зверя; картинки с изображением диких животных.

    Системная паутинка «Дикие животные»; знакомство с пиктограммами; чтение художественной и познавательной литературы о животных, картинки птиц; схемы, бумага  «Оригами», ножницы, фломастеры.

    Логика образовательной деятельности.

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1.

    Сюрпризный момент.                      Мы отправляемся в необычный лес и транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже, наверное, должен быть волшебный, необычный. Предложить полететь на сказочном «ковре-самолете».

    Дети садятся ровным кругом на лежащий на полу ковер – «ковер-самолет» и «летят». Во время полета играют с пальчиками

    Включаются в образовательную деятельность.

    2.

    Пальчиковая  гимнастика.

    Дикие животные водятся в лесу, 

    Здесь увидеть можешь ты косулю  и лису,

    Зайца и оленя, белку, кабана,  

    Прячет всех надежно лесная тишина. 

      Последовательно

    соединять пальцы то

     правой, то левой руки

     с большим пальцем

    Согласование движения с речью.

    3.

    Игровое упражнение.    Детям сообщают, что они подлетают и, чтобы не упасть во время приземления, необходимо крепко взять друг друга за руки, закрыть глаза и начать отсчет «10, 9, 8, 7….0» Приземлились в сказочном лесу!

    Считают, представляют, воображают.

    Закрепление обратного счета.

    4.

    Подвижная игра «Цветок». Это ветер, поднявшийся от нашего приземления, сорвал все лепестки. А этот серебристый цветочек, как и все в сказочном лесу, необычный: в нем, как в зеркале, отражались все, кто на него любовался. Возьмите по лепестку и соберите цветок, но прежде, расскажите, кто отразился в лепестках цветка, и назовите как можно больше слов-признаков о нем.

    Открыв глаза, дети видят разбросанные в центре круга в беспорядке лепестки цветка (по количеству детей).

    У детей сформированы начальные представления о животных.

    5.

    Дидактическое упражнение «Собери цветок»

    На лепестках – картинки с изображением лесных зверей, вложенные (для функциональности) в прозрачные кармашки.

    Дети берут по одному лепестку и, охарактеризовав зверя, прикрепляют лепесток к центру.       - Это лиса. Она рыжая, пушистая, хитрая, осторожная, хищная, длиннохвостая, пушистохвостая…

    Обогащение словарного запаса.

    6.

    В сказочном лесу все звери живут очень дружно. Посмотрев цирковую программу, они все вместе пошли на водопой. Как же они туда шли?

    Двигательно-речевая разминка «На водопой».

    Жарким днем лесной тропой.

    Звери шли на водопой 

    За мамой лосихой топал лосенок, 

     За мамой-лисицей крался лисенок,

    За мамой- ежихой катился ежонок,

    За мамой-медведицей шел медвежонок,

    За мамою-белкой скакали бельчата

    За мамой-зайчихой – косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят.

    Дети идут по кругу друг за другом

    Идут, громко топая

    Крадутся на носочках

    Приседают, медленно

    продвигаясь вперед 

    Идут вперевалку

    Скачут на согнутых ногах

    Скачут на прямых ногах

    Идут на четвереньках

    Повернувшись лицом в круг,

    делают движения языком – «лакают»

    Согласование движения и речи.

    7.

    Дидактическая игра «Чудо – зверь». Воспитатель обращает внимание детей, что в лесу тихо, никого не видно и не слышно. Объясняет, что все обитатели сказочного леса очень любят бывать в цирке. Там на цирковой арене с концертной программой выступает очень необычный зверь. Предлагает идти в цирк. Дети проходят на стульчики. Перед ними на мольберт выставляется картинка с изображением животного, состоящего из трех частей тела разных зверей (туловище – зайца, голова – кабана, хвост -лисы). Это что за чудо-зверь в цирке на арене? Из кого составлен он – разберись скорее! - Чье туловище у этого зверя? Чья голова? Чей хвост? Чьи лапы? Чьи уши?…Подумайте, как можно назвать его? / Кабанозайцелис/ и другие варианты детей.  Скажите, а такого чудо-зверя мы можем встретить на нашей планете?

    Вопросы детям,

     другие варианты детей

    Развития воображения, логического мышления.

    8.

    Художественное творчество. Аппликация «Царство диких зверей».

    Вырезают ножницами, приклеивают.

    Совершенствуют навыки вырезания, приклеивания.

    9.

    Системная паутинка по теме «Дикие животные».

    Дают ответы опираясь на пиктограмму.

    Развитие  связной речи.

    10.

    - Отгадайте загадки: 

    Озорной мальчишка
    В сером пиджачишке 
    По двору шныряет,
    Крошки собирает

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика. 

