«Организация наблюдений детей за сезонными явлениями в природе в подготовительной к школе группе».
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Савченко Галина  Николаевна

При   ознакомлении   дошкольников   с природой значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях.   Они   оказывают   большое   влияние   на формирование   личности   ребенка,    диалектической направленности   мышления,   предпосылок  и  первичных элементов   материалистического    мировоззрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

                                    «Школа №222»

             Доклад на тему:

«Организация наблюдений детей

за сезонными явлениями в природе в подготовительной к школе группе».

        

                                                                   Воспитатели:

                                                                       Савченко Г. Н.

        Семкина Е. В.

                                                                   Подготовительная гр.

        

                                     Москва 2017 год

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста.   И  в   этом отношении  велико   значение экологического образования дошкольников. Дошкольный период – чрезвычайно   важный    этап   в    жизни  ребенка. Происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно     формируются    различные     способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.   Исходя   из   общей   цели    экологического воспитания, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, т.к. именно в этот период накапливаются     яркие,    образные    эмоциональные впечатления,   первые   природоведческие   представления, закладывается   фундамент   правильного   отношения   к окружающему   миру   и   ценностной   ориентации   в   нем.

При   ознакомлении   дошкольников   с природой значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях.   Они   оказывают   большое   влияние   на формирование   личности   ребенка,    диалектической направленности   мышления,   предпосылок  и  первичных элементов   материалистического    мировоззрения.

 В   процессах   смены   сезонов   наглядно   проявляются непрерывные   изменения,    совершающиеся   в   объектах живой   и    неживой   природы.   У   детей    возникают представления о ее динамичности. Познанию изменчивости окружающего   мира   как фактору   умственного   развития детей   большое   значение   придают  Н.Н. Подъяков  и Н.Е.Веракса.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Осмысливание   ребенком   воспринимаемого   и отражение   результатов   наблюдения   в речи   развивает самостоятельность   его   мысли,   сообразительность, критичность    ума,   обогащает   словарь    дошкольника, совершенствует речь,   память,   внимание  и закладывает надежную основу для формирования материалистического миропонимания.

В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать   познавательную   задачу,   поставленную взрослым,   но   и   самостоятельно   ее    ставить  во время разнообразной   деятельности:  игровой,  трудовой, изобразительной.    Довольно    часто   самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов,   противоречий.   Наблюдение становится   все более планомерным. Дети сами могут наметить несложный план наблюдения. При наблюдении за кошкой  сначала рассматривают,  какая это кошка, потом, что и как она ест, как передвигается  и  действуют в  соответствии   с планом. Восприятие  детей  становится  более   расчлененным (дифференцированным).  Под руководством воспитателя дошкольники  вычленяют  в  объектах  характерные  и существенные   для целой  их группы «признаки».   На этой основе возможно формирование обобщения.

Характерно   для  наблюдения  и  то, что  дети  могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром:   место и среда обитания, приспособление  к окружающей  среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшем  дошкольном  возрасте мы детей знакомим с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжаем знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животного, (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую мы решаем, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала - настольные игры: «Ботаническое лото»; «Зоологическое лото» и др.

Основная тенденция познавательной деятельности детей

7 года жизни – стремление к обобщению. Наблюдение становится более самостоятельным. Организуя наблюдение с детьми, мы отбираем материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающих видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки.

На основе выделения этих существенных  признаков у детей формируются элементарные понятия - «животные»; «растения»; «живое» и «неживое»; «зима»; «весна»; «лето» и т.д.  Мы помогаем детям увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же, как и в ст. гр. наблюдение начинается с постановки перед  детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятий мы чаще используем вопрос-задание, требующее от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдений за  птицами  на участке  даем  задание:  «Посмотрите  и расскажите,  чем  синица  отличается  от  вороны». В случае затруднения,  даем  детям  возможность  самостоятельно понаблюдать  за  той  или  иной  птицей. Чаще, чем в ст. гр. используем  сравнение  по  общим  (сходным) признакам, что  дает  возможность  подводить  детей  к  усвоению элементарных  понятий.  Мы  стремимся  к  тому,  чтобы обследовательские   действия   детей  были  осознанными. С  этой  целью  обследовательские  действия  используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. С помощью вопросов побуждаем детей к осознанию способа получения знаний:«Как ты об этом знал, проверь» В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация   и  обобщение  накопленных   знаний, формирующихся  элементарных  понятий  и  суждений об объектах   и  явлениях  природы.  В  процессе   усвоения элементарных  знаний  у  будущего  школьника развиваются важные  для  обучения  способности   обобщенного восприятия,  элементы  словесно - логического  мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего  расширения   представлений  о  признаках  и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин, на этой основе у детей возникает   познавательное   отношение   к  природе. Совершенствуется   эстетическое   восприятие   природы. Старших  дошкольников   учим  видеть  неповторимость  ее явлений,  гармонию   красок  и  форм,  все   разнообразие проявлений   жизни.

Дети 7-го года жизни  способны  при  участии  взрослых поддерживать  порядок  на  участке  и  в уголке  природы: полить растения,  взрыхлить землю, пересадить растение и посеять семена, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют,  выращивают  красивые  цветы,  могут  создавать несложные   композиции   из  природного   материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в трудовой, игровой, в  изодеятельности.  Для этого детям загадываем загадки, читаем стихи, рассказываем интересные   истории,   играем в настольные игры: «Ботаническое лото», «Зоологическое лото».  Все это способствует расширению знаний дошкольников. Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного  и заботливого  отношения  к ней.

В уголке природы дети ведут систематические наблюдения за   комнатными   растениями,   для  этого   организовано ежедневное   дежурство.  Наблюдения и  труд на участке организуются  фронтально  или  отдельные   трудовые поручения  распределяются   между   группами.

Один   раз в неделю   проводятся   экскурсии  по территории детского   сада,   во   время   которых   ведем наблюдение  за деревьями, за цветником, за огородом , разговариваем о явлениях природы.

При организации ознакомления с природой детей 7-го года жизни  широко  используется  элементарная   поисковая деятельность,  она  обеспечивает   усвоение   детьми доступных их пониманию связей и отношение к природе- проводятся  разнообразные опыты с водой, землей, песком, снегом, с камнями.

И так мы можем сделать вывод: наблюдательному ребенку доступно   чувство   красоты   природы,   что   помогает воспитателю   развить   у  него   художественный   вкус   и понимание   прекрасного.  Если мы, воспитатели  приучим детей   любоваться   яркими   красками   неба при  закате и восходе  солнца,  полетом  ласточки,  просторами  полей,  у ребенка  разовьется   чувство   прекрасного,   он   будет удивляться   и   радоваться   красоте,  сможет   глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты   своими  руками  вместе со взрослым дома и в детском саду,  а  в дальнейшем и в жизни. Живое общение детей   с   природой   помогает    воспитывать   у   детей эстетические,   патриотические,   нравственные    чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Методическое пособие на тему: «Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе»

Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и т...

Статья "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"

Реализация программы в полном объеме при соблюдении принципа сезонности позволяет развивать наглядно-образное, словесно- логическое мышление детей, не только расширить круг их представлений, но н...

Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек ...

Доклад "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"

ПОДГОТОВИЛА:ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СИДОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА...

Конспект НОД «Труд в уголке природы» в подготовительной к школе группе «Ухаживаем за комнатными растениями нашей группы»

Задачи:Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. 2. Развивать интересе к комнатным растениям ( фиалка, драцена, лимонник, фикус...