Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему "Пернатые - наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дряхлова Анна Ромазановна

Обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ptitsy.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД    КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №41 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ - ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада.

Тема:  «Пернатые - наши друзья».


Из опыта работы

Воспитателя МБДОУ № 41

Дряхловой А.Р.

                                                                      г.Усть- Лабинск

2017 год

Цель: Обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие; развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить
Задачи.
Обучающие
Закрепить знание о видах птиц (зимующие, перелётные), о внешнем виде, образе жизни, повадках, питании. ​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

Развивающие. Развивать связную речь, умение экспериментировать,  делать выводы, развивать мелкую моторику, творческие способности детей, познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации;

Воспитательные.
Воспитывать любовь к животному миру, природе родного края.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре.

Предварительная работа: 

Беседа «Перелётные и зимующие птицы», загадки (о птицах), рассматривание альбома «Птицы». Дидактические игры «Накорми птиц?», «Колумбово яйцо», «Кто где живёт». упражнения, речевые игры «Назови птенцов», «Закончи предложение», наблюдения за птицами на площадке, экскурсии  в  городской парк.

Использование знаний, умений, навыков детей, приобретенных в самостоятельной творческой деятельности.

Оборудование и материалы: презентация на тему «Птицы», 4 конверта с заданиями, разрезные картинки,  дерево с зимующими птицами, карточки с изображением птиц, по два листа белого цвета на каждого ребёнка для эксперимента, 2 дерева «зимнее», «весенние».

Тонированная бумаги формата А-4 с контурным изображением птиц; клей, кисти для клея, салфетки, нитки для вязания (жёлтого, коричневого, красного, черного цвета).

Методы и приемы: 

Словесные: игра «Один - много», отгадывание загадок, беседа, рассказы воспитателя и детей.

 наглядные: разрезные картинки, картинки с отгадками (изображение птиц), изображение птиц на ветке

здоровьесберегающие: Подвижная игра  «Перелетные, зимующие птицы».

Приёмы: использование знаний, умений, навыков детей, приобретенных в самостоятельной творческой деятельности. 

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент. 

Воспитатель предлагает детям подойти к столу (на столе лежит разрезная картинка с изображением птицы сороки)  собрать картинку, и назвать ее.

В: Ребята, смотрите, сорока принесла  конверт. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим.  (Воспитатель предлагает детям открывает конверт с письмом  и прочитать его).  

«Дорогие ребята, в нашем лесу беда! Злой волшебник заколдовал всех  птиц,  и я  не могу  различить, где зимующие птицы, а где перелётные. Помогите мне их расколдовать. Волшебник спрятал конверты с заданиями в вашей группе. Если вы мне поможете, то перелётные птицы  смогут улететь в тёплые края.

 В: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: О птицах.

В: А, что сними случилось?

Дети: птиц заколдовал злой волшебник и перелетные птицы не смогут улететь в теплые края.

В: А, что для этого нужно сделать? 

Дети: Выполнить задания волшебника.

Воспитатель предлагает детям расколдовать птиц и выполнить первое заданием. (конверт с цифрой 1) 

1 задание «Отгадай загадку»

Воспитатель читает детям загадки. 

«Нам часто слышится в леску между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!  

Какая пёстренькая птичка  в  чужом гнезде снесла яичко?» (кукушка)

Прилетели певцы – молодой весны гонцы.  

Они в скворечнике живут,  песни звонкие поют» (скворцы)

Всех прелестных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица… (Грач.) 

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.  (Ласточка)

В: Как одним словом назвать этих птиц?

Дети: Перелётные птицы.

В: Ребята, а все птиц ы улетают в теплые края?

Дети: Не все, некоторые остались зимовать в наших краях.  

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

По ночам ночует,

Зернышки ворует? (Воробей.)

Кто присел на толстый сук

И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее -… (Ворона.)

Кто так громко всех стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)  

В: Как называют этих птиц?

Дети: зимующие птицы. 

Игра «Один — много»:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей – соловьи – много соловьёв

Кукушка – кукушки много кукушек

Скворец – скворцы - много скворцов

Грач – грачи -  много грачей

Синица – синицы – много синиц.

В: Здорово, молодцы! А вы хотите быть похожими на птиц?

Дети : Да.

Проводится зрительная гимнастика «Птичка».

Птичка крылышки