Занятие по развитию речи для средней группы. Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Ушакова Елена Александровна

данное занятие по развитию речи направленно на расширение и обогащение знаний детей о «грибах», «ягодах», о среде обитания, назначении, времени сбора. На воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи в средней группе

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», «ягодах», о среде обитания, назначении, времени сбора.

Образовательные задачи:

-Уточнить и расширить представления детей о грибах и лесных ягодах, их отличительных особенностях.

- Формировать представление детей о месте произрастания грибов и лесных ягод.

-расширить и уточнить словарь по теме.

Развивающие задачи:

- Активизировать речевую деятельность детей.

- Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.

- Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя;

- Развивать слуховое внимание, память, мышление.

- Развивать общую и мелкую мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем « Здравствуйте»   ногами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! 

Ребятки ,я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в  маленький колокольчик ,слышите  как  нежно звучит, как ласково он просит  вас проснуться. Ну чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе ,ты Милана  позвони в большой колокольчик.

Воспитатель:  А теперь я проверю ,действительно помогли нам колокольчики или они старались зря.

Речевая разминка: 

Ла-Ла-Ла осень к нам пришла

Ом-Ом-Ом листья желтые кругом

Та-Та-Та Ах, какая красота!

-Да действительно, мои помощники -колокольчики ,старались  не зря.

(садятся на места)

  1. Основная часть

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в окно залетел осенний лист.  Посмотрите, он не простой, на нем что-то написано. Давайте я вам прочитаю.

«Дорогие дети!

Отгадайте загадки:

  • Там деревьев много разных,
    Трав, лишайников, кустов,
    Птиц, зверей, грибов и ягод,
    И, конечно – комаров.
    Там всегда полно чудес –
    Я люблю прогулки в … (ЛЕС)

Ребята, почему лес называют  зеленым домом?

Дети: потому что в лесу живут животные, птицы, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы, грибы, ягоды.

Воспитатель:  сегодня, я вам предлагаю отправиться в гости -  в лес.

- как нужно вести себя в лесу?

Дети: вести себя тихо, не разжигать костры в лесу, не бросать мусор. 

Воспитатель: Я попрошу вас, встать. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.

Вот мы и в лесу. (Картина осеннего леса)

- посмотрите, осенний лес приготовил нам сюрприз (корзина с грибами и ягодами)

А чтобы вам было удобнее давайте присядем на пенёчки(стульчики)

Давайте угадаем, что приготовил для нас осенний лес.

Загадки:

*Что растет в лесу у дорожки?

Есть у них и шляпки и ножки. (грибы)

*Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети. (ягоды)

В: Ребята, посмотрите  сколько много здесь и грибов и ягод- целая корзина! Давайте посмотрим какие грибы и ягоды приготовил для нас осенний лес.

(показываю грибы и сопровождаю рассказом и вывешиванием картинки )

- у пригорка на дорожке

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный

Белый гриб – большой и важный.

В:  Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает)

В: Какого цвета у гриба шляпка? Какого цвета у гриба ножка? (Ответы детей).

У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный).

В: До чего же хороши

В красных шляпках крепыши!

Я их рано поутру

Под осиной соберу.

Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик. Что есть у подосиновика? Какого цвета шляпка? А ножка? (Ответы детей)

В: Вот еще один гриб. Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

В: Под берёзой впереди –

Подберёзовик, гляди,

На высокой стройной ножке…

Ножка в крапинках немножко!

Чем он отличается от подосиновика? (Ответы детей (шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая)).

В: Вот красавицы лисички.

Очень дружные сестрички.

Им укрыться не легко.

Видно очень далеко.

Кто скажет, почему эти грибы так называются? (Ответы детей (Они рыжие, как лисички)).

В: Вот сколько много грибов прислала нам Осень. Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными.

В: Ребята, а как вы думаете все грибы можно кушать? (Ответы детей)

Правильно, есть грибы съедобные, и несъедобные. Какие вы знаете несъедобные грибы? . (Ответы детей)

В: Этот гриб в лесу растет

Не клади его ты в рот!

Он совсем не сладкий

Крапинки на шляпке

Красный, словно помидор

Несъедобный мухомор!

Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами. Для человека он опасен, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Белочки иногда сушат их на зиму. 

В: Вот еще один ядовитый для человека гриб.

Бледнолицые поганки

Бродят стаей по полянке.

С ними я играть не буду.

Обойду и позабуду.

Почему нужно обходить эти грибы стороной? (Ответы детей)

А сейчас мы поиграем.

1.Дидактическая игра «Собери грибы»

На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.

(После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел).

В: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали? Какие грибы остались на полянке? Давайте назовем их.(Ответы детей).

3.Игра с мячом «Один — много».( Воспитатель предлагает детям поиграть в мяч, объяснив, что он будет бросать мяч и называть один гриб, а дети кидать мяч обратно и называть несколько таких же грибов).

В: Ребята, в корзине кроме грибов есть еще и ягоды. Давайте посмотрим какие ягоды нам Осень положила. (Рассмотрение муляжей и предметных картинок с изображением лесных ягод. Воспитатель обращает внимание детей на цвет и форму ягод).

В: Посмотрите, это малина. У нее красные овальные ягоды.

\ Дети, а что вы можете рассказать о цвете и форме лесной ягоды, которая называется – черника (земляника, клюква)?( Ответы детей)

В:. А что можно приготовить из ягод? (Ответы детей).

Из ягод варят варенье, компот, джем, делают повидло, фруктовые салаты, соки, пироги, др. Все это полезное и вкусное».

1. Упражнение «Какой- какое»

(Воспитатель задает вопрос:

«Из земляники варенье будет какое?», а дети отвечают: «Земляничное» и т.д.)

Из черники варенье какое? Из клюквы? Из малины?

Компот из малины, будет какой? Из Земляники? Из черники? Из клюквы?

Повидло из черники? Из земляники? Из малины?

В: Ай да Осень! Какие полезные и вкусные дары она нам послала. Ребята, а что нам послала в корзинке Осень?(Ответы детей)

  1. Итог занятия

Сейчас снова закрываем глазки. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки. И прилетели назад в группу.

- о чем мы сегодня разговаривали?

- Скажите, что на занятии узнали нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Закрепление произношения звука [ Ч ]. Заучивание стихотворения «Скакалочка». Провела: воспитатель- Т.В.Кутузова

Цель: закреплять правильное произношение звука [ч] в речи; развивать слуховое внимание через опознание звука во фразе; упражнять детей в изменении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема занятия: «Знатоки родного языка»

Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении пре...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема занятия “Фрукты”

Задачи:Образовательные: продолжить знакомство с фруктами путем отгадывания загадок; учить описывать фрукты по цвету, форме, размеру; учить использовать прилагательные в речи.Развивающие: раз...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением...