Педагогический проект по экологии "Сказки леса"
проект по окружающему миру на тему

Гладышева Ирина Валериевна

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, понаблюдать за родной природой. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей  воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Г. Ф. Атякшева»

/дошкольные группы/

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Сказки леса»

Автор проекта:

 Воспитатель

Гладышева Ирина Валериевна

Югорск 2017 г

Оглавление

Аннотация        2

Введение.        3

Актуальность.        5

Цель проекта:        6

Задачи проекта:        6

Механизм реализации проекта        8

Ожидаемые результаты:        10

Описание объектов (видовых точек):        11

Заключение        13


Аннотация

Цель проекта: Создать экологическую тропу на территории ДОУ для проведения воспитательной и образовательной работы с детьми 3-7 лет.

Актуальность. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, понаблюдать за родной природой. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей  воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.  

Практическая значимость. Накопленный опыт дает возможность максимально разнообразить работу с детьми детских садов по экологическому воспитанию, как в образовательной, так и во внеурочной деятельности. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность.

  Задачи проекта:

  • углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
  • формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
  • воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия;
  • формирование основы экологической культуры личности, путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой,

Способы, методы и приёмы.

  • Сбор информации;
  • Беседы консультации и сообщения экологической направленности;
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме экологии;
  • Проведение праздников, лекций, бесед, конкурсов совместно с родителями.

Вывод: Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.


Введение.

" Мир, окружающий ребенка - это,

прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума"

В. Сухомлинский

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию в нашем детском саду разработан проект — экологическая тропа, которая включает в себя различные видовые точки-станции:

  1. «Тополя – старожилы»,
  2. «Мудрая сова»,
  3. «Пруд черепахи-тортиллы»,
  4. «Птичья столовая»,
  5. «Избушка Бабы-Яги» (где живет хозяйка тропы),
  6. «Царство удивительных пней или медоносный уголок»,
  7. «Золотая рыбка»,
  8. «Зелёная аптека»,
  9. «Во саду ли в огороде»,
  10. «Метеостанция»,
  11. «Лавочка-отдыхалочка».

Точки-станции соединены между собой «Тропой здоровья».        (см. Приложение 1)

 На этих точках происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Наша задача и состоит в том, чтобы привить детям чувство ответственности. И начинать делать это надо с детского сада. Большое значение играет также и организованный труд дошкольников. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того  формируются  практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе,  у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе,  дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. И вот здесь, очень важную роль экологического воспитания, может сыграть ближайшее окружение дошкольников, а именно, экологическая тропинка, которую мы назвали: «Сказки леса». Почему сказки? Детям в дошкольном возрасте легче усвоить материал через игру, через сказку. Так вот на экологической тропинке, мы знакомим детей с разными сказками и историями, связанными с экологией и природой. Здесь присутствуют как русские народные сказки, так и сказки других национальностей.

Проблема.

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами, перед варваром-Человеком. Получив неограниченную власть над природой и, надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является ее скромной частицей.

Воспитание детей экологически грамотными, даст в будущем  возможность  улучшить  состояние окружающей  среды.  Важную  роль  в  этом  воспитании  дает  не  только теоретическое изучение  детьми  основ  экологии,  как  науки,  но  и практическая природоохранная деятельность детей. И весь вопрос в том, как, где и чему мы будем учить детей. Как будем воспитывать их экологически грамотными, понимающими важность сохранения окружающей среды, готовыми разделить в будущем ответственность за нее перед новыми поколениями.

Обоснование.

Это самый подходящий возраст воспитания любви к окружающей среде у ребенка. В дошкольном возрасте дети наиболее эмоциональны, чувствительны, восприимчивы. Они все пропускают через сердце. Дети замечают такие мелочи, происходящие в природе, на которые взрослые просто не обращают внимание. Поэтому дошколятам надо давать знания и понятия бережного, заботливого отношения к окружающему миру. Большую роль здесь играет пример родителей, воспитателей. Как взрослые относятся к окружающей среде, так и ребенок будет поступать. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу.

Актуальность.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей  воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.  

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры, сказки дают необходимые детям знания. Не всегда есть возможность понаблюдать за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому детскому воображению и через экологические сказки удаётся привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны.

