Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Закликаем весну!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему:

«Закликаем весну!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklikaem_vesnu.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 комбинированного вида г.Орла

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему:

«Закликаем весну!»

                                                       Леонова Наталия Александровна

воспитатель

2016 – 2017 учебный год

Цель: познакомить детей с народной традицией встречать весну «жаворонками».

Задачи:    

  1. Расширить представление о народной культуре, традициях, праздниках.
  2. Углубить представления о сезонных изменениях в природе.
  3. Закрепить знания о перелетных и зимующих птицах, особенностях их строения, внешнего вида.
  4. Прививать интерес к русскому фольклору.
  5. Развивать связанную речь, обогащать словарный запас (горенка, сороки, грачевник, протальник, капельник)
  6. Развивать навыки чтения и письма.
  7. Совершенствовать навыки работы с тестом.
  8. Воспитывать аккуратность.  

               

Предварительная работа:  беседа о весне и признаках  ее наступления; чтение литературы о весне и птицах; рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы»; заучивание стихотворений, закличек, фонограмма с голосами птиц; отгадывание загадок о перелетных птицах.

Оборудование:  аудиозаписи народных мелодий;  убранство для горницы, русская народная одежда;  мяч; картинки с изображением птиц; ватман; магнитная доска; фломастеры; поднос, тесто, влажные салфетки, стеки, мука, гречка, тарелочки, дощечки, жаворонок из соленого теста, испеченные жаворонки.

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия. Хозяйка входит в группу и приглашает детей в русскую избу.

Хозяйка: «Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Посмотрите сколько гостей в моей горнице. Поздоровайтесь с ними по старинному русскому обычаю: (здоровается вместе с детьми). «Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!»  Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке! Хоть зима и прошла, да холода не унесла, а у меня тепло и уютно! Посидим рядком, поговорим ладком. (дети садятся на стулья, расставленные полукругом)

Хозяйка: -Какое время года сейчас наступило? (весна)

-А после какого времени года наступила весна? (после зимы)

-Назовите 1-й месяц весны, 2-й месяц, 3- месяц? (март, апрель, май)

-Вот и наступил первый весенний месяц. Как он называется? (март) 

-А в старину март называли  («грачевник», «протальник», «капельник») (дети хором повторяют)

-Какое сегодня число? (22 марта)

-Ребята, сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. Про сегодняшний день говорили: «Зима кончается, а весна начинается».           Скажите ребята, какие признаки наступления весны вы заметили? (солнце светит ярче, припекает, становится теплее)

(снег темнеет, тает, появляются проталины, лужи, бегут ручьи)                               (на деревьях набухают почки)

(животные просыпаются от зимней спячки)                                                                     (насекомые просыпаются)                                                                                            (прилетают птицы)

Хозяйка:- Как называются птицы, которые не улетают на зиму в теплые края? (зимующие птицы)                                                                                                              -Давайте вспомним, какие птицы с нами зимовали. Подходите ко мне.                                               Д /и с мячом:»Поймай и назови» (ворона, сорока, воробей, голубь, синица, снегирь, дятел, галка)

Хозяйка: А еще в народе этот день называют Сороки. Существует поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок видов разных птиц. И первые из них жаворонки и грачи. Недаром в народе говорят: «Весна на дворе, коли грач на горе».

-Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы будите узнавать по картинкам (дети, по очереди, находят картинку с отгадкой и помещают ее на доску, а другой ребенок записывает отгадку в кроссворд) (приложение 1)

Загадки:

  1. Я в скворечнике живу,

Песни звонкие пою. (скворец)

  1. Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной. (соловей)

  1. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (ласточка)

  1. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянуться растения

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. (жаворонок)

  1. Всех перелетных черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач)

Хозяйка: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?       (перелетные птицы)

-Почему их так называют? (с наступлением холодов птицы улетают в теплые края, а весной прилетают)

-Чем птицы заняты весной? (строят гнезда, выводят птенцов, поют песни)

-Какую пользу человеку приносят птицы? (поедают вредных насекомых, переносят семена растений, красивое пение птиц)

Хозяйка:  Посмотрите повнимательней: «Чем похожи все птицы? » (строением тела: голова, туловище, шея, грудь, клюв, хвост, ноги, лапы, когти; умеют летать; тело птицы покрыто перьями)

-Чем отличаются птицы друг от друга? (величиной, формой частей тела, формой хвоста, размером крыльев, формой клюва)

Хозяйка: А теперь давайте превратимся в разных птиц и полетаем.

Динамическая пауза:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В сторону руки плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад

(дети возвращаются за столы)

Хозяйка: На Сороки хозяйки пекли сорок «жаворонков». Они делали из теста маленьких птиц. Любящие бабушки дарили «жаворонков» своим внучатам, а те выносили их на улицу, насаживали на палочки и начинали звать весну. Давайте, тоже попробуем испечь жаворонков в нашей волшебной печи.

-Проходите за столы, усаживайтесь поудобнее.

Хозяйка: Теперь приступим к работе. Внимательно посмотрите на нашего жаворонка. Он нахохлился, сложил крылышки. (Дети рассматривают заранее слепленного жаворонка: Что это? Это – голова жаворонка, на голове – клюв, глаза и хохолок, а это – хвост, узелок напоминает крылышки.)

Хозяйка: Приступим к работе.

(звучит музыкальный фрагмент «Песня жаворонка»)                                                                                                                              

Сначала нам нужно обмокнуть руки в муку, чтобы тесто к ним не прилипало. Возьмем кусочек теста в руки.                                                                                                – Какое оно? (мягкое, тянется).                                                                                         – Из чего делают тесто? (из муки, соли, воды).                                                              Сначала мы раскатаем из теста «колбаску», теперь завяжем «колбаску» узелком, оставив короткие кончики. Верхний кончик – голова жаворонка, а нижний – хвостик. Узелок напоминает крылышки, сложенные на спинке. Давайте оттянем клюв, сделаем гребешок. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из гречки и стекой надрежем хвостик. Дети лепят жаворонков. (вытираем руки влажными салфетками)

Хозяйка: Молодцы, ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились! Сейчас мы положим наших жаворонков на поднос и поставим их в печь, чтобы они испеклись.                                                                                                         - Давайте скажем волшебные слова, чтобы печка испекла наших жаворонков: «Печка, матушка, испеки наших жаворонков, пожалуйста!»

Хозяйка: Пока жаворонки выпекаются, давайте послушаем как в старину заклички пели (звучит музыкальный фрагмент «Заклички».                                               Вам понравилось? Давайте вспомним заклички, которые вы знаете ( дети поют свои заклички):

Выходи народ, становись в хоровод -

Весну закликать, а зиму провожать!

Жаворонушки, перелетушки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Весна! Весна красна

Тепло солнышко

Приди скорей согрей детей

Уж ты пташечка, ты залетная

Ты слетай на сине море

Ты возьми ключи весенние

Замкни зиму, отомкни лето

                 

         Весна, весна красная

                          Приди, весна, с радостью, с радостью

                          С великой милостью:

                          Со льном высоким,

                          С корнем глубоким,

                          С хлебами обильными.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Хозяйка: Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?                                              - Какое сегодня число? (22 марта)                                                                                                          - Что это за день? (день весеннего равноденствия)

- Давайте посмотрим, готовы наши жаворонки?                                                                   Какие замечательные жаворонки! Нужно поблагодарить печку.

Спасибо, матушка печка!

Хозяйка: Вот и мы подготовились к встрече весны.                                                               Пойдемте одеваться. Пора весну закликать!                                                                        (воспитатель вместе с детьми уходит в группу, жаворонки на подносе)                                                                          

                                             

Приложение 1  

      

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

6

ж

а

в

о

р

о

н

о

к

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

о

 

3

 

л

 

 

 

 

 

1

в

е

с

н

а

 

 

 

 

 

 

е

 

к

 

с

 

 

 

 

 

 

й

 

в

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

о

 

 

 

 

 

 

4

г

р

а

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

а

                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: « Прогулка с Лесовичком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме:« Прогулка с Лесовичком»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы 6 – 7 лет «Весна идет»

Задачи:¾  Воспитывать доброе и заботливое отношение к природе.¾  Закреплять знания о признаках весны через эстетическое восприятие музыки и произведений искусства, учить эмоционально отклика...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «День народного единства»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы составлен в соответствие с Примерной основно...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Школа современных волшебников».

Формирование представления детей старшего дошкольного возраста о профессии дизайнера....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Традиции встречи весны. Лепка « Жаворонки» для детей 6-7 лет.

ПРАЗДНИК СОРОКИ (40 СВЯТЫХ) - ПРИМЕТЫ, НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ    Праздник «Сороки», более известный в народе, как 40 святых, отмечается  22 марта. Наши предки в этот день своими обря...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему : "Прогулка в осенний лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему : "Прогулка в осенний лес" с использованием ИКТ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему : "Прогулка в осенний лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему "Прогклка в осенний лес" с использованием ИКТ...