Конспект ОД по экологическому развитию ОО "Познавательное развитие" с элементами сенсорного воспитания на тему: "Прогулка в зимний лес".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Соломатина Елена Викторовна

Цель: обогащать представления детей об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад « Сказка»

Конспект

  образовательной деятельности по экологическому развитию

ОО "Познавательное развитие"с элементами сенсорного воспитания

на тему: "Прогулка в зимний лес"

для детей первой младшей группы.

                                                                            Воспитатель:  Соломатина Е.В.

Цель: обогащать представления детей об окружающем мире.
Задачи: 

Обучающие:

1. Формировать представление о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег.

2. Способствовать углублению и обобщению знаний детей о жизни диких животных (заяц, еж, белка),  деревьях (ель) зимой. 

2.Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета.

3.Закрепить знания геометрических фигур.

4.Закрепить понятия «большой», «маленький».

  Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику; развивать внимание, мыслительные операции,  развивать умение сопровождать речью игровые действия. Способствовать развитию сенсорных и познавательных интересов

Воспитывающие:

1.Воспитывать доброжелательность.

2. Воспитывать внимание и заботливое отношение к животным.

Оборудование: большая и маленькая ёлки ; большие и маленькие шишки; мягкие игрушки: лиса, ёж, белочка, два зайца - маленький и большой; две белые простыни; два жёлтых ведра; фланелеграф; геометрические фигуры из цветного картона (круг, квадрат, треугольник); дидактическая игра «Весёлые прищепки»: 4 картонных ёжика красного, желтого, зеленого и синего цветов; набор прищепок в соответствии с цветом ежей , угощение для зверей в корзине.

Предварительная работа: дидактическая игра «Большой – маленький»,  «Один – много», разучивание пальчиковой гимнастики, рассматривание картины о зиме, рассматривание картинок с изображением диких животных, беседа по ним;

Методы и приёмы:

Словесные – Беседа с детьми о времени года, вопросы к детям, подсказ, напоминание, обобщение воспитателя, поощрение.

Практические – Сбор больших и маленьких шишек, подбор геометрических фигур.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Ход занятия:

Воспитатель. -Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

- Посмотрите , ребята, посмотрите, кто ещё к нам пришла? (лисичка)

(на  стульчике сидит мягкая игрушка – лисичка)

-Поздороваемся с лисичкой. Посмотрите какая она яркая, красивая, а где она живёт? (в лесу)

Постановка проблемы.

-Лисичка заблудилась и никак не найдет дорогу домой. Что же нам делать? Как мы можем помочь лисичке? ( Проводит лисичку в лес)

А кто ещё живет в лесу? ( Волк, медведь, заяц, ежик, белочка)

Воспитатель:  Приглашаю  вас на прогулку в лес. Я с собой возьми корзинку с угощением для зверей, ведь зимой еды в лесу мало, зверям голодно.  Пора отправляться. 

-Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (зима)

-Правильно, что лежит на земле? (снег). А на улице тепло или холодно? (холодно). Как нужно одеваться на улице, чтобы не замёрзнуть? (тепло). Давайте оденемся и пойдём в лес.

Вот так, вот так, мы надели варежки (хлопают).
Вот так, вот так, мы надели валенки (топают).
Вот так, вот так, мы надели шубку (наклоны в стороны)
Вот так, вот так, мы надели шапки (кивают головой).
Вот так, вот так, мы идем гулять (шагают).
Воспитатель: – Оделись мы с вами тепло, в путь.
(звучит фонограмма скрипа шагов по снегу)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас!
По сугробам мы идём и ничуть не устаём,
По сугробам мы шагаем, выше ноги поднимаем.
                                                               Основная часть

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли.

 (под музыку дети с лисичкой идут к «сугробам»: на полу предметы, стульчики укрыты белым материалом, как будто сугробы снега.)

Ребятки,  посмотрите как красиво в зимнем лесу! Какие большие сугробы, деревья спят под снегом. Только одни ёлочки стоят зелёные.

Дидактическая игра «Большой – маленький».

Воспитатель: Ребятки, какая это ёлочка? (можно уточнить большая или маленькая)

Ответы детей: Большая

Воспитатель: Правильно. Молодцы. А это какая ёлочка?

Ответы детей: Маленькая

Воспитатель:  Посмотрите, сколько на снегу шишек. Они упали с этих ёлочек. Давайте мы с вами на большую ёлочку повесим большие шишки, а на маленькую елочку повесим  маленькие шишки. (на полу под ёлочками разбросаны шишки разной величины, дети берут шишку и с помощью воспитателя определяют с какой они ёлочки, проговаривают).