Образование дошкольников на экологической тропе, можно осуществлять по всем образовательным областям. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности. Ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда экологической тропы, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Цель проекта:

Создать экологическую тропу на территории ДОУ для проведения воспитательной и образовательной работы с детьми 3-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

  Задачи проекта:

  • углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
  • формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
  • развитие интереса к миру природы;
  • воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия;
  • формирование основы экологической культуры личности, путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Новизна проекта:

Новизна экологического проекта заключается в том, что основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, а именно знакомство детей через экологические игры и сказки, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, экология, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы.

Объект проектной деятельности:

Воспитательный образовательный процесс в ДОУ с использованием организационных форм и методик обучения дополнительного образования, способствующих экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста через знакомство близкого окружения, а именно экологической тропы «Сказки леса».

Предмет проектной деятельности

Организационно-педагогические условия, способствующие экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста.

Методы, использованные для достижения цели.

  • Сбор информации – просматривание презентаций, экологических сказок, работа с энциклопедией, посещение местного музея, экскурсии в живой уголок «Прометея».
  • Беседы об экологии нашего края, и России в целом.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме экологического воспитания;
  • Проведение праздников, лекций, бесед, викторин и конкурсов совместно с родителями.
  • Разработаны конспекты, сценарии открытых мероприятий. (см. приложение 2)

Экологическое развитие детей предполагает использование разнообразных форм работы:

1.        Экскурсии (здесь проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года);

2.        Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями и животными, проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов и т.д.); посадка кустарников, создание цветочных аллей, выращивание цветов, сбор лекарственных трав, уборка территорий

3.        НОД (сказка, игры, викторины и конференции с привлечением родителей)

4.        Проведение экологических дней;

5.        Совместные мероприятия с родителями, посвящённые дню урожая, дню птиц, экологическому дню (15 апреля) и т.д.;

6.        Чтение художественной литературы; (см. приложение 3)

Тип проекта – долгосрочный (учебный год), коллективный, практический.

Участники реализации проекта:

- педагоги и специалисты МБОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях (оформление экологической тропы, каждая группа по одной-две точки-станции);

- дети дошкольных групп – участвуют в совместных мероприятиях.





Механизм реализации проекта

Проект по экологическому воспитанию «Сказки леса», это формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях. Это работа, которая вызывает у детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы.  Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

№ п/п

Мероприятия

Содержание работы

Срок исполнения

Предполагаемый результат

Подготовительный этап.

Организационные моменты.

  • Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»
  • Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
  • Составление карты и разработка маршрута - схемы экологической тропы.

Сентябрь 2016

Создание плана мероприятий

Работа с родителями

  • Составить анкеты по теме проекта. Провести анкетирование среди родителей воспитанников;
  • Провести родительское собрание. Познакомить с темой проекта. Рассказать о важности и необходимости формирования экологического воспитания уже в дошкольном детстве;
  • Приобщить родителей к сбору природного материала, для пополнения развивающей среды;

Сентябрь – октябрь 2016

Сбор материалов.

Работа с педагогами

  • методическая подготовка кадровых ресурсов,
  • материально-техническое оснащение.
  • оформление экологической тропы (см. приложение 4)

Октябрь 2016

Создание информационной базы для организации работы

Основной Этап

Организационные моменты.

  • Выбор объектов для проведения НОД;
  • Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы: «Тополя – старожилы», «Мудрая сова», «Пруд черепахи-тортиллы», «Птичья столовая», «Избушка Бабы-Яги» (где живет хозяйка тропы), «Царство удивительных пней или медоносный уголок», «Золотая рыбка», «Зелёная аптека», «Во саду ли в огороде», «Метеостанция»,«Лавочка-отдыхалочка».
  • Собрана картотека тематических прогулок.

В течении года

Создание информационной базы для организации работы.

Организация детской деятельности

  • Специально организованная деятельность:

- проведение непосредственной деятельности с детьми;

- организация тематических праздников и развлечений;

- организация выставок детского творчества.

  • Самостоятельная деятельность детей:

- организация творческой продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка, поделки из подручного материала);

- подбор игр (дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых);

- подбор сказок разных национальностей по экологическому воспитанию.

- Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

  • Деятельность, осуществляемая в режимных моментах:

- чтение художественной литературы, тематические беседы;

-просматривание презентаций;

-знакомство с природой нашего края, и России в целом

- проигрывание проблемных ситуаций.

В соответствии с тематическим планом и циклограммой деятельности

В соответствии с календарно-тематическим планированием

Развитие интереса и совершенствование навыков творческой работы у воспитанников.

Воспитание чувства толерантности.

Работа с родителями

  • Анкетирование с целью выявления информированности по вопросу;
  • Организация бесед и консультаций, мастер-классов;
  • Оформление информационных стендов и буклетов;
  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (помощь детям в создании индивидуальных проектов и в составлении книги-праздников и сказок, а так же помощь в создании самой экологической тропы)
  • Изготовление совместно с родителями кормушек.
  • Организация участия родителей в коллективных мероприятиях.

Октябрь 2016

По плану работы с родителями

Совместная работа детского и родительского коллектива.

Работа с социальными партнерами

  •  Краеведческий музей г.Югорск:

- выставки, посвящённые  Ханты-Мансийскому округу.

  • Югорская библиотека г.Югорск:

- знакомство с экологическими сказками народов разных национальностей;

  • Югорская детская художественная школа:

- участие в конкурсе «Улыбки севера» (Диплом III степени);

- участие в фестивале «Одаренные дети – будущее России», рисунки и поделки посвященные «Году Экологии».

Ноябрь 2016

Декабрь 2016

Декабрь 2016

Информационно-методическое сопровождение по проектной деятельности.

Заключительный этап.

Подведение итогов

  • Подготовка и оформление выставок о работе в рамках реализации проекта.
  • Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками;
  • Проведение итоговой экскурсии;
  • Оформление фотогазеты;
  • Выставка детских рисунков.
  • Выполнение задач проекта.
  • Выпуск методических рекомендаций.
  • Трансляция опыта работы по теме проектной деятельности посредством организации семинаров-практикумов на муниципальном уровне; публикации методических разработок.

Апрель- Май 2017

Обобщение и распространение накопленного опыта организации работою проектной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
  • Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
  • Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
  • Привлечение родителей к участию в работе по совместному экологическому воспитанию у дошкольников;
  • Обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.


Описание объектов (видовых точек):

  1. «Тополя – старожилы»,

Объекты для наблюдений: два тополя (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев). Заходя на экотропу «Сказки леса», гости видят перед собой два больших тополя, перед которыми висит маршрут всей тропы.

  1. «Мудрая сова»:

Объект для наблюдения сова, которая живет, на информационном столбе, делясь со всеми полезной информацией. Такой информационный стенд позволяет в доступной форме донести до родителей любую информацию. Тематика стендов разнообразна, динамична, меняется в зависимости от времени года.

  1. «Пруд черепахи-тортиллы», 

Объекты ля наблюдения – вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг — ивы, березы, осины (у них дрожат листья даже при слабом ветерке). Весной — пение соловья.

Цель: дать знания о жителях и растениях водоема, наблюдение за ними. Привлекать детей к посильному труду у водоема (уборка мусора, частичная замена воды).

  1. «Птичья столовая»

Объекты для наблюдения – птички, живущие в скворечнике, наблюдать прилет, кормление, чирикание.

 Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле. Развивать познавательную способность дошкольников; Наблюдения за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы (рассказ Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники», стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой», стихотворение М. Глазкова «Покормите птиц»); дидактические игры, упражнения, загадки на тему «Птицы»; составление описательных рассказов; продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка); изготовление макета «У кормушки». Чтение экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал». (см. приложение)

«Избушка Бабы-Яги»), 

(На этой станции ребят встречает Баба – Яга)Здесь расположена избушка Бабы-Яги, хозяйки тропы. Хозяйка, встречает гостей, задает им каверзные загадки про животных или про сказки, которые описывают животных и растительный мир.

  1.  «Царство удивительных пней или медоносный уголок»,

Объект для наблюдения: старый пень (естественное старение дерева рассматривание мха и древесных грибов связь с животными и насекомыми использование луп для наблюдений исследовательская деятельность.) 

