Проект "Пресноводные обитатели".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
"Пресноводные обитатели",в этом проекте послное описание всех занятий с детьми на эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.odt | 380.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Пресноводные обитатели»
Средняя группа №4 «Светлячок» ГБОУ школа№1174СП « Соколенок»
Воспитатели : Костенко Н.А
Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно — исследовательский.
Возраст детей: 4-5 лет.
Цель: 1.систематизировать,обобщить и дополнить знания детей о рыбах.
2.создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
- Формировать представление о жизни обитателей вод-рыбах: чем
питаются, где живут, как дышат.
- Развивать память, речь, наблюдательность.
- Развивать интерес к познанию окружающего мира.
- Способствовать развитию творческих способностей, театрализации.
- Учить применять полученные знания в различных видах деятельности.
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Необходимое оборудование:
- иллюстрации, фотографии.
- компьютер, презентации.
- для творчества: краски, пластилин, цветная бумага, клей.
- мультипликационные фильмы по теме.
- фотоаппарат, магнитофон.
- литературные произведения.
- театр игрушки.
План реализации проекта
Этапы проекта | Содержание деятельности | Практические материалы1. |
1. Постановка цели и задачи, определение методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов, составление плана работы с детьми | 1.знакомство с пресноводными обитателями (рыбы). 2.Игровые занятия ,различные виды деятельности ( игры .прогулка, беседы.) | 1.Развитие речи Н. Носова «Карасик» 2.Аппликация "Рыбки в аквариуме" Конструирование из счетных палочек «Рыбка» |
2.Сбор информации по проблеме. Подготовка материала оборудования | 3. Стихи и загадки о рыбах и жителях подводного мира. Рассматривание иллюстраций и чтение энциклопедии "Морские обитатели" | 3. Рассматривание иллюстраций, наборов открыток «Рыбы» 4. Беседа «Рыбы – дети воды» 5.Рисование «Карасик» Раскраски по теме «Рыбы» |
3. Презентационный. | 4. Презентация проекта через выставку детских работ, фотовыставку. | 6. Презентация проекта через выставку детских работ, фотовыставку. |
Взаимодействие с родителями.
Содержание деятельности | Практические материалы |
1.Представить материалы по теме проекта «Пресноводные обитатели» 2.Рекомендации для родителей. | 1.Были объедены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с пресноводными обитателями (рыбами). 2.Распространялись знания о пресноводных обитателях (рыбах). |
«Рыбы»
Родителям рекомендуется:
Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных).
Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.
Ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.
Рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)
Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Подбери признак»
Рыбка (какая?) – аквариумная, речная, красивая, яркая, серебристая, тихая, спокойная, … и т. д.
Упражнение «Сосчитай рыбок»: одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок; один окунь, два …, пять … и т. д.
Дидактическая игра «Выбери нужное действие»
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
Подобрать родственные слова.
Рыба - рыбка, рыбешка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный, рыбачий.
Ответить на вопросы:
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
Конспект тематической беседы «Рыбы-дети воды»
Цель: Уточнить знания детей о рыбах, их внешнем виде, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах.
Задачи. Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.
Ход беседы
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я Очень рада вас видеть.
Послушайте меня внимательно и отгадайте загадку.
Загадка.
Молчалива я на диво,
В платье с блестками красивом
Я желанья исполняю,
В сказках многих я встречаюсь
Быть могу и золотою,
И обычною, простою,
Прост в воде мне вдох и выдох,
Жабры есть у каждой- (Рыбы)
Воспитатель. Правильно, дети вы отгадали. Это-рыбы. А что вы знаете о рыбах?
Дети. Рыбы живут в воде, их тело покрыто чешуей, у них есть хвост, плавники.
Воспитатель. Молодцы, многое знаете о рыбах. Сегодняшний наш разговор пойдет о рыбах-детях воды.
Воспитатель. Ребята а какие рыбы вам известны?
Дети. Сом, щука, окунь, лещ, линь и многие другие.
(Показываю картинки с изображением рыб)
Дети, покажите на картине, каких рыб вы узнаете и назовите.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. А сейчас мы поиграем с вами в игру:"Золотая рыбка"
Назначается водящий"рыбак". "Рыбак" начинает ловить "рыб". Первая пойманная "рыбка" присоединяется к "рыбаку", взяв его за руку. Образуется "невод", и они продолжают ловить "рыб" уже вдвоем. Если "рыбакам" удается догнать "рыбку" и схватить ее свободными руками так, чтобы она оказалась в неводе"рыбка" считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к "неводу". Последний пойманный игрок- "золотая рыбка".
Воспитатель. Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы. Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.
(Показываю картины).
Воспитатель. А сейчас мы поиграем с вами в игру"Угадай рыбку"
Из разрезанных частей дети собирают рыбу, называют ее и рассказывают о ней.
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша с вами беседа. О чем мы с вами говорили?(О рыбах)
Вы сегодня все очень хорошо поработали много чего рассказали о рыбах. Молодцы!
Занятие на тему «Рыбы»
Задачи:
- формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
- формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
- активизация и обогащение словарного запаса детей.
- вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
- воспитывать интерес к природе.
Предварительная работа:
1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.
2. Наблюдения за аквариумными рыбками.
3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Рисование Рыбки в аквариуме».
б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.
7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».
Ход:
Игра «Рыбка плавает в водице»
Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?
Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.
Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)
- Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.
Ответы детей.
Физминутка: «Путешествие по дну моря»
Воспитатель: Давайте посмотрим на них.
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.
Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»
Дети: Это рыбы.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?
Ответы детей.
Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.
Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).
Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.
- Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?
Дети: Скользкая.
Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.
- Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.
Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?
(Высказывания детей.)
Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»
Где же спит рыбка и как? Ответы детей.
- Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.
Рассматривание модели «Рыба»
Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?
Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».
Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.
Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка?
Рассматривание модели.
Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!
Ответы детей.
Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?
Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.
Игра «Мы – рыбки».
Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"
Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...
Образовательно-игровой семинар по экологическому воспитанию для родителей на тему: "Обитатели нашего двора. В какой помощи и охране они нуждаются".
(из личного опыта, используя подручный материал)...
Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».
Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....
Презентация "Обитатели Балтийского моря"
Эта презентация знакомит с обитателями Балтийского моря...
Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)
Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...
Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»
В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....
Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"
Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...