Воспитатель: Молодцы. Пойдёмте дальше. Ой, посмотрите ребята, кто это спрятался под ёлочкой?

Дети: – Ёжик.

Воспитатель: – Ребята, а ёжик какой?

Дети: – Колючий.

Воспитатель: – Давайте покажем, какие у ёжика колючки.

Пальчиковая игра «Маленький ёж».

Маленький колючий ёж,

До чего же ты хорош (сжимание и разжимание пальчиков)

Воспитатель: Ребята, а ёжик здесь не один, а со своим друзьями ежами. Только здесь они такие грустные, потому что они потеряли свои колючки, давайте поможем ёжикам, прицепим им колючки.

Дидактическая игра «Прицепи колючки»

(дети садятся за столы)

Воспитатель: -Сначала я вам покажу, как буду прицеплять колючки. Одной рукой я возьму ежа, другой – колючку (прищепку). Беру я её тремя пальчиками за край колючки. Чтобы «раскрылся ротик», нужно сильно нажать на края колючки, и прицепляю её к ёжику, беру другую (также объясняю, и так прицепляю прищепки до конца спинки). Вот какой получился колючий еж, какого цвета? (синего). А теперь попробуйте вы (раздаю ежей  и прищепки – колючки, у каждого спрашивая цвет ёжика).

(самостоятельная деятельность детей)

-Молодцы, ёжики так обрадовались своим новым колючкам.

Давайте посмотрим,  чем можно угостить ежика. ( грибы)

Ежата говорят вам большое спасибо.

А мы идем дальше с лисичкой в лес.

 Воспитатель: Смотрите, кто сидит под этой ёлочкой? (зайчата). Посмотрите, а заиньки одинаковые или разные? (разные). Один какой? (большой). А другой? (маленький). Посмотрите, заиньки замёрзли, так дрожат, давайте поможем им согреться.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Музыкальная игра «Зайка прыгал».
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал и устал. (прыгаем)
Хвостиком пошевелил, (виляем попой )
Ушки вверх поднял. (руками делаем «ушки» над головой)
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал и устал. (прыгаем)
Хвостиком пошевелил,(виляем попой )
Ушки вверх поднял.(руками делаем «ушки» над головой)
И услышал зайка тихий, очень тихий звук.
(прикладываем руку к правому уху и поворачиваемся вправо, так же влево)
Посмотрел по сторонам,
(делаем рукой «козырек» над глазами, поворачиваемся вправо, так же влево)
В норку прыгнул вдруг (подпрыгиваем на месте или прыгаем вперед)
Воспитатель: Вот и согрелись зайчата. Только вот у них какая беда, у зайчат нет домика. Давайте им поможем, построим для них дом.

(дети садятся полукругом на стульчики)

-Но сначала давайте рассмотрим, что у меня на фланелеграфе. Это что за фигура? (круг). Что он умеет делать? (катиться). А почему он кати-ться? (потому что у нет углов). Какого цвета круг? (жёлтого). А это что за фигура? (квадрат). Как вы думаете, он умеет катиться?(нет, ему мешают углы). Какого цвета квадрат? (красного). Что это за фигура?(треугольник). Умеет ли треугольник катиться? (нет, ему мешают углы). Молодцы, а теперь давайте мы вместе построим домик для зайчат. Сначала мы будем строить стены, какую фигуру возьмём? (квадрат). Иди, Настя, возьми квадрат. Какого он цвета? (красного). Значит, стены будут какого цвета? (красного).

(на фланелеграфе дети по очереди выкладывают из геометрических фигур, которые сделаны из цветного картона, домик)

Чтобы зайкам было тепло и сухо построим крышу. Какую фигуру возьмём? (треугольник, какого цвета? (синего, значит, крыша какого цвета? (синего). А чтобы зайкам было весело и у них всегда было хорошее настроение, подарим им солнышко, Какого цвета солнышко?(жёлтого)

Зайки так рады своему домику и говорят вам большое спасибо за помощь.

А чем можно угостить зайцев? (Морковкой)

Пора лисичка нам с тобой прощаться. Мы тебя поводили в лес. Зверюшкам помогли. И для тебя у нас есть гостинец. Что у нас осталось в корзине? ( Рыба)

Все мы весело играли
И немножечко устали 
Посмотрели на часы
В детский сад пора идти.

(Звучит запись звука метели)

Воспитатель: Слышите метель завывает. Закройте глазки. А я попрошу метель, чтобы она отнесла нас в нашу группу! Ты метель нас покружи,(дети кружатся) в детский сад нас отнеси.