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

  1. «Золотая рыбка»,

Цель: развивать фантазию и воображение. На этой станции, с детьми целесообразно разыграть театральную постановку по сказке «О рыбаке и рыбке», можно придумать свою сказку, с детьми в конце представления, попросить у золотой рыбки исполнения желания.

  1. «Зелёная аптека»,

Объекты для наблюдения - Много видов различных растений, приспособившихся к вытаптыванию (очень низкие, стелятся по земле). Лекарственные виды - подорожник, лапчатка гусиная, очень мелкий клевер ползучий, низкорослые одуванчики. У изгороди — злаки, пижма, осот, мать-и-мачеха, щавель конский, тысячелистник. Ближе к точке «Огород» — малинник, где весной видны старые прошлогодние и молодые побеги этого растения. 

Цель: показать разнообразие лекарственных растений. Их биологические особенности. Воспитатель знакомит детей с историей создания аптекарских огородов в России, также знакомятся с этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляют знания о их ценности для здоровья, учатся правильно собирать и сушить травы "зеленого царства".

  1. «Во саду ли в огороде»

Объект для наблюдения - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями. Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

  1. «Метеостанция»,

Объект для наблюдения – мини-Метеостанция, сделанная руками родителей. Здесь площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений. При пользовании простыми приборами, помогающими определять погоду. Развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка. Здесь можно -учить детей элементарному прогнозированию состояния погоды (определять направление и силу ветра, влажность воздуха, количество выпавших осадков и т.д.) -дождь, роса, снег, ветер, туман, и т.д.

  1. «Лавочка-отдыхалочка»: Площадка для отдыха — объект тропы, оборудованный таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью. Здесь в тенёчке, дети могут отдохнуть, испить «родниковой водицы», послушать «голоса леса».

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому, и наглядно обозначен на картосхеме тропы, каждая станция-точка имеет свой символ или логотип. (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропинка состоит из  объектов. Они  специально созданы нами  на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание хозяйки тропы – Бабы-Яги, или сказочного персонажа, зависит от выбора сказки.

Заключение

Успешность любого занятия по экологии в рамках дошкольного образования зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет понятен и интересен  детям;

Один из основных принципов экологического воспитания – это принцип научности и достоверности фактов. Но как доступно рассказать дошкольникам, о размножении растений, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, об умении птиц летать? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как чёрствые научные факты, которые не всегда понятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление живых организмов к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

Таким средством обучения может быть экологическая сказка.

Форма сказки, близка и понятна детям. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе».

В ходе проектной деятельности совместными усилиями с родителями дошкольников и самими детьми, была создана – экологическая тропа «Сказки леса».

Открытие тропы было проведено по специальному сценарию (см. приложение 5, 6), в роли хозяйки тропы была Баба-Яга, персонаж который выбрали сами дети.


В соответствии с планом работы была изучена нормативно-правовая база и методическая литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
  2. Приказ Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. ФГОС ДО
  4. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» авт. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева
  5. Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26
  8. Годовой план работы ДОО.
  9. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..  «От рождения до школы» под редакцией– М.: Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.
  10. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
  11. Интернет источники:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В лесу родилась елочка..."

Выбрав данную тему,  мы с коллегой выбрали два основных направления -   естественнонаучную и новогодне-рождественскую тематику. В результате получилось очень интересно и познавательно. ...

Педагогический проект "Животные наших лесов"

Данный проект направлен на развитие познавательной активности детей, обогащение знаний дошкольников о диких животных, их детёнышах, среде обитания. В процессе различных видов деятельности активизирует...

Педагогический проект для младших дошкольников «Дружно все в лесу живут, к себе в гости зиму ждут»

Тип проекта:  познавательно-исследовательскийВозраст детей: младший дошкольныйЦель проекта: Приобщать детей к процессу познания окружающего мира; формировать реалистические представления о ...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....

Педагогический проект "Животный мир лесов нашей Родины"

Проект  «Животные лесов нашей Родины» познавательно - творческий, ориентирован на воспитанников средней группы. Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знани...

Педагогический проект "Животные нашего леса"

Совместный творческий проект воспитателей, детей средней группы и их родителей направлен на развитие познавательной, речевой, творческой активности детей....

Педагогический проект "Зима в лесу"

Актуальность:Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, как живая природа переживала бы холода без снега. Поддерживая стремления детей к...