Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Зимняя забота о птицах» для детей среднего дошкольного возраста
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (средняя группа) по теме

Фаляхова Миляуша Масхутовна

Данная образовательная деятельность была проведена в рамках зимней акции «Птицы в городе», направленной на воспитание экологической культуры и формирование чувства ответственности за окружающую природу у подрастающего поколения. Педагогами детского сада были проведены беседы с детьми о зимующих птицах, разучены стихотворения, загадки, пословицы, пальчиковые игры и рассмотрены иллюстрации. Дети совместно с педагогами наблюдали за птицами, а в группах проводили сравнительные наблюдения (воробей, синица) во время прогулок, составляли о них описательные рассказы. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, педагоги проводили с ребятами, знакомые игры, в которых присутствовало активная экологически правильная и развивающая, в соответствии с поставленными воспитателем задачами, игровая деятельность. Игры и игровые элементы позволяли развивать у детей самые разнообразные положительные качества. В старшем дошкольном возрасте это такие занятия как: «Птичья столовая», «Домики для птиц», «Не сорока, не ворона». Во время проведения заключительного этапа конкурса на занятиях дети совместно с педагогами изготавливали нетрадиционные кормушки, в процессе их изготовления дети проявили интерес, знания, умения, навыки, которые помогли создать яркие, необычные поделки для птиц: «Карусель», «Ледяной дом», «Скоро весна», «Птичья избушка», « Домик для белочки». Родители воспитанников, ознакомившись с материалами информационного стенда, с большим интересом и желанием включились в совместную работу с детьми по изготовлению кормушек для птиц. По рассказам родителей их дети продолжают заботиться о птицах, не только в детском саду, но и за его пределами.

   Актуальность методической разработки заключается в том, что тема занятия направлена на расширение кругозора личности ребёнка. Дети все время действуют, а не пассивно слушают педагога, действуют творчески, поскольку ставятся  условия, в которых им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_razrabotki.docx307.54 КБ
Файл prezentatsiya-_prilozhenie.pptx729.74 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ромашка»

п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему «Зимняя забота о птицах»

для детей среднего дошкольного возраста

                                                    Воспитатель  Фаляхова Миляуша Масхутовна

                                                     Тел: 89093074153

2016 г.

Пояснительная записка

    Данная образовательная деятельность была проведена в рамках зимней акции «Птицы в городе», направленной на воспитание экологической культуры и формирование чувства ответственности за окружающую природу у подрастающего поколения. Педагогами детского сада были проведены беседы с детьми о зимующих птицах, разучены стихотворения, загадки, пословицы, пальчиковые игры и рассмотрены иллюстрации. Дети совместно с педагогами наблюдали за птицами, а в группах проводили сравнительные наблюдения (воробей, синица) во время прогулок, составляли о них описательные рассказы. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, педагоги проводили с ребятами, знакомые игры, в которых присутствовало активная экологически правильная и развивающая, в соответствии с поставленными воспитателем задачами, игровая деятельность. Игры и игровые элементы позволяли развивать у детей самые разнообразные положительные качества. В старшем дошкольном возрасте это такие занятия как: «Птичья столовая», «Домики для птиц», «Не сорока, не ворона». Во время проведения заключительного этапа конкурса на занятиях дети совместно с педагогами изготавливали нетрадиционные кормушки, в процессе их изготовления дети проявили интерес, знания, умения, навыки, которые помогли создать яркие, необычные поделки для птиц: «Карусель», «Ледяной дом», «Скоро весна», «Птичья избушка», « Домик для белочки». Родители воспитанников, ознакомившись с материалами информационного стенда, с большим интересом и желанием включились в совместную работу с детьми по изготовлению кормушек для птиц. По рассказам родителей их дети продолжают заботиться о птицах, не только в детском саду, но и за его пределами.

   Актуальность методической разработки заключается в том, что тема занятия направлена на расширение кругозора личности ребёнка. Дети все время действуют, а не пассивно слушают педагога, действуют творчески, поскольку ставятся  условия, в которых им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.  

 Цель – воспитывать интерес у детей к нашим соседям  по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к наблюдению за зимними явлениями, к жизни зимующих птиц. Развивать речь, мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли. Воспитывать стремление помогать птицам.

Обучающие задачи: Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Расширить знания детей и представления об особенностях внешнего вида и приспособлении их к среде обитания. 