    - Как вы догадались? (воспитатель показывает картинки с изображением птиц воробья и синицы).  - Что вы о них знаете?

    Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи чистоплотны, постоянно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений.

    Синица – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Порхая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются с акробатической ловкостью, держатся на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си-си-си».

    Эмоционально откликаются на загадки.

    11.

    Художественное творчество. Рисование. Наш пруд.

    Рисуют птиц простым карандашом и  красками.

    Развитие художественных способностей.

    12.

    Беседа.  Воспитатель показывает картинки с изображением птиц – вороны и сороки.

    -  Расскажите, что вы знаете об этих птицах.

    Ворона и сорока живут рядом в городе, деревне. Они все едят. И разные кусочки еды во дворе соберут, и в поле слетают. Ворона там за мышами и другими мелкими зверьками охотится, поедает яйца и птенцов. Это большие птицы. Оперение у вороны черное с синим, ноги и клюв тоже черные. Сороку называют «белобокой» за ее белые бока. Она истребляет вредных насекомых, разоряет гнезда мелких птиц.

    Проявляют интерес. Отвечают на вопросы.

    13.

    Дидактическая игра  «Собери картинку».

    -  Вам нужно собрать картинку и узнать что это за птица (дятел).

    - Что вы знаете об этой птичке?

    Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Две недели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом  дупле появятся у дятла птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм.

    Принимают игровую задачу.

    14.

    Чтение стихотворения:        Прилетели голуби,
    На мое окно. 
    Поклевали голуби
    Просо и пшено.
    Наклонили головы, 
    Дарят мне свой взгляд,
    За мою заботу
    Спасибо говорят!

    Слушают стихотворение.

    Развитие памяти, воображения.

    15.

    Конструктивная деятельность. Оригами «Голубь».

    Воспитатель показывает картинку с голубем и предлагает сделать его из бумаги. По схеме объясняет и показывает, как делать голубя.

    -  Загните углы квадрата к середине.

    -  Перегните пополам вперед.

    -  Сделайте надрез и отогните крылья вверх.

    -  Вогните «клюв» внутрь, и нарисуйте глаза.

    Выполняют действия с бумагой.

    Развитие творческих способностей.

    16.

    Пальчиковые игры.

    «Гнездо» - соединить округлые ладони.  «Птичка в гнезде» - соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь. «Птенцы в гнезде» - обхватить все пальцы правой руки левой ладони, шевелить ими. «Полет птицы» - руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы растопырить и махать ими .

    Выполняют действия руками.

    Развитие мелкой моторики рук.

    17.

    Пластический этюд на тему «Встреча в лесу»

    - Ребята, представьте, если бы мы с вами были не в сказочном, а настоящем лесу и повстречали там каждого из этих зверей, какое бы выражение лица у вас было?

     –Но мы с вами находимся в сказочном лесу, и здесь никто никого не боится, и все дружат друг с другом. Прогулка по лесу заканчивается. Пора возвращаться домой.

    Дети с помощью выразительных движений и мимики передают эмоции, которые у них возникнут при встрече с каждым из диких животных и птиц наших лесов.

    Дети садятся на «ковер-самолет» и возвращаются в детский сад.

    Развитие воображения, логического мышления.

    18.

    Творческая работа.

    Придумать загадку о животном или птице наших лесов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект занятия по экологии в старшей группе

    Урман аланына сәяхәтМаксат: балаларга табигатьнең гаҗәеп бер сихри дөнья булуын төшендерү һәм аңа сакчыл караш тәрбияләү, табигать кочагында үз-үзеңне дөрес тоту кагыйдәләрен ныгыту.Эзерлек эшлә...

    Конспект образовательной деятельности Аппликация в старшей группе. ТЕМА: «Птицы у кормушки» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР Д/С-№14 г. Кропоткин.

    Конспект образовательной деятельностиАппликация  в старшей группе.ТЕМА: «Птицы  у  кормушки»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ  ЦРР  Д/С-№14 г. Кропоткин....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные наших лесов»

    Цель:формировать умение грамматически правильного употребления предлогов, расширение словарного запаса у дошкольников.Задачи:Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепл...

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему "Дикие животные"

    Тема: «Дикие животные».Цель: закрепить знания детей о диких         животных, их детенышах, о месте проживания.ЗАДАЧИ:Образовательные:- Уточнить представ...

    Конспект НОД по апплекации в старшей группе на тему: "Дикие животные" "Царь леса"

    Конспект НОД по апплекации в старшей группе на тему: "Дикие животные" "Царь леса"...