Конспект интегрированного занятия "Моя родина Кузбасс" с элементами экспериментирования
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Аксенова Надежда Юрьевна
Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moya_rodina_-_kuzbass.docx287.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 «Семицветик» г. Юрги»

C:\Users\Хозяин\Desktop\W7A7377.jpg

«Моя родина - Кузбасс»

подготовительная к школе группа

Составила:

Аксенова Надежда Юрьевна

Юрга 2017

Цель:

Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса. 

Задачи:

Образовательные задачи:

Закрепить понятие, что такое Кузбасс, угольное богатство края,

вовлечь детей в исследовательскую работу (проведение опыта и наблюдения)

Развивающие задачи:

Развивать познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику

Воспитательные задачи:

Воспитывать гордость за свой край, любознательность, познавательную активность.

Материалы и оборудование:

  • глобус
  • карта России
  • ноутбук для презентации
  • столы для экспериментов (4)
  • фартуки (по счёту детей)
  • кусочки каменного угля (по 2 на каждого ребёнка)
  • лупы (по счёту детей)
  • одноразовые тарелки с водой (по счёту детей)
  • влажные салфетки
  • деревянные палочки (по счёту детей)
  • бумага (картон)

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о Кузбассе, заучивание стихов, потешек, пословиц, рассматривание герба и географической карты Кемеровской области.

Ход занятия

Организационный момент.

Ритуал приветствия. Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами.

Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети. Здравствуйте!

Мотивация

Воспитатель:

Ребята, скажите, что такое у меня в руках (ответ)

Правильно – это глобус, или макет нашей планеты Земля.

На глобусе много морей и океанов, разных стран, но самая удивительная и любимая - наша Родина. А как называется наша родина? (ответ)

А где ещё можно увидеть изображение России?(ответ)

Давайте подойдем к карте. (карта России)

Карта какой страны перед нами?

А почему она разноцветная (синий цвет - …, зеленый и коричневый - …)

Какие места на карте родины вам известны (горы Урал, Москва, Байкал.. = 3-4 ответа)

А кто знает, где живем мы с вами? (ответ)

Как называется наш край? (ответ)

Если дети не сказали про КУЗБАСС = объяснить, КОРОТКО

Откуда это слово- Кузбасс? Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю. Этот край богат главным богатством Кузбасса - каменным углем.

Художественное слово

Ребенок:

Если на карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьется оно. И отчизна внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в буднях эпохи.

И в каждом из нас

Пульсирует гордое имя - Кузбасс!

Беседа

Ребята, давайте присядем на стульчики.

У каждой области есть свои символы. Какой главный символ у Кузбасса? (ответ - уголь, показать, синонимы-определения: черное золото, богатство края, мощь и могущество кемеровской области)

А кто занимается добычей черного золота Кузбасса? (ответ)

Какая главная профессия в угольном крае, промышленности?

А что вы знаете об этой профессии? (под землей, вагонетки, отбойные молотки, темно, метан, каски с фонариками ….)

Презентация

Ребята, а сейчас я предлагаю поближе познакомиться с профессией шахтер (просмотр презентации «Шахтер – это…»)

Сейчас мы с вами немного побудем шахтерами

Физминутка

Летит высоко самолёт (Руки вверх)

Над нашею страною.   (Руки в стороны, покачивание)

Работа на земле идет,  (Имитация копания лопатой)

Идёт и под землёю.     (Приседание на корточках)

Богатство есть у нас в стране (Разведение руками)

Невидимые взору.      (Прикрывание глаз руками)

Внизу в подземной глубине (Приседание)

Работают шахтёры.    (Имитация работы шахтёров).

Лаборатория

(при необходимости – подготовиться)

Сейчас мы познакомимся с некоторыми свойствами угля. Для этого нам нужно пройти в лабораторию (экспериментальную зону), а стало быть, наденем СПЕЦОДЕЖДУ (одевается вместе с детьми).

Сейчас с вами мы станем юными исследователями.

1. Пощупай – посмотри

Что перед вами лежит на столе?

Рассмотрите каменный уголь с помощью лупы. 

Какого он цвета?

Дети. Чёрного, блестящего, бугристый, как дерево.

Как вы думаете, почему уголь называют каменным?

Дети. Уголь твердый, как камень.

Ребята, как можно узнать, уголь твердый или мягкий?

Дети: Надо надавить на него пальцем или сжать в руке.

Попробуйте его сжать в руке. 

Что можно сказать? Какой уголь?

Дети: Уголь твердый.

Потрите камни друг о друга. 

Что происходит? Каков уголь на ощупь?

Дети. Он крошится, значит, он не такой твёрдый, как камень.

Дети. Шершавый, колючий, слоистый.

Постучите угольками друг о друга. 

Какой слышится звук?

Дети. Глухой, не очень громкий.

Понюхайте  уголь. 

Он пахнет?

Дети. Не пахнет, пахнет печкой, баней и т. д.

Воспитатель. А мне, кажется, что он пахнет землей, потому что его добывают глубоко под землей.

2. Уголь в воде

Как вы думаете, что произойдёт с каменным углём, если его опустить в воду?

Опустите каменный уголь в воду.

Что произошло?

Дети: Каменный уголь утонул.

Значит он какой?

Дети. Тяжёлый.

Посмотрите внимательно.

Что ещё происходит?

Дети: На воде появились пузырьки.

Как думаете, почему? В каменном угле есть воздух. И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки.

Возьмите палочку и помешайте воду.

Что происходит с углём?

Дети: Каменный уголь не растворяется.

Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.

(вытереть руки)

3. Рисование

(помощник убирает «мокроту», подготовить бумагу)

Ребята, давайте ещё раз вспомним свойства угля (ответы)

(взять бумагу)

Молодцы, а ведь у угля есть ещё одно очень интересное свойство.

Возьмите кусочек сухого угля.

Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. 

Что вы видите?

Дети. Углём можно рисовать.

Попробуйте что-нибудь нарисовать. Солнышко, дом, дерево, облако, лодку.

Молодцы. (вытерли руки, сняли одежду)

Воспитатель:

 Ребята, наши исследования закончились. И сейчас я приглашаю вас к доске (на магнитной доске развешаны иллюстрации различных пластмассовых игрушек, лекарство, флаконы духов и другое).

Посмотрите на картинки и представьте, что мы пришли в универмаг. Вот отдел детских игрушек. Все игрушки: слоны, куклы, машинки сделаны из пластмассы. А пластмасса сделана из угля!

Здесь аптечный ларек, в котором можно купить различные лекарства -угольные таблетки, и даже аспирин.

А вот отдел парфюмерии. Глядя на красивый флакон с духами, трудно представить себе, что они, как и лекарства «родились» из каменного угля. А между тем это так!

Из каменного угля производится каменноугольная смола, нафталин, технические масла, асфальт, спирты, удобрения, резина, красители!

Вот как богат этот «СОЛНЕЧНЫЙ КАМЕНЬ»!

Итог.

(дети проходят на ковер)

Что сегодня вам запомнилось, понравилось на занятии?

ДЕТИ

Воспитатель:

Мне тоже понравилась ваша работа, если бы я могла вам поставить оценки, то это были бы пятерки!

А как думают наши гости?

Спасибо.

Ребята, попрощайтесь с гостями.

До свидания.

Список литературы:

1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995.

2. Волина В. Праздник Букваря. М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

3. Кацюба Д. В. История Кузбасса. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2003.

4. Соловьев Л. И. Природа Кемеровской области, Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс», 2006

5. Соловьев Л. И. География Кемеровской области. Природа, Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс», 20

Интернет ресурсы:

1. http://globuss24.ru/doc/igra-moya-malaya-rodina-kuzbass;

2.https://infourok.ru/konspekt-zanyatiyabesedi-trud-shahtyora-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-976371.html

3.http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-iz-cikla-moja-rodina-kuzbas-tema-podzemnye-bogatstva-kemerovskoi-oblasti.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

Конспект занятия познавательного характера с элементами экспериментирования "История одной капельки"

Данное занятие способствует творческой исследовательской активности детей....

Конспект сюжетно- ролевой игры с элементами экспериментирования "Путешествие на остров сокровищ"

Игра - это увлекательная детская деятельность, поэтому все дети любят  играть.В игре ребёнок познаёт и открывает для себя новые знания умения и навыки.Но можно не просто играть. а стать волшебник...

Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «Вулканы Земли»

Тема: Вулканы ЗемлиЗадачи:Образовательные:1. познакомить детей с понятием «Вулкан», «Пористость», дать представление о происхождении и строении вулканов; познакомить с профессией «Вулканолог»;2. форми...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана. Задачи:• Образовательные:1. познакомить детей с понятием «...

Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей младшего возраста "Волшебство воды"

Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по основной образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего возраста...