Проект "Пресноводные обитатели".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

"Пресноводные обитатели",в этом проекте послное описание всех занятий с детьми на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.odt380.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Пресноводные обитатели»

Средняя группа №4 «Светлячок» ГБОУ школа№1174СП « Соколенок»

Воспитатели : Костенко Н.А

Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно — исследовательский.

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: 1.систематизировать,обобщить и дополнить знания детей о рыбах.

2.создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

  • Формировать представление о жизни обитателей вод-рыбах: чем

питаются, где живут, как дышат.

  • Развивать память, речь, наблюдательность.
  • Развивать интерес к познанию окружающего мира.
  • Способствовать развитию творческих способностей, театрализации.
  • Учить применять полученные знания в различных видах деятельности.
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей  по внедрению проекта.

Необходимое оборудование:

  • иллюстрации, фотографии.
  • компьютер, презентации.
  • для творчества: краски, пластилин, цветная бумага, клей.
  • мультипликационные фильмы по теме.
  • фотоаппарат, магнитофон.
  • литературные произведения.
  • театр игрушки.

План реализации проекта

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы1.

1. Постановка цели и задачи, определение методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов, составление плана работы с детьми

1.знакомство с пресноводными обитателями (рыбы).

2.Игровые занятия ,различные виды деятельности  ( игры .прогулка, беседы.)

1.Развитие речи Н. Носова «Карасик»

2.Аппликация "Рыбки в аквариуме"

Конструирование из счетных палочек «Рыбка»

2.Сбор информации по проблеме. Подготовка материала оборудования

3. Стихи и загадки о рыбах и жителях подводного мира.

Рассматривание иллюстраций и чтение энциклопедии "Морские обитатели"

3. Рассматривание иллюстраций, наборов открыток «Рыбы»

4. Беседа «Рыбы – дети воды»

5.Рисование «Карасик»

Раскраски по теме «Рыбы»

3. Презентационный.

4. Презентация проекта через выставку детских работ, фотовыставку.

6. Презентация проекта через выставку детских работ, фотовыставку.

Взаимодействие с родителями.

Содержание деятельности

Практические материалы

1.Представить материалы по теме проекта «Пресноводные обитатели»

2.Рекомендации для родителей.

1.Были объедены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с пресноводными обитателями (рыбами).

2.Распространялись знания о пресноводных обитателях (рыбах).

«Рыбы»

Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных).

Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.

Ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.

Рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)

Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Подбери признак»

Рыбка (какая?) – аквариумная, речная, красивая, яркая, серебристая, тихая, спокойная, … и т. д.

 

 

Упражнение «Сосчитай рыбок»: одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок; один окунь, два …, пять … и т. д.

 

Дидактическая игра «Выбери нужное действие»

Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).

 

Подобрать родственные слова.

Рыба - рыбка, рыбешка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный, рыбачий.

 

Ответить на вопросы:

Как называется суп из рыбы? (Уха)

Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)

Кто такие мальки? (Рыбкины детки)

Конспект тематической беседы «Рыбы-дети воды»



Цель: Уточнить знания детей о рыбах, их внешнем виде, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах.

Задачи. Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.

Ход беседы

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я Очень рада вас видеть.
Послушайте меня внимательно и отгадайте загадку.

Загадка.

Молчалива я на диво,
В платье с блестками красивом
Я желанья исполняю,
В сказках многих я встречаюсь
Быть могу и золотою,
И обычною, простою,
Прост в воде мне вдох и выдох,
Жабры есть у каждой- (Рыбы)
Воспитатель. Правильно, дети вы отгадали. Это-рыбы. А что вы знаете о рыбах?
Дети. Рыбы живут в воде, их тело покрыто чешуей, у них есть хвост, плавники.
Воспитатель. Молодцы, многое знаете о рыбах. Сегодняшний наш разговор пойдет о рыбах-детях воды.
Воспитатель. Ребята а какие рыбы вам известны?
Дети. Сом, щука, окунь, лещ, линь и многие другие.
(Показываю картинки с изображением рыб)
Дети, покажите на картине, каких рыб вы узнаете и назовите.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. А сейчас мы поиграем с вами в игру:"Золотая рыбка"
Назначается водящий"рыбак". "Рыбак" начинает ловить "рыб". Первая пойманная "рыбка" присоединяется к "рыбаку", взяв его за руку. Образуется "невод", и они продолжают ловить "рыб" уже вдвоем. Если "рыбакам" удается догнать "рыбку" и схватить ее свободными руками так, чтобы она оказалась в неводе"рыбка" считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к "неводу". Последний пойманный игрок- "золотая рыбка".

Воспитатель. Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы. Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.
(Показываю картины).
Воспитатель. А сейчас мы поиграем с вами в игру"Угадай рыбку"
Из разрезанных частей дети собирают рыбу, называют ее и рассказывают о ней.
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша с вами беседа. О чем мы с вами говорили?(О рыбах)
Вы сегодня все очень хорошо поработали много чего рассказали о рыбах. Молодцы!

Занятие на тему «Рыбы»

Задачи:

  • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
  • активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду». 
4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению». 
5. Рисование Рыбки в аквариуме». 
б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

 

Ход:

Игра «Рыбка плавает в водице»

Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

- Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Физминутка: «Путешествие по дну моря»

Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

- Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

- Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

- Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Рассматривание модели «Рыба»

Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

 http://gigabaza.ru/images/84/167200/1eafe7ac.jpg

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

http://gigabaza.ru/images/84/167200/4865a397.jpg

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка?

Рассматривание модели.

http://gigabaza.ru/images/84/167200/65bf1384.jpg

Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

Игра «Мы – рыбки».

Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...

Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....

Презентация "Обитатели Балтийского моря"

Эта презентация знакомит с обитателями  Балтийского моря...

Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)

Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"

Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...