Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"
план-конспект (развитие речи) на тему

Харитонова Светлана Викторовна

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляции, мелкой моторики, психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ZANYaTIE_PO_RAZVITIYu_REChI.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Обитатели леса».

Цели: закрепить умение детей классифицировать животных (диких и домашних); закрепить в речи названия диких животных, частей тела, жилищ, умение находить их общие и отличительные признаки; обогащать представления об образе жизни и повадках диких животных; закреплять умение составлять описательный рассказ о животном; закреплять умение правильно употреблять предлоги «в, на под», отвечать на вопросы педагога полным предложением,   упражнять в употреблении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; отрабатывать правильное произношение звуков «э, у, ф, ц, ж, ш»; развивать речевое дыхание, движения органов артикуляции, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, творческое воображение, интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: картины «Лес», «Дождь», картинка «Жук», веточки с зелеными листиками (на каждого ребенка), цветные изображения диких и домашних животных, шапочки животных для физминутки, схемы (части тела животных, жилища животных), картинки с изображением еды, игрушки-животные (заяц, белка, лиса, медведь, еж).

Ход занятия.

1. Вводная часть.  Развитие правильного звукопроизношения, слухового восприятия, речевого дыхания, пальчиковая гимнастика.

    - Какое сейчас на улице время года?

    На доске – картина «Лес».

    - Я вчера ходила гулять в лес, и я его не узнала. Как же изменился лес! Почему я его не узнала? Кто догадался? Что стало со снегом? (Снег растаял). А с деревьями что произошло? (На них появляются из почек зеленые листочки).

    Давайте с помощью пальчиков покажем, как из почек появляются зеленые листочки:

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

    Дети складывают ручки в кулачок, а затем разжимают их.

    - А вы были в лесу? Давайте представим, что мы пришли в лес. Как хорошо в лесу! Красиво, тихо. Но если прислушаться, можно услышать звуки весны (звучит фонограмма: шум дождя). Весной часто идет дождь. Вам нравится слушать шум дождя? Давайте повторим его звуки и изобразим пальчиками, как он стучит (дети прижимают подушечки правой и левой руки к столу, попеременно постукивают ими по поверхности стола, как будто играют на пианино, в соответствии со словами педагога: сначала медленно, затем быстрее, потом опять медленно). Сначала дождик стучит: кап-кап-кап. Как стучит дождик? А вот дождик усилился, уже не слышно, как капают отдельные капли, а слышен общий шум: ш-ш-ш… Как шумит дождь? Но вот дождик перестал, стало тихо, выглянуло солнышко. Давайте улыбнемся солнышку. Слышно, как летит, жужжит жук: ж-ж-ж…

    Дети изображают жука пальцами: сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны («усы»), шевелят «усами» и жужжат.

    - А вот ветерок подул на зеленые листики на деревьях, и листики зашелестели: ш-ш-ш… Как шелестят листья? Представьте, что вы – ветерок. Подуйте на листики так, чтобы они закачались и зашелестели.

2. Основная часть. Классификация диких и домашних животных. Составление описательных рассказов о животных, нахождение у них общих и отличительных признаков.

    - Когда мы идем по лесу, кажется, что в лесу никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. Кто же живет в лесу? Среди всех животных выберите тех, которые живут в лесу, и поместите их в лес.

    Дети выходят к столу, выбирают нужную картинку, помещают ее в лес. Затем проверяется правильность выполнения задания.

    - Как назвать одним словом всех, кого мы поместили в лес? (Дикие животные). Почему они называются дикими? (Они называются дикими, потому что живут в лесу). А почему они называются животными? Что общего есть у всех животных?

    Дети отвечают, опираясь на схему: четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

    - Правильно, все они похожи друг на друга, но у каждого есть характерные отличия, и благодаря этому мы отличаем одно животное от другого.

    Дети сравнивают пары животных: белку и зайца, лису и ежа, медведя и волка.

    - Чем похожи белка и заяц? (Они маленькие, пушистые, оба прыгают и т.д.)

    - Чем отличаются белка и заяц? (У зайца длинные, большие уши, у белки ушки поменьше, с кисточками; у зайца хвост короткий, а у белки хвост длиннее, заяц прыгает по земле, а белка прыгает по деревьям). А зачем зайцу длинные, большие уши? (Чтобы прислушиваться, не грозит ли ему опасность. У зайчика много врагов). Кто враги у зайчика, кого он боится? Как зайчик грызет морковку и капустку? (дети улыбаются, стучат зубами, как будто грызут морковку, произносят звуки: хрум-хрум). Какие звуки издает белка, вспомните ее песенку: ц-ц-ц…

    - Давайте с помощью языка изобразим, как прыгают заяц и белка (дети поднимают язык к верхней губе и опускают к нижней).

    - А теперь сравним лису и ежа. Чем они похожи (мордочки остренькие, живут в норках и т.д.) Чем отличаются? (лиса большая, рыжая, а еж маленький, серенький; у лисы длинный пушистый хвост, а у ежа хвост короткий; у лисы мягкая пушистая шерсть, а у ежа иголки на спине). Почему ежа называют сердитым недотрогой? (потому что он колючий, к нему нельзя притронуться и погладить его; когда еж сердится, он фыркает). Как фыркает еж? (ф-ф-ф…) Зачем ежику иголки? А какие звуки издает лиса? (тяв-тяв).

     - Давайте покажем, какой у лисы длинный пушистый хвост (дети кладут широкий язык на нижнюю губу).

    - Изобразим с помощью языка, какие длинные и тонкие иголки у ежа (дети кладут узкий язык на нижнюю губу).

    - А сейчас кого мы будем сравнивать? (медведя и волка). Чем похожи волк и медведь? (оба мохнатые, ушки маленькие и т.д.) Чем отличаются? (медведь побольше, волк поменьше; медведь бурый, волк серый; у волка длинный хвост, у медведя хвост короткий; медведь издает звуки: э-э-э…, а волк издает звуки: у-у-у…; медведь ходит не торопясь, вперевалочку, он косолапый, неуклюжий, а волк бегает быстро: ищет себе добычу).

    - Давайте изобразим язычками, как медленно ходит медведь (дети слегка улыбаются, медленно водят языком из стороны в сторону).

    - А сейчас изобразим, как быстро бегает волк (дети быстро водят языком из стороны в сторону).

    - А почему медведя называют сладкоежкой? (Медведя называют сладкоежкой, потому что он любит мед).

Представим, что мишка съел мед и испачкал губы. Как он облизывает губы языком?

 Физкультминутка «Изобрази животное».

    - Давайте превратимся в лесных зверей: кто-то станет зайчиком, кто-то лисой, кто-то медведем и т.д.

    Дети надевают шапочки зверей и ходят, подражая звукам, которые они издают, их походке, повадкам.

 Игра «Кто где живет?»

    - А где животные живут в лесу? У них есть домики? Им кто-то построил домики или сами их построили себе?

    - Животные ушли в лес далеко от своих домиков и заблудились. Они никак не могут найти свои домики. Давайте поможем каждому из них найти свой домик.

    Дети выходят к доске, берут картинки с изображениями животных и помещают их на изображения жилищ, в которых они живут.  

    - Где живет белка? (Белка живет на дереве в дупле). Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге). Где живет волк? (Волк живет в логове под деревом). Где живут еж и лиса? (Еж и лиса живут в норках). Где живет заяц? (Заяц живет под кустом).

    - Молодцы! Помогли вы зверюшкам расселиться по своим домикам. А зачем им нужны домики? (Домики зверям нужны для того, чтобы прятаться от врагов, отдыхать, спать, прятаться от дождя и холода, хранить запасы питания).

 Дидактическая игра «Кто что ест».

    - Мы сказали, что дикие животные хранят в своих домиках запасы питания. А вы знаете, чем они питаются? Давайте поможем им найти еду.

    Посадить в разных местах комнаты игрушки (зайца, белку, медведя, лису, ежика). На полу и на столе – картинки с изображением морковки, орехов, меда, рыбы, яблока. Дети расходятся по группе, отыскивают все картинки и раскладывают соответственно возле каждого зверька.

    Затем каждый ребенок рассказывает, какую еду он положил для животного.

    - Звери говорят вам спасибо за то, что вы помогли им найти их еду. Они заберут ее с собой в свои домики и будут там кушать.

3. Заключительная часть. Словесная игра «Он такой, как…»

    - Дикие животные ушли в свои домики, а мы с вами поиграем еще в одну игру. Я буду называть вам качества зверей, а вы угадайте, о каком животном идет речь.

    Злой, как … волк.

    Неуклюжий, как … медведь.

    Трусливый, как … заяц.  

    Хитрый, как … лиса.

    Зубастый, как … волк.

    Косолапый, как … медведь.

    Шустрый, как … белка.

4. Итог занятия.

    - Молодцы, вы хорошо запомнили названия диких животных, их повадки, и вы всегда сможете их узнать и различить. Вам понравилось с ними играть? Как мы играли с лесными зверюшками? (расселяли их в лес, по домикам, искали для них еду).

    Оценка работы детей на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Дары леса: грибы, ягоды".

Занятие обогащает представление детей об осенних дарах леса, активизирует словарный запас, формирует умение образовывать существительные при помощи суффиксов, развивает умение составлять небольшой рас...

Открытое интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Зима в лесу».

Закреплять знания детей о временах года. Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе "Прогулка по лесу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада "Прогулка по лесу"....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Прогулка по весеннему лесу"

Итоговое занятие по развитию речи, где выявляем уровень речевого развития детей....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе воспитателя МБДОУ № 3 «Радуга» Зыряновой Светланы Петровны «В весеннем лесу».

                   Учить детей произносит ь звукоподражания животным. Побуждать детей инсценировать часть сказки. Закреплять знания о диких жив...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Зима в лесу"

Конспект для занятия по развитию речи "Зима в лесу"Цель: знакомство детей с жителями зимнего леса.Задачи: развивать связную речь детей; познакомить с жизнью лесных зверей зимой; воспитывать ...