Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Дары леса: грибы, ягоды".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Харитонова Светлана Викторовна

Занятие обогащает представление детей об осенних дарах леса, активизирует словарный запас, формирует умение образовывать существительные при помощи суффиксов, развивает умение составлять небольшой рассказ-описание по схеме-алгоритму, воспитывает бережное отношение к природе и коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_lesa_griby_yagody.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дары леса: грибы, ягоды». 

Цели: обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Учить правильно называть предметы, их качества, цвет, величину, образовывать существительные с помощью суффиксов. Развивать умение описывать и классифицировать предметы, замечая характерные признаки. Учить работать с алгоритмами. Обогащать представления о способах употребления грибов и ягод в пищу. Развивать воображение детей, внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе и животным, вызывать чувство радости от общения детей друг с другом.

Оборудование:  игрушки (ежик, груши, яблоки, грибы, ягоды), вырезанные из цветной бумаги листья, картинки с изображением грибов и ягод, схема, алгоритм.

Ход занятия.

- Ребята, отгадайте, кто это?

Между сосен, между ёлок
Пробежали сто иголок.
Сто иголок не простых,
Едут яблоки на них.

- Правильно, это ежик. Где живет еж? Он приглашает вас в свой чудесный осенний лес. Мы возьмем с собой корзинки. Посмотрите, сколько корзинок у меня? (Две). Какие они? (Большие). Как вы думаете, зачем нужны корзинки? Что можно в них положить?

- С этими корзинками мы отправимся в лес по грибы и ягоды. В одну корзину мы будем собирать грибы, в другую – ягоды.

- Но лес далеко. Пешком мы не доберемся. На чем можно доехать? (На грузовике, на легковой машине, на автобусе, на мотоцикле, велосипеде). На чем же лучше добраться? Машина и автобус между деревьями не проедут, да и запах бензина испортит чистый воздух в лесу. Мотоцикл очень тарахтит, всех птиц и животных испугает. Лучше поехать на трехколесных велосипедах. Почему на велосипедах лучше? (Потому что не надо бензина, не будет тарахтеть, проедем по узкой тропинке).

Физкультминутка «Мы едем в лес на велосипедах». Дети представляют, что едут на велосипедах, приезжают в лес, оставляют велосипеды около большого дерева и идут по лесу пешком.

- Ну вот мы и приехали в лес! (Включается аудиозапись «Звуки леса»). Возьмем с собой корзинку для грибов и корзинку для ягод. Какое сейчас время года? Ищем дары осени. (Дети находят под листьями дикие яблоки и груши). В лесу растут лесные яблоки и груши, за ними в лесу никто не ухаживает. На вкус они очень кислые. Давайте в лесу еще что-нибудь поищем. А овощи вы в лесу не нашли? Овощи в лесу не растут. (Дети находят под листьями грибы). Что это? Это фрукты? Это овощи? (Это грибы). А чем грибы отличаются от фруктов и овощей? (У грибов есть ножка и шляпка, а у овощей и фруктов их нет).

На доске – картинки с изображением грибов.

Игра «Что растет?»

- Растет под осиной гриб - … (Подосиновик). Какая у него шляпка? (Красная). Какая ножка? (Белая). Длинная или короткая?

- Растет под березой гриб - …(Подберезовик). Какая шляпка у подберезовика? (Коричневая). Какая ножка? (Серая).

- Гриб с масляным бочком - … (Масленок). Какая у него шляпка? (Липкая, как будто полита маслом).

- Гриб желтенький, как шубка у лисы - …(Лисичка).

- Гриб, как солнышко, рыженький - …(Рыжик). Как называется такой цвет? (Оранжевый).

- А какой гриб самый главный в лесу? (Белый гриб). Какой он? Какого цвета? (Он большой, шляпка у него коричневая, ножка белая).

Если дети затрудняются с ответом, то педагог называет гриб, а затем произносит его название вместе с детьми.

Дети ищут грибы, собирают их в корзинку.

- Молодцы, много грибов собрали. А все ли грибы можно собирать? Почему? Какие грибы нельзя собирать?

Педагог загадывает загадки:

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый …(Мухомор)

Посмотрите-ка, ребята,

Тут лисички, там опята.

Ну, а это на полянке

Ядовитые…(Поганки).

- Чем еще может угостить нас лес? (Ягодами). Какие ягоды растут в лесу?

На доске – картинки: малина, черника, брусника, костяника, клюква. (Дети показывают и называют ягоды на картинках).

- Малина, костяника, брусника, клюква – какого цвета эти ягоды? (Красные). А черника? (Черная). Что можно приготовить из ягод? (Варенье, компот, повидло…) Как еще можно заготовить ягоды на зиму? (Заморозить в холодильнике или засушить). Молодцы! Вот и ягоды мы с вами нашли, кладите их в корзинку.

- А сейчас изобразим, как мы собирали грибы и ягоды.

Физкультминутка «Мы по лесу ходим…»

Мы по лесу ходим,

Грибочки находим.

Мы наклонимся, сорвем,

И в корзинку их кладем.

Мы по лесу ходим,

Ягодки находим.

Мы наклонимся, сорвем,

И в корзинку их кладем.

- Ребята, как вы думаете, а что из лесных даров любят ежи? (В случае затруднений ответов детей ежик показывает правильный ответ). А кто еще из лесных жителей любит грибы? А кто любит ягоды?

- А теперь пора домой. (Дети «едут» на велосипедах домой).

Затем садятся за столы и рассматривают грибы. Выбирают себе гриб, который больше понравился. Рассказывают о своем грибе по схеме: размер – цвет шляпки – форма.

- Вот сколько грибов! Что же нам с ними делать? Можно грибы есть сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть? (Сварить, пожарить, посолить). Но прежде, чем грибы начать готовить, надо убедиться, нет ли здесь грибов несъедобных, ядовитых (дети находят мухомор). Грибы можно собирать только со взрослыми, и никогда без взрослого нельзя грибы трогать руками. От этого зависит не только наше здоровье, но и жизнь. Грибы, с которыми мы сегодня играли, не настоящие, не живые, поэтому нам ничего не грозит.

- Где мы с вами побывали? На чем ехали? Что собирали в лесу? Куда складывали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...

Открытое интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Зима в лесу».

Закреплять знания детей о временах года. Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе "Прогулка по лесу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада "Прогулка по лесу"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме "Грибы,Ягоды"

Собираюсь на порогеВ воскресенье поутру.В сапоги вдеваю ноги,И рюкзак с собой беру.Все тропинки,Все дорожкиОбойду в густом лесу,Все грибы в своём лукошкеЯ из леса унесу!Не растут грибы на грядке,А в т...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Чтение сказки В.Сутеева "Под грибом"

В ходе занятия дети отправляются на прогулку по осеннему лесу и находят грибы, за которыми прячутся персонажи сказки В.Сутеева "Под грибом". И узнают их историю....

Занятие по развитию речи для средней группы. Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

данное занятие по развитию речи направленно на расширение и обогащение знаний детей о «грибах», «ягодах», о среде обитания, назначении, времени сбора. На воспитание бережного о...