Главные вкладки

    Технология исследовательской деятельности.
    консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Исмаилова Эсмира Гусейнагаевна

    Методы и приемы. Виды исследовательской деятельности. Этапы проведения занятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc28.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология исследовательской деятельности.

    Технология исследовательской деятельности дает детям представление о различных сторонах изучаемого предмета. Эта технология предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы.

    Методы и приемы:

    *эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера (эвристическая беседа - это вопросно-ответный способ обучения, предполагает не сообщение педагогом новых сведений, а направление детей к выявлению новых понятий)

    *наблюдения, опыты

    *дидактические игры, игровые, обучающие и творческие развивающие ситуации

    *погружение в краски, звуки, запахи

    *подражание голосам и звукам природы

    Виды исследовательской деятельности:

    *путешествие по карте (освоение пространственных схем и отношений)

    *путешествие во времени (освоение временных отношений: историческое время – от прошлого к настоящему)

    *опыты (освоение причинно-следственных связей и отношений)

    *коллекционирование

    В группе для экспериментирования должны быть созданы центры или уголки для проведения опытов. Здесь, помимо оборудования, должны находится различные энциклопедии и карты-схемы для проведения опытов.

    Опыты можно проводить не только с водой и песком. Помимо состояния и превращения веществ, можно изучать движение воздуха и воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений и т.д.

    Исследование – это не просто экспериментирование. Оно включает в себя:

    • умение получать сведения из различных источников
    • обрабатывать эти сведения в своей голове
    • обобщать и классифицировать.

    Другими словами исследование предполагает:

    • постановку проблемы
    • выдвижение гипотезы, может быть даже нескольких (а гипотеза требует проверки на опыте и подтверждения)
    • поиск различных вариантов решения.

    Очень целесообразно сотрудничество с родителями, например, участие родителей в различных исследовательских проектах.

    Этапы проведения занятия:

    1. Беседа о предстоящем эксперименте и предполагаемых результатах. Постановка задачи – что мы хотим получить? Решение задачи - что понадобится? Помощь в построении плана эксперимента. Изготовление карты-схемы. Беседы с опорой на подробные карточки-схемы.
    2. Практическая деятельность в уголке экспериментирования (проведение опыта).

    Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности необходимо:

    *ознакомить детей с алгоритмом проведения опыта

    *продемонстрировать проведение опыта педагогом

    *дать возможность ребенку воспроизвести опыт самостоятельно (если это безопасно для его здоровья)

    Ознакомление с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме.

    Следует чаще использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации. Можно использовать следующие вопросы:

    *Почему?

    *Как получилось?

    *Что будет, если?..

    *Что нужно сделать?

    *Для кого это полезно?

    *Какие части? Для чего каждая часть?

    *Что будет дальше?

    *Как тебе это удалось?

    *Что не получилось?  

    Можно экспериментировать с любым предметом. Например, пластмассовая трубочка. Вопрос: «Что будет, если?..»

    • подбросить ее вверх
    • выпустить из рук
    • прокатить по полу
    • опустить в воду
    • постучать по ней
    • опустить в воду и постучать по ней
    • погрузить на разную глубину
    • наклонить в воде
    • посмотреть сквозь нее вдаль (на небо)
    • закрыть ладонью конец трубки и опустить в воду а потом убрать ладонь и т.д.

    Таким образом, применение данной технологии учит детей анализировать, делать выводы, объяснять закономерности в природе. Т.е. возрастает познавательная активность и интерес к миру.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

    Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

    Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)

    Конспект  досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...

    Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

    Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

    Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками

    Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...

    ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

    Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...