Материал и оборудование: беспроводной графический планшет MimioPad, аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь), конверт с письмом от старухи Зимы, карточки с изображением птиц, маски с изображением птиц, шаблоны бумажных «пряников», презентация «Зимующие птицы»

Методические приемы: беседа, демонстрация, рассказ, использование слайдов, инсценировка, прослушивание музыкальных произведений, чтение стихотворений, релаксация, использование пиктограмм, обобщающий рассказ педагога.

Ожидаемые результаты: знание названия зимующих птиц, стремление помогать птицам.  Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Участники: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста .

Ход образовательной деятельности

Звучит аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь).

Воспитатель. Рады мы всегда друзьям!

Приглашаем в гости к нам!

Всех, кто хочет твердо знать

Как природу охранять.

Ведь в любое время года

Ждет помощников природа!

Вводная беседа.

Воспитатель. Ребята, какое время года гостит у нас? Что зима принесла с собой?  (Слайд 1)

Воспитатель. У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая. Как зима выражает свою злость?

Дети. Зима выражает свою злость вьюгой, сильным ветром, пургой, метелями, морозами. 

Воспитатель. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость?

Дети. Свежий воздух, яркое солнце,  снег искрится, блестит.

Воспитатель. Вам нравится зима? А за что Вы любите зиму?

Дети. Можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Воспитатель. Ребята, слушайте отрывок из рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи Зимы».

- «Разозлилась старуха Зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубров и разместила их по дорогам. Некуда птицам деваться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны…»

Звучит музыка. Появляются дети в костюмах птиц.

Воспитатель. Кто, вы, птички? Откуда прилетели?

Я- Городская птичка,
Птичка - невеличка!
На рассвете "чик-чирик"
Принесу и свет, и крик!
Поклюю с твоей ладошки
Приготовленные крошки -
Малый, серый, всех смелей

  Кто же я? ( Воробей)

Все  время стучит,

Деревья долбит.

Но их не  калечит,

А только лечит…. (Дятел)

Синяя косынка,

Зеленоватая спинка.

Грудка желтоватая  

Маленькая птичка

Звать меня….(синичка)

Я птица мирная,

Хоть и без  квартирная.

Гнезда строить не мастак,

Полечу я на чердак,

Станет солнце пригревать,

Так люблю поворковать. (Голубь)

Воспитатель. Здравствуйте! Как же здесь вы оказались? Ведь  старуха  Зима  всех птиц прогнала?

Дети. Да мы здесь зимуем, никуда не улетали, мы не перелетные.

Воспитатель. Ребята, как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой?

Воспитатель (птицам). Много бед и невзгод вы перенесли в суровую зиму, а у нас вас ждет тепло и корм, проходите, отдохните.

Давайте вспомним физкультминутку про синичку.
Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится
Прыг-скок, прыг-скок
Завертелась как волчок
Вот присела на минутку
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тири –тири
Тень-тень-тень!
 

Влетает сорока с письмом, кричит: «Новости! Новости! Лесные новости!  Вам письмо.

Воспитатель. Спасибо, сорока, проходи, садись к нам. Интересно, кто же написал нам письмо? Давайте дети, прочитаем его (читает письмо).    

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.    

Что же я вижу – птицы зимой!  

Кто разрешил им спорить со мной?

Был же приказ всем улетать,    

Нет ведь остались они зимовать.

Буду теперь я сердитой и строже,  

Их непременно всех заморожу!

Впрочем, смягчусь, не буду я зла.  

Я подобрела сегодня с утра.
Но вы должны птицам помочь.  

Кто поработать из вас не прочь?  

Если согласны, тогда не зевайте,    

Быстро заданья мои выполняйте.  

Воспитатель.  Ребята, вы догадались от кого это письмо?  

Дети. Да, от старушки Зимы.  

Воспитатель. Выполним задания старухи зимы? 

Задание 1 «Четвертый лишний» (слайд 3) У детей карточки с картинками, находят на ней лишнюю птицу и объясняют свой выбор. 

Задание 2 «Угадай, какая птица поет?»  

Угадать, какая птица произносить звуки; найти соответствующую картинку и повторить звуки. (Звучит аудиозапись с пением птиц)

Задание 3 «Отгадайте загадки»

Чик- чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!

Кто это?

Дети. Воробей (Слайд 4) 

Воспитатель. Воробей – самая знаменитая птица. Живёт самостоятельно, но вблизи от людей. Воробьи очень дружны, сообразительны и отважны. Это главные защитники садов и парков от вредителей. Зимой едят все: и зерна, и крошки хлеба.. Есть даже рыжий воробей, который занесен в Красную книгу, обитает только на Сахалине.

