Занятие по экологии в подготовительной группе "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Водзянская Тереза Эдвардовна

Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №55 «Кузнечик»

Конспект открытого занятия

по экологии

в подготовительной группе на тему:

« Круговорот воды в природе»

Воспитатель

Водзянская Тереза Эдвардовна

г.о. Подольск

2017 г.

Конспект открытого занятия организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе на тему: «Круговорот воды в природе»

Цель: Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.
Задачи: 
обучающие
Уточнить значение воды для всего живого. 
Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях. 
Формировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот). 
развивающие
Развивать у детей познавательное отношение к природе.
Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. 
Развивать умение договариваться друг с другом.
Развивать интерес к экспериментированию.
воспитательные
Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.
Воспитывать чувство доброты, желание помогать окружающим.
Оздоровительные
Удовлетворять потребность детей в движениях.
Развивать основные движения детей (перешагивание через препятствия).
Осуществлять профилактику нарушения зрения.
Методы и приёмы: 
Проблемный.
Наглядные: использование мультимедийных слайдов, схем, символов. 
Практические: опыты, моделирование. 
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Предварительная работа: 
Разработала мультимедийную программу, используя информационно-коммуникационные технологии (с целью усиления визуального эффекта у детей). 
Чтение рассказов, сказок познавательного характера. 
Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры». 
Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?». 
Оборудование и материалы:
Декорация «Водоросли» с целью зонирования помещения.
Инвентарь для опытов: термос, зеркало, стаканы с землёй, стаканы с водой.
Конверты с заданием, пустой конверт, Картинки-модели, клей, клеёнки, салфетки. 
Проектор, экран, ноутбук.

Ход занятия

1 слайд 
Дети с воспитателем входят в зал. 
Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга. 
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья». 
Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? 
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась, нигде ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? 
(предложения детей)
1 этап. Проблема практики: 
Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.(надеваем на шею медальон «Капелька».
1 слайд Включить звук 
2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
В сказке: 
На проекторе анимированное изображение подводного царства. 

2 слайд 
Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
3 этап. Решение проблемы: 
Опыт №1 испарение воды
Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос).
Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему? (ответы детей)
Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар). 
Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
(Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). 
(Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться? 
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(гипотезы детей)
3 слайд 
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
 включить звук 
Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом: 
Облака парят легкие воздушные.

Подул ветер-ветерок.

Холодно-холодно.

Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим. 
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? 
(гипотезы детей) 
Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна. 
нажать на раковину и раковина увеличивается 
Смотрите, какая большая жемчужина, 
нажать на жемчужину она увеличивается 
Да это же сказочная, скрытая подводная фотокамера. 
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.
Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)см. Приложение на флешке.
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают. 
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется. 
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.


Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
(дети отвечают)
Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется.
Мы в сказке. Нам все вокруг помогают. Жемчужина решила помочь. Распечатала снимки, которые помогут нам, составить отчет для Водяного как вода путешествует.
Конверта два, значит нужно разделиться на две команды. Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (дети делятся на команды)
Воспитатель: Подходите команды к своим столам. (Команда «Снежинки» проходят к столам с изображением снежинки, а команда «Дождинки» к столам с изображением дождинки).
(Воспитатель достает из одного конверта картинки и показывая детям дает инструкцию)
Воспитатель: Ребята вот фотографии, вот схема. На схеме номера.
Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.
И в той же последовательности разложите на схеме фотографии. 
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности. 
Затем наклеивают)

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Подходите все к одному столу. (Дети собираются все вокруг одного стола с готовыми отчетами)
- Ребята! Вода совсем исчезает?
- Что с ней происходит?
Воспитатель: (подводит итог) Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.
Воспитатель: (к детям) 
- Мы эти отчеты оставим Водяному. (Складывает в конверт, вставляет конверт в водоросли).
- Водяному помогли?
- Воду пропавшую нашли?
А теперь детвора! Нам в обратный путь пора. 
4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» 
21 слайд. Включить звук
(дети перешагивают через обруч).
5 этап. Рефлексия:
Воспитатель: 
- Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному? 
- Мы готовы всегда прийти на помощь другим?
- Кому понравилось путешествие?
- Ой, посмотрите, что это стоит на камне? Да, это же Водяной угостил нас печеньем. (печенье в виде ракушек)

- Так он благодарит нас за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии в подготовительной группе на тему : "Природа дарит чудеса"

Занятие  по экологии в подготовительной группе на тему « Природа дарит чудеса»   ЦЕЛЬ: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все жи...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-это жизнь, бесценный дар, богатство планеты».

Цель: формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде)....

Занятие по экологии в подготовительной группе на тему «Природа и человек»

Занятие по экологии в подготовительной группе на тему «Природа и человек»...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе "Мы друзья природы"

Конспект-викторина открытого занятия по экологии в подготовительной группе....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе « Вода-волшебница»

формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;систематизировать и уточнить представления о свойствах воды,обобщить знания детей о свойствах воды и окружающей среде....

Открытое занятие по экологии "Волшебная капелька - круговорот воды в природе"

Открытое занятие на тему:«Волшебная капелька – круговорот воды в природе» Подготовила и провела Глотова Елена Георгиевнавоспитатель БДОУ МО Динской район «Детский сад №4&r...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Вода - это жизнь, бесценный дар, богатство страны".

Конспект ННОД по экологии в подготовительной группе. Тема: "Вода - это жизнь, бесценный дар, богатство страны"....


 

Комментарии

Бурдейная Наталья Викторовна

Забыли указать автора!
ОД детей старшей группы с элементами сказкотерапии «Ходит капелька по кругу» , впервые была представлена мною в 2013 году на конкурсе методических разработок, эта работа вошла в десятку лучших.
Сожалею, но в Вашем случае мне придется обратится к модераторам, если в течении недели Вы не вставите в описание ссылку на оригинал и не укажите автора. Спасибо за понимание.
P.S. не забывайте об авторских правах!