Итог.(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Куда мы с вами сегодня ходили? (В лес)

Воспитатель: – Что мы видели в лесу? Кому мы помогли в лесу? (Ёлочки. Помогли ежатам и зайкам).

Воспитатель: – Понравилось вам помогать зверюшкам?

Воспитатель: – Давайте скажем «Я сегодня молодец!», погладим себя по голове. Лисичке тоже понравилось, как вы  помогали зверушкам, и для вас она приготовила сладкое угощение – грибочки (печенье)

Дети: – Спасибо.

Воспитатель: – Теперь давайте попрощаемся с гостями.( Прощаются)

 

 

Характеристика детей группы:

В группе ______ детей. На данный момент группу посещает______ детей. У большинства детей ещё проходит период адаптации. Они редко посещают детский сад.  

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию  для детей 1 младшей группы  был составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей, а так же в соответствии с индивидуальными возможностями детей данной группы. Цель образовательной деятельности: формировать у детей младшего возраста первоначальный интерес к познанию, продолжать учить различать один и много предметов, формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Во время образовательной деятельности решались следующие  задачи:

1. Образовательные: Закреплять умение называть и соотносить основные цвета (красный,синий, зеленый, желтый) ; побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить понятия «большой», «маленький»; закреплять знание детей о времени года «Зима».

2. Развивающие: развивать мелкую моторику; развивать внимание, мыслительные операции,  развивать умение сопровождать речью игровые действия. Способствовать развитию сенсорных и познавательных интересов

3. Воспитательные:  воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение включаться в совместную игровую деятельность. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы и методы  помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Приѐмы использованные мною на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждала детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта. На каждый момент занятия были подобраны пособия (дидактические игры), способствующие стимулированию и активизации детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

 

Выполнение норм СанПина к проведению занятий

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 10 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное в нём предусмотрена смена деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, имитирование процесса одевания на прогулку, перемещение по залу– из детского сада в лес, работа с дидактическим материалом стоя, за столами, пальчиковая гимнастика. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

В первой части занятия я провела беседу с детьми о времени года, которая была направлена на развитие речи и введение детей в тему занятия. Далее, детям было предложено отправиться в зимний лес, но для этого нужно тепло одеться. Было проведено обучающее игровое упражнение – «Одеваемся тепло», направленное на  обучение детей одеваться в определённой последовательности, а так же на поддержание интереса детей к происходящему. В основной части занятия (во время прогулки по лесу),  я создавала детям поисковые ситуации, задавала вопросы поискового характера, что активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, подводила детей  к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение. Дидактические  игры «Большой – маленький», «Собери грибочки», «Спрячь зайчат» позволили в игровой форме решить основную обучающую задачу -  обучение детей восприятию и распознанию сенсорных эталонов. Итог занятия – беседа с детьми, обобщение впечатлений от прогулки в лес, приём «Я сегодня молодец» был использован для повышения эмоционального состояния детей, чтобы каждый почувствовал ситуацию успеха. Угощение от лесных зверей за оказанную помощь – поощрение детей.

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение внимательно слушать задания, действовать по указанию взрослого, не мешать другим, поведение детей на занятии регулировала и направляла, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми.

Вывод: поставленные задачи были выполнены. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Дети были активны, эмоциональны, проявляли интерес, внимание.

 

Неудачи:________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по физическому воспитанию на тему: "Прогулка и ее роль в оздоровлении детей дошкольного возраста"

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь 21 века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами игрового экспериментирования на тему «Прогулка в сказочный лес»

Тип занятия: развивающее.Задачи:     Образовательные:Закреплять представления детей о свойствах льда- холодный, прозрачный, твёрдый, тает в тепле через проведение опытов....

НОД по экологическому воспитанию в средней группе по теме: «Прогулка в зимний лес»

Занятие по познавательному развитию в средней группе "Прогулка в зимний лес",...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию на тему “Прогулка в весенней лес” для детей во второй младшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию на тему: “Прогулка в весенней лес” для детей во второй младшей группы...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по физическому развитию на тему: « ПРОГУЛКА КОЛОБКА ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»

ЦЕЛЬ: Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма. Задачи: Закреплять выполнение знакомых упражнений на фитболе в положении сидя и лёжа, сохраняя правильную ос...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с миром природы» с элементами сенсорного воспитания на тему: «Весеннее путешествие» во 2 группе раннего возраста.

Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие»раздел  «Ознакомление с миром природы»с элементами сенсорного воспитания.Тема: «Весеннее путешествие».Интеграция об...