Познавательная и художественная деятельность в средней группе «Сохраним красоту»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Познакомить детей с первыми весенними цветами и растениями нашего края: мать-и-мачеха, крапива, щавель, кислица, одуванчик, ландыш. Дать детям понятия, что все растения полезны, некоторые съедобные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_sohranim_krasotu.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная и художественная деятельность в средней группе

 «Сохраним красоту»

Задачи: Познакомить детей с первыми весенними цветами и растениями нашего края: мать-и-мачеха, крапива, щавель, кислица, одуванчик, ландыш. Дать детям понятия, что все растения полезны, некоторые съедобные. Воспитывать бережное отношение к растениям: без надобности не рвать в больших количествах, учить детей, что любоваться  цветами можно на лугах, полях, в лесах, садах. Дать детям представление о красоте нашего края, воспитывать желание не губить эту красоту и учить этому других. Развивать разговорную речь детей, познакомить с загадками.

Ход занятия

1 часть. В группу «приходит» девочка – веснянка (кукла би-ба-бо) с красивой коробочкой, здоровается с детьми, спрашивает детей знают ли они её, говорит, что она, девочка – веснянка, пришла из леса, из леса весеннего, там уже весь снег растаял, набухают почки, скоро появятся первые нежные клейкие пахучие листочки, на опушках леса показалась первая травка.

 - Понюхайте, чем от меня пахнет?

- Ласковым солнышком, теплым ветерком, первой травкой, почками, первыми листочками, первыми весенними цветочками.

- Шла я к вам, шла и вдоль дороги, по косогорам увидела маленькие солнечные капельки, их было много-много. Это первые весенние в наших краях цветы растения мать-и-мачеха, они очень похожи на маленькие солнышки.

   Веснянка или кто-нибудь из детей читает стихотворение о мать-и-мачехи. Воспитатель подтверждает, что с детьми видели эти цветы на полянке. Веснянка вынимает из красивой коробочки картинки, с изображением этих цветов и вместе рассматривают.

   - Может быть, вы их знаете? Правильно, это цветы растения мать-мачехи, они очень похожи.

   - Начинает показывается из-под земли еще одна травка, попробуйте отгадать загадку

                          Ах, не трогайте меня,                                 Сама холодная,

                          Обожгу и без огня!               Или                А людей жжет.    (крапива)

   Дети узнают крапиву. Веснянка вынимает из коробочки картинку с изображением крапивы. Воспитатель говорит, что это травка полезная, её обязательно дают вместе с кормом домашним животным и птицы. Да и люди добавляют крапиву в щи и даже в салаты.

  - А теперь назовите травку, которую собирают весной на лугах, на опушках леса, листочки этой травки кислые-кислые, Из них готовят вкусные щи.  Дети называют щавель. Веснянка достает из коробочки картинку с изображением щавеля, рассматривают.

  - А скоро в лесу появится ещё одна кисленькая травка (сразу вынимает картинку с изображением кислицы) – у неё листочки состоят из трёх частей, цветы беленькие, нежные на тонких хрупких стебельках. Название этой травки, кислица - говорит о том, что она кислая. Эту травку любят есть зайцы и поэтому её называют «заячья капуста».

   - Послушайте еще одну загадку:

                                       На зеленой, хрупкой ножки

                                        Вырос шарик у дорожки,

                                        Ветерочек прошуршал

                                        И развеял этот шар.        (одуванчик)

Если дети затрудняются, Веснянка вынимает картинку с изображением одуванчика, спрашивает: - про какой шарик говорится в загадке?

  - Может кто-нибудь помнит стихотворение, про одуванчик?  (дети читают).

  - Это тоже один из первых весенних цветов, их можно встретить на полях, лугах, вдоль дорог. Этих цветов бывает так много, что лужайки становятся желтыми, золотыми.

Одуванчики, как и мать-мачеха, похожи на маленькие солнышки.

   - В конце весны, в мае месяце, в нашем лесу  расцветают чудесные цветы, вот как о них

говорится в загадке: «белые горошки на зеленой ножке» - эти горошки очень похожи на маленькие белые колокольчики, кажется, что весь лес наполнен их звоном. У этих цветов душистый аромат. Веснянка вынимает из коробочки картинку с изображением ландыша.

  - Ландыш не только красивый и душистый цветок, но и очень полезный, из этого растения делают лекарства.

   По картинкам повторить названия весенних растений и цветов. Какие растения – съедобные? Какой цветок переодевается? Назовите желтые цветы.

   Веснянка прощается с детьми, уходит в лес, у нее много дел и забот: надо разбудить травку, почки, цветы после зимнего сна.

   Воспитатель. – Ребята, а вы хотите, чтобы у нас расцвела красивая полянка с яркими цветами? Ведь Веснянка волшебница, и она научила меня, что надо для этого делать. Надо  попросить солнышко, чтобы оно ярче горело, теплее грело, тогда и расцветут цветы у нас. Надо вспомнить потешки о солнышке. Давайте подойдем  к окну и проговорим потешку о солнышке. (Дети подходят к окну и читают (поют) потешку про солнышко. В это время помошник воспитателя выставляет на подставках цветы-ромашки, получается полянка. Дети оборачиваются и видят веселую цветущую полянку, проходят на полянку, любуются цветами (звучит грамзапись песни «Ромашковая Русь» комп. Чичкрва))

Воспитатель. – Как красиво, нарядно, чудесно. Может кто-то знает загадку о ромашке:

             Стоят в поле сестрички,

              Желтый глазок,                  

              Белые реснички.

Дети читают стихотворение о ромашке.

   Воспитатель.- Вам, конечно, хочется сорвать по цветочку, ну что ж, сорвите, но только по одному цветку.

Дети срывают по одному цветку и  нарядной полянки не стало.

Воспитатель.  – Красота исчезла. Как же это случилось, что не стало красивой полянки? Ведь мы сорвали только по одному цветку?   Ответы детей)

   - Так может случится и в настоящем лесу, на настоящей полянке. А если все люди будут рвать цветы не по одному цветку, а большими букетами, то совсем скоро исчезнут все цветы на всех лугах, полях, в лесах, исчезнет красота на нашей Земле. Послушайте стихи:

                         Если Я сорву цветок,

                         Если Ты сорвешь цветок,            И не будет красоты,

                         Если Все: и Я и ТЫ,                     И не будет доброты

                         Если Мы сорвем цветы,               Если только Я и Ты,

                         То окажутся пусты                       Если Мы сорвем цветы!

                          И деревья и кусты,                                                                                                                                                                                 - Давайте договоримся, что не будем зря рвать цветы и другие растения, цветами можно любоваться на лугах, полях, в лесах, садах.

  - Но мне Веснянка еще кое-что успела сказать, вы же знаете, она волшебница, так вот она мне сказала,, что если вы вырежете и наклеите по одному цветку, то такие же цветы зацветут скоро на лугах нашего края, когда будет тепло, вы пойдете на прогулку и увидите  эти цветы.

Дети идут к столам, на которых всё подготовлено для аппликации, и вырезают лепески ромашек, получается много цветов.

После аппликации собрать детей около некрасивой полянке, ещё раз напомнить, что не надо рвать цветы и включить грамзапись песни Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите» дети могут подпевать припев.