Проект "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Митрофанова Татьяна Владимировна

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Поэтому необходимо дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Несомненно, важная роль в создании условий для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям, принадлежит родителям наших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pokormite_ptits_zimoy.doc997.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ СЦРР Д/С «Золотой ключик»

группа «Осьминожки»

Воспитатель: Митрофанова Т.В.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Описание: Изображение 071

Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Вид деятельности: проектная

Возрастная группа: 2младшая  3-4 года

Тема проекта: «Покормите птиц зимой»

Цель проекта: Закрепить представления младших дошкольников о зимующих птицах края (их образе жизни и его связи с сезонными изменениями в природе, роли человека в жизни птиц),

Задачи:

 Воспитывать заботливое отношение

к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;

 Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц;

 Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу;

 Научить детей правильно их подкармливать.

 Объединение детей и родителей

Актуальность проблемы.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Поэтому необходимо дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Несомненно, важная роль в создании условий для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям, принадлежит родителям наших дошкольников.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный

Сроки реализации проекта: 01.11.16 - 31.12.16

 Участники: воспитанники второй младшей группы, педагоги, родители

Этапы и содержание проекта

 Подготовительный этап: Выявление проблемы, определение цели, задач. Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.

Основной этап: Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей. Создание условий активного привлечения родителей к совместной деятельности.

Заключительный этап: Подведение итогов (Совместное изготовление кормушки для зимующих птиц).

Ожидаемые результаты проектной деятельности: Активизация интереса у детей к зимующим птицам, заботливого, чуткого и внимательного отношения к ним; повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению. Изготовление кормушки для птиц, с участием родителей воспитанников.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

На первом этапе, мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при холодной погоде, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат. Вместе с детьми выявили проблему и определили пути ее решения:

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Как мы будем познавать

Зимующих птиц. Их необходимо подкармливать в холодное время года.

Какую пользу приносят

птицы людям? Чем можно и

чем нельзя подкармливать

птиц? Как часто

подкармливать птиц? Почему

важно кормить птиц? Как

сделать кормушку для птиц

своими руками и из какого

материала?

Спросим у взрослых (родителей, воспитателей). Рассмотрим познавательную литературу.

Был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей, и успешную реализацию проекта (Приложение 1). На втором, основном этапе, для реализации проекта воспитатели и родители вместе с воспитанниками познакомились с познавательной и художественной литературой о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы посвященные птицам, играли в подвижные игры и т.д. В беседах дети систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке черный хлеб, соленое сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред. Играя в игры, мы систематизировали знания воспитанников о зимующих птицах, уточнили «меню» для птиц. Так же для родителей были оформлены консультации «Кормушки для птиц», «Правила содержания кормушек», «Чем подкармливать птиц» (Приложение №2). На третьем, заключительном этапе - выявились активные участники, воспитанники с родителями, которые смастерили скворечник, с кормушкой на участке детского сада. В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. Удалось привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных». Ярославль «Академия развития»,1997г.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 144 с.

5. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.

6. Кислинская Т.А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников. – М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2011. – 72 с.

7. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Союз, 1999. -336 с.

8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.

9. «Комплексные занятия в ДОУ», вторая младшая группа под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Издательство "Учитель" 2011г.

10. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 1995

11. Помораева И.А. Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.

12. Рябцева И. Ю., Жданова Л. Ф. "Приходите к нам на праздник" - "Академия развития", 2001.

13. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективное планирование для второй младшей группы на тему «Покормите птиц зимой»

Виды деятельности

Цели и задачи

Форма организации

Материалы и

оборудование

Беседа на тему «Что мы знаем о птицах»

Выявить уровень знаний детей по теме

Совместная деятельность

Просмотр презентации «Зимующие птицы»

Дать представление детям о зимующих птицах

Совместная деятельность

Презентация

Рассматривание сюжетных картинок: «Кормление птиц»

Обогатить представление детям о зимующих птицах. Составление описательных рассказов по картинкам

Совместная деятельность

Картинки с изображением птиц. фотографии

Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада

Обратить внимание детей на особенности строения тела, повадки птиц

Прогулка Совместная деятельность

Дидактические игры: «Назови птицу», «Кто, где живѐт?», «Когда это бывает?», «Кто, как кричит?», «Кого не стало?», «У кого кто?».

Активизация знаний о зимующих птицах; развитие внимания, памяти; обогащение словаря детей; развитие у детей слуховое внимание, фонетическое восприятие звуковых сигналов, тренировать простейшие артикуляционные движения в звукоподражании

Совместная деятельность

Картинки с изображением птиц

Подвижные игры: «Птички в гнѐздышках», «Воробушки и кот».

Учить детей бегать в разных направлениях, не натал-киваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Прогулка; совместная деятельность

Эмблемы для подвижных игр

Настольная игра « Разрезные картинки»

Активизация знаний о зимующих птицах; развитие внимания, памяти.

Самостоятельная деятельность

Чтение стихотворения: А. Прокофьев «Снегири»

Познавательное развитие. «Подкормим птиц зимой»

Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

НОД

(Соломенникова О.А., с. 15)

Консультации «Кормушки для птиц», «Правила содержания кормушек», «Чем подкармливать птиц»

Изготовление кормушки для птиц

Привлечение родителей к участию в реализации проекта

Работа с родителями

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Зимующие птицы

(Консультация для родителей)

Понаблюдайте с детьми зимой

Многие из вас, родителей, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребенка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь как ваш ребенок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребенка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.

Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, а дома рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост).  Покажите  зимующих птиц: снегиря, синицу, сороку, ворону, галку, воробья, голубя.

Расскажите, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими; во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотрите увиденных зимующих птиц. Желательно покормить птиц вместе с ребенком. Задайте детям вопросы •  Каких зимующих птиц ты знаешь? • Почему они называются зимующими? • Чем птицы питаются зимой? • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод? • Как можно помочь птицам? Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице. Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?» Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица» Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше) Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый) Какого цвета оперение? Какие лапки?

Чем они питаются?

Загадайте загадки о зимующих птицах

• Плотник с острым долотом строит дом с одним окном... (дятел).

• Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка, а зовут ее ...(синичка)

Эта птица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее ...(сорока)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Подборка познавательной и художественной литературы по теме проектной деятельности

Лепка «Птички»

Участие родителей в реализации проекта:  совместное изготовление кормушек и скворечников  

см фотоальбом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...