непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Весна пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ерёмина Алёна Сергеевна

Тема занятия: «Весна пришла».

Задачи: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев. Приобщать детей к русской национальной культуре. Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan._vesna_prishla.doc70.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятая: «Б есна пришла».

Задачи: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев. Приобщать детей к русской национальной культуре. Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Материалы: Иллюстрации с изображением природы весной, календарь погоды.

Ход занятая:

Педагог - А какое время года у нас (посмотрим в окно)? (ответы детей).

  • Как вы узнали, что пришла весна? (ответы детей). - Весеннее теплое солнце победило стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они вспыхивают под солнцем, переливаются красными, синими, желтыми огоньками. «Кап! Кап! Кап!» Что же это? - капель. - С каждой капелькой растет внизу лужица талой воды. Капли переполняют лужу - и вот уже потек тоненький ручеек, пробивая себе дорогу в подтаявшем снегу. Пришла весна
  • Какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей).
  • Какой первый месяц весны? - март - Март открывает весну. Столько солнца и белого снега на улице, что глаза слепит! В народе март прозвали зимобором.
  • За что, как вы думаете?. (ответы детей). - Именно в марте зима с весной борется. Еще называют его капельником.
  • Почему? (ответы детей). - Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы, дни долгожданного времени года - весны! В марте появляются первые проталинки, отсюда и другое его название...
  • Какое, как вы думаете? - Протальник.
  • Что такое проталинка? (ответы детей). - Там, где снег уже растаял, появляются узкие полоски черной земли. Это и есть проталины.
  • В какой из дней (по календарю наблюдений за погодой) март можно назвать зимобором, капельником? (ответы детей).
  • В марте прилетают грачи ( рассматривают иллюстрации). Ходят не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червячков, гнезда строят. В народе говорят: «Грач на дворе — весна на горе». «Грач зиму расклевал».
  • Какой второй мееян весны? - апрель «- В апреле весна вволю

JT        г

разгуляется. Не случайно прозвали этот месяп снегогоном

  • О чем говорит нам это название? (ответы детей). - К концу апреля солиле красное поогоняет последние остатки снега. Птюзвалн апрель и - водолеем.
  • За что, как вы думаете? (ответы детей). - Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь - везде вода.
  • Какой из дней апреля (по календарю наблюдений за погодой) можно назвать снегогоном, водолеем? (ответы детей).

Педагог - Апрель - месяц говорливой воды. «Апрельские ручьи землю будят». Что это значит? (ответы детей).

Физминутка.

  • Теплые весенние воды смоют зимнюю грязь, согреют землю. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов. «Апрель водою славен, почками красен». Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Какие? (ответы детей). - Подснежники. -В городе, найти их трудно. В городе расцветет другой цветок:

«Выглянул цветочек        Пусть еще над лесом

В полутьме лесной -        Властвуют снега.

Маленький разведчик.        Пусть лежат под снегом

Посланный весной.        - Сонные луга.

Пусть на спящей реже Неподвижен лед, - Раз пришел разведчик, И весна придет». (Е. С ерова)

  • О жаком цветке написано стихотворение? (ответы детей). - Это цветы мать - и - мачеха (показать детям). Они появляются на голой бурой земле, когда кругом нет ни одного зеленого росточка. Еще вчера здесь лежали остатки грязного снега.
  • Когда же успели вырасти и расцвести эти храбрые цветы на коротких чешуйчатых стебельках? (ответы детей). - Секрет в том, что мать - и - мачеха расцветает под снегом. Пригрело весеннее солнце к освободило * ЗОЛОТОГОЛОБЫХ пленников.
  • Почему же не мерзнут эти крошки (рассмотрите цветы)? Посмотрите внимательно на стебелек. Он покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от холода ночью и от жаркого солнца днем. Свой цветок мать - и - мачеха бережет, раскрывает его только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни он спит, сложив лепестки в бутон и опустив голову. Мать - и - мачеха - необычное растение. Сначала оно цвете, а потом отращивает листья.
  • Чем необычны листья мать - и - мачехи? (Рассматривают их). - Сверху они гладкие и холодные, а снизу мягкие и теплые. Из - за этого и прозвали растение мать - и - мачеха. Вспомните сказки «Золушка», «12 месяцев», «Крошечка - Хаврошечжа».
  • Какие мачехи были в этих сказках? (ответы детей).
  • А теперь подумайте, почему же дали цветам такое необычное название - мать - и - мачеха? (ответы детей). - Приложишь листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулись руки матери, а приложишь листок другой, холодной стороной, и станет тебе неприятно. Вот почему у этого растения и название такое - мать - и - мачеха.
  • В апреле все перелетные ппщы вернулись домой из теплых стран, хлопочут на гнездах, песни распевают.
  • Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей).
  • Вот скворцы. (Рассматривают изображение). Прилетает скворец' и сразу начинает искать место дня гнезда - дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой и пухом. Теперь длинными апрельскими днями будет слышаться жизнерадостное пение и трепет крыльев увлеченного своей мелодией певца.
  • Какие еще птицы вернулись на Родину? (дети рассматривают * изображения и выбирают перелетных птиц). - Прилетели трясогузки. Издавна в народе существует примета, что эта птичка «хвостом лед разбивает». Оказывается, трясогузки прилетают, когда на реке начинается ледоход. Множество ручейков из растаявшего снега и сосулек устремляются

к реке, будят ее, подтачивают ледяной панцирь, которым еще покрыта река. Лед трескается и по реке плывут большие льдины. Они сталкиваются, разбиваются друг о друга. С треском н грохотом река освобождается ото льда. На реке ледоход - лед идет! (рассмотреть иллюстрации).

В апреле празднуют День птиц. - это первое воскресенье апреля. В этот день развешивают скворечники, синичники и другие дуплянки для пернатых друзей. Веселыми песенками благодарят птицы людей за удобное жилье и славят весну. Издавна существует прекрасный обычай «отпущения птиц на волю». Люди покупали на рынке пташек и тут же, раскрывая клетки, отпускали их наполю и приговаривали:

«Синички - сестрички,        Щ его ляпси - молодцы.

Тетки - чечетки,        В оры - воробьи!

Краснозобые        Вы на волю полетите,

Снегирюшки,        К нам весну скорей ведите!»

  • Какой третий месыц весны? (ответы детей). - май - Месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень.
  • Почему, как вы думаете? (ответы детей). - «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник.
  • Почему, как вы думаете? (ответы детей). - Время это звонкое, певучее: «Что в полях куст, то щебет и свист», «Как в лесах веточка, так песенка». Звонок, весел май. но и неустойчив, крайне релко обходится без холодов. «Ай - эй, месяц май - и тепел, да холоден». «В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается». Подождем - проверим приметы, отметим в календаре погоды.
  • Какой будет погода в мае? (ответы детей). - Поживем - увидим.

Итак, у весны три долга, три завета: тьму зимнюю одолеть - март с нею

справляется. Снег согнать, землю разбудить - чья это забота? (ответы детей). - Апрель живой водой землю отпаивает.

  • Кому достается долг зелень привести? (ответы детей). - Май лес наряжает, лето в гости ожидает. Весна - щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудесными майскими запахами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Пришла весна".

Цель занятия: уточнение и закрепление знаний у детей о весенних изменениях в неживой и живой природе посредством познавательной и продуктивной деятельности. Образовательные задачи по основной образова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы на тему: «Осень в гости к нам пришла».

МАДОУ № 43 «Академия детства» комбинированного вида»    Конспектнепосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля де...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «В гости капелька пришла»

Предлагаем вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности по эксперементированию"В гости капелька пришла"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна пришла» для детей среднего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна пришла» для детей среднего дошкольного возраста....