Воспитатель. Послушайте следующую загадку: 
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика

Дети. Синица.(Слайд 5) 

Воспитатель. Большая синица самая крупная из живущих у нас, у всех синиц белые щечки. Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям. Очень много птиц гибнет именно зимой. Голодные птицы не выносят даже слабых морозов. Зимой птица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу. Синицы многодетны, за лето пара синиц может вывести 20-30 птенцов.

Ты откуда, ты откуда

 Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь.

 Как зовут меня…

Дети. Снегирь (Слайд 6) 

Воспитатель. Поздней осенью или в начале зимы на деревьях можно увидеть стайки снегирей. Красная грудка только у самцов, самочки – серые. Они очень любят рябину. В отличие от синиц, снегири не торопятся. Они птицы солидные, не суетятся. Снегири еще и «рыцари». Самцы как бы они не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке. Спокойно обработав одно дерево, они перелетают на другое, и делают это по команде вожака. За лето они выводят от 8 до 14 птенцов.

-Смело ходит по дороге,

И боится только кошек.
Даем ему семян и крошек.
С нами птица круглый год
Воркованием поет.

Дети. Голубь (слайд 7) 

Воспитатель. Голуби бывают домашние и дикие. Все они похожи. Едят зерна, пьют по-голубиному (опускают клюв в лужу и сосут),выкармливают птенцов «молоком». Когда у голубей появляются птенцы, в зобу у них выделяется специальная жидкость, которая размягчает съеденные семена и превращает в массу похожую на творог. Этой массой голубь и голубка по очереди кормят птенцов.

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
Сало дам синичке
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки - голубям
Эти крошки воробьям

Галки да вороны

Ешьте макароны.

Задание 4 «Покорми птиц» с использованием графического планшета MimioPad.

Воспитатель. Сейчас будем наших друзей угощать. Но нужно еще знать, чем кормить птиц.  Перед вами на экране изображения птиц  и корм для них . Нужно соединить изображение птицы с кормом, которым вы хотели бы ее угостить.

Задание 5. Изготовление «пряников» для птиц.

Воспитатель. Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

     Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники. Перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Посмотрите, какие замечательные пряники у нас получились. Молодцы, ребята, все задания старухи зимы вы выполнили. Теперь она птиц не заморозит.

Рефлексия

Воспитатель. Ребята , о ком мы сегодня с Вами говорили?  

Воспитатель. Да, мы вспомнили, как выглядят, и чем питаются  зимующие птицы. Я  бы хотела , что вы дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм. Ребята, сегодня на прогулке мы еще повесим «пряники», которые смастерили вы сами,   поможем  птицам пережить зиму.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну птиц?

Что нового для себя вы открыли на этом занятии?

Молодцы, сегодня все хорошо работали. Я уверена, что вас не оставит равнодушным, то, что вы увидели и услышали сегодня.

Использованная литература:

1.Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,-М.: Мозаика-Синтез, 2014;

2.Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Т.А.Носковой, Киров, «Лона-Плюс», 2008;

3.Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников Л.Г.Горьковой, А.В.Кочергиной, Л.А. Обуховой, Москва: ВАКО , 2007

4. интернет ресурсы nsportal.ru

5. http://festival.1september.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приложение - презентация к образовательной деятельности Зимняя забота о птицах воспитатель МБДОУ « Детский сад №10 « Ромашка » п.г.т.Кукмор М.М.Фаляхова

Слайд 3

Задание 2 «Угадай, какая птица поет?»

Слайд 4

Задание 1 «Четвертый лишний»

Слайд 5

Задание 3 « Отгадайте загадки »

Слайд 9

Задание 4 «Покорми птиц »

Слайд 10

Задание 5. Изготовление «пряников» для птиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "В гостях у лета!" для детей средней группы.

Материал будет интересен воспитателям-дошкольникам при закреплении знаний у детей о лете....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» для детей среднего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей  №2...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие по любимому городу» для детей старшего дошкольного возраста

Название: «Путешествие по любимому городу».Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель НОД:...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «В мире опасных предметов» для детей средней группы

Закреплять у детей знания об опасных предметах (колющих и режущих), об их необходимости для человека, о правилах пользования ими....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Свойства воды и льда» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о свойствах и превращениях воды;развитие познавательного интереса к окружающему миру в процессе наблюдений....

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие.» на тему «Зимняя дорога. Правила ПДД » для детей старшего дошкольного возраста.

Формировать представления дошкольников о безопасности дорожного движения, чувства опасности на проезжей части дороги в зимнее время года;Учить детей в игре действовать по сигналу и в соответствии с пр...