КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «Вулканы Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему
Тема: Вулканы Земли
Задачи:
- Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «Вулкан», «Пористость», дать представление о происхождении и строении вулканов; познакомить с профессией «Вулканолог»;
2. формировать представлении детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами;
- Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
- Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально – положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vulkany.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
«Вулканы Земли»
Тема: Вулканы Земли
Задачи:
- Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «Вулкан», «Пористость», дать представление о происхождении и строении вулканов; познакомить с профессией «Вулканолог»;
2. формировать представлении детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами;
- Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
- Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально – положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие.
2. Социально – коммуникативное развитие.
3. Физическое развитие.
4. Речевое развитие.
Технологии используемые в мероприятии:
1. Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
- Опора на субъективный опыт ребенка.
2. Игровые технологии:
- игровые задания и упражнения
3. Технологии поисковой деятельности:
- создание проблемной ситуации;
- детское экспериментирование;
4. Здоровьесберегающие технологии:
- физминутка;
5. Мультимедийные технологии:
- показ презентации;
- видеописьмо.
Активизация словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, пемза, аэростат, пористая.
Методы и приемы: поисковый, объяснение воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: глобус, гелиевые шары, магнитная доска, макет горы вулканического происхождения, расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы», пазлы «Камчатка».
Оборудование для экспериментирования:
- макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, сода, лимонная кислота, чайная и столовые ложки.
- Таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, салфетки.
Ход НОД:
Дети под музыку входят в зал.
В.: Добрый день мои юные друзья, сегодня у нас свами гости давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось хорошее настроение на весь день.
Р – та к нам пришла посылка давайте посмотрим что же в ней. Это диск. Интересно, что же на нем записано. Давайте посмотрим.
Видеописьмо от профессора:
- Здравствуйте ребята, мы начинаем телепередачу «Хочу всё знать» и я профессор Наталия Ивановна готова ответить на любой ваш вопрос. В нашу студию пришло очень много писем, и одно из них от ребят из детского сада «Ёлочка», которые просят рассказать им все о вулканах. На своем опыте я знаю, что дети очень любознательны, и я предлагаю им стать участниками экспедиции, и посмотреть на вулканы своими глазами. Ну что ж в путь, меня ждут дети.
Пока дети смотрят телепередачу воспитатель переодевается в профессора, и выходит с чемоданчиком.
Слайд1
В.: Здравствуйте, ребята, я сюда попала? Это здесь детский сад «Ёлочка»?
Ребята, вы писали мне письмо? Ну что готовы к приключениям, я предлагаю совершить увлекательное путешествие на таинственный и загадочный остров, где мы превратимся в настоящих исследователей тайн и загадок Земли.
В.: А сейчас мы проведем посвящение в участников научной экспедиции. Участник нашей экспедиции Сережа. Я приглашаю в экспедицию Алису. И так всех детей. И вот ребята вы настоящие путешественники.
В.: Ребята, какими чертами характера должен обладать путешественник?
Д.: Смелый, отважный, умный, добрый.
В.: Чтобы отправиться в научную экспедицию, надо проверить наши знания.
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?
Я держу руками …
(Глобус)
В.: Давайте посмотрим, а что такое глобус? Правильно, глобус – это маленькая модель земли. На глобусе, так же как и на карте, изображены реки, моря, океаны, суша, горы, разными цветами. Давайте рассмотрим его и вспомним, каким цветом изображены, реки, моря, океаны.
Д.: Синим.
В.: Суша? Горы?
Д.: Зелен, желтым, коричневым.
В.: Ребята, а что такое горы?
Д.: Это высокие холмы.
В.: Из чего состоят горы?
Д.: Из камней.
В.: Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли назвать горой? Почему?
Ответы детей.
В.: Правильно, молодцы, потому что горы состоят из камней, а ледяная горка – только изо льда. Горы бывают очень высокими. А вы хотите увидеть настоящие горы?
В.: Куда же мы поедем? Как же нам найти дорогу, что нам поможет. А поможет нам карта, где – то она у меня была. Открывает чемодан и ищет карту.
В.: Ой, а карта то рассыпалась вся на части. Р – та давайте соберем карту. А приклеивать мы её будем на мольберт. Молодцы! А кто прочитает, куда мы отправимся в путь?
Д.: Камчатка.
Слайд2
В.: Мы отправимся с вами на полуостров Камчатка .Показ на карте. Посмотрите вот она Камчатка, омыта водой, отметим флажком. Я так к вам торопилась, что все оставила в телестудии. Помогите собраться в научную экспедицию. Посмотрите внимательно, что нам нужно взять для своей научной экспедиции.
Я предлагаю каждому взять по одному необходимому предмету (Карта, компас, лупа, фотоаппарат, телефон, тетрадь и ручка, еда, аптечка, лопата ).
В.: Ну что собираемся в путь? На чем же туда можно отправиться? (Дети предлагают свои варианты ответов).
Слайд3
В.: Да, многие путешествую на автомобилях, кораблях, самолетах.
Но самые смелые и храбрые путешественники путешествуют на воздушном шаре. Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и отправиться в путешествие на воздушном шаре.
Слайд4
В.: Занимайте свои места в нашем воздушном шаре, мы отправляемся в путь. Дети смотрите внимательно, ничего не пропустите. Я предлагаю зафиксировать время нашего полета в нашем научном журнале. Какой сегодня день недели, месяц, время года, год? Молодцы! Во время путешествия мы пролетим над знаменитыми вулканами мира. А теперь закройте ваши глазки, мы начинаем полет итак взлетаем.
(Шум ветра показ слайдов вулканы земли ).
Слайд5
В.: Какая красота, мы пролетаем над Италией где находятся знаменитые вулканы Везувий и Этна.
Слайд6
А сейчас мы пролетим над Индонезией, над вулканом Кракатау.
Слайд7
А вот извержение вулкана Суфриер на острове Монтсеррат.
Слайд8
Чувствуете, что-то стало холоднее? А вот и он- полуостров Камчатка, со своим знаменитым вулканом Ключевская сопка- это самый высокий вулкан на территории России.
В.: Вот мы и приземлились на полуостров Камчатку.
В.: Садитесь ребята и внимательно послушайте загадку.
Он огромный, он могучий
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться
Кашей огненной кидаться.
Старый добрый великан-
Это дедушка (Вулкан).
Слайд9
В.: Ребята вы уже знаете, что вулканы-горы, но они необычные. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор.
Слайд10
В.: Ребята, вулканы бывают разные, есть живые вулканы (действующие), есть спящие. А также вулканы бывают надводные и подводные.
Слайд11
Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнем, выбрасывают тучу пепла, изливают водопады расплавленного камня.
Слайд12
Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо дымок. Такие вулканы называют спящими. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан и впрямь печка- только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы чтобы пробудиться.
Слайд13
Есть такая профессия- вулканолог, эти люди занимаются изучением вулканов.
Физкультминутка: Тяжелая профессия у вулканолога, но и вы наверное немножко подустали, давайте отдохнем.
Я предлагаю отправиться дальше в путь.
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали.
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть 1, 2, 3.
В.: Ну вот мы с вами и пришли в нашу научную лабораторию «Интересных открытий», где мы будем проводить эксперименты. У всех научных сотрудников есть своя одежда, я вас попрошу надеть халаты. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно и конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
В.: Ребята давайте посмотрим, что же находится под салфеткой. Правильно- это макет вулкана. Рассмотрите внимательно вулкан и скажите на какую геометрическую фигуру он похож? (конкурс).
рисунок
Кратер вулкана- это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато-оранжевая пасть- это жерло вулкана, дыра уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость выходящая из вулкана называется лавой.
В.: Ребята вы хотите увидеть извержение вулкана?
Предлагаю провести эксперимент и посмотреть как извергается вулкан.
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
Ребята этот опыт мы проведем вместе.
Схема опыта
Для опыта мне понадобится три чайных ложки волшебной смеси, две чайные ложки чудо порошка, а чтобы наш вулкан заработал, смотрите внимательно, я добавлю огненную жидкость. (Звучит фоно грохот извержения вулкана.)
Ребята- кажется наш вулкан оживает, давайте отойдем подальше.
-Что же произошло? Вулкан из себя извергает лаву.
Ребята- разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает лава вытекает спокойно. У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах. Вулканы называют «огнедышащими горами», они опасны для жизни людей.
Ребята вулкан наш успокоился, давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим, что мы видим у подножия вулкана.
Детское экспериментирование с пемзой и камнями.
В.: Ребята! Вот внизу под вулканом мы видим застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу пемзу- камень вулканического происхождения.
Давайте возьмем лупы и рассмотрим её поближе.
Какая она пемза?
Какого она цвета?
Дети: Она серого цвета с дырочками.
В.: Ребята, поверхность которая покрыта дырочками называется пористой.
Индивидуальная работа.
В.: А что еще у вас есть на столах? Давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в емкость с водой. Что произошло, они утонули? (ответы детей)
Как вы думаете, почему пемза не утонула? (ответы детей)
Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.
Значит пемза легкая, а камень тяжелый.
Какое открытие мы с вами сделали?
Пемза-это камень в котором много дырочек, где скапливается воздух.
Пемза не тонет.
Слайд14
В.: На камчатке наступил вечер, наша лаборатория закрывается, мы провели все опыты, посмотрели на вулкан своими глазами. И нам пора возвращаться домой. Прошу, занимайте места в нашем воздушном шаре. А пока мы с вами летим в наш детский сад, чтобы не было скучно, предлагаю поиграть в игру, где за правильные ответы вы будете получать жетоны.
В.: На каком полуострове мы побывали?
Что необычного есть на Камчатке?
Что извергается из вулкана?
Как называется застывшая лава?
Как называют людей занимающихся изучением вулканов? Молодцы!
Ну вот мы и приземлились.
В.: Как незаметно пролетело время. Как вам наше путешествие? На память о нашем путешествии я хочу подарить вам альбом о вулканах земли, который будет напоминать о нашей научной экспедиции. А я с вами прощаюсь, но вы не забывайте писать мне письма на программу. Я с удовольствием буду на них отвечать. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. ...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: «Страна волшебства»
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования....
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе по теме: «Мы – исследователи»
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком и камнем....
Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана. Задачи:• Образовательные:1. познакомить детей с понятием «...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...
Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей младшего возраста "Волшебство воды"
Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по основной образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего возраста...
Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.
В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана....