Конспект занятия «Не обижайте муравья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сергухина Ирина Анатольевна

«Не обижайте муравья»

Конспект занятия по теме «Насекомые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_nasekomye.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

       Формирование целостной картины мира

«Не обижайте муравья»

(конспект занятия по теме «Насекомые»)

Цели:

   Образовательная: познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (всех насекомых отличают наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).

   Воспитательные: воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Закреплять представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые в свою очередь, выполняют свою роль в эволюции планеты.

   Развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление. Совершенствовать навыки творческого рассказывания; учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в рассказывании.

   Предшествующая работа: чтение В.Бианки "Как муравьишка домой спешил", дидактическая игра «Звукоподражание», упражнение на развитие мелкой моторики «Построй муравейник», пальчиковая гимнастика «Улей», подвижная игра «Жуки».

   Материал: демонстрационные картинки с изображением насекомых, схема частей тела насекомого

   Ход занятия.

        Воспитатель предлагает отправиться детям в лес отдохнуть на полянке. (Прослушивается запись звуков леса)

        - Кого мы можем тут встретить? (зверей, птиц)

        - Но звери чаще всего бояться человека. Заяц трусливый, лиса осторожная, волк тоже обойдет человека стороной и т.д.

        - Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей.

        - Ребята, а есть такие лесные жители, которые нас не испугаются. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это?

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты у всех дела.

        - Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, жук – все это насекомые. Всех насекомых отличают наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету. (Выставляются демонстрационные картинки с изображением насекомых)

        - Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе. Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать и т.д.)

        - Ребята, а чем питаются насекомые?

        - На каждое насекомое – свой корм. Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, комары питаются соком растений и кровью животных, пауки охотятся на других насекомых, божья коровка поедает тлю. В свою очередь, насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т.д.

- Отгадайте, кто это?         

Кто над нами вверх ногами? (Муха)

                                Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

                                Голос тонок, нос долог,

                                Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

                                Ниток много-много, а в клубок не смотает,

                                Одежду себе не шьет, а ткань ткет. (Паук)

                                Шли плотники без топоров,

                                Срубили избу без углов. (Муравьи)

                                Летит – говорит,

                                А сядет – молчит. (Жук)

                                Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (Стрекоза)

                                Шевелились у цветка все четыре лепестка.

                                Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Физминутка «Кузнечики»

        Поднимайте плечики,                        (поднимают плечи)

Прыгайте, кузнечики.                        (прыжки)

        Прыг-скок, прыг-скок.

        Сели, травушку покушали,                (присели)

Тишину послушали.                        (повороты головы)

        Выше, выше, высоко,

        Прыгай на носках легко.                (прыжки)

        - Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

        - Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжесть, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн может поднять не больше 1,5 тонны. Муравей по сравнению со слоном настоящий силач. А еще муравьи великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей (несколько тысяч). Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но, став почетной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи-солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

        - Много на свете разных насекомых. А какие из них живут в городе? Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада?

(Небольшие рассказы детей о насекомых)

        - Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь. Постарайтесь быть умными и добрыми как Человек-Великан в стихотворении поэтессы Е. Серовой.

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик,

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка,

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу,

Все дома я могу разломать,

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу…

Только я не хочу!

Я – добрый Великан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развлечение "не обижайте муравья"

Конспект развлечения в старшей группе на тему: " не обижайте муравья"...

Детский проект "Не обижайте муравья"

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкол...

Летний проект «Не обижайте муравья!» (средняя группа)

Конспект познавательно-исследовательского проекта о муравьях и насекомых....

Экологическая сказка «Не обижайте муравья!»

Приключения Муравья на экологической тропинке детского сада...

Конспект занятия "Не обижайте котенка"

Конспект занятия по ознакомлению детей второй младшей группы с книжной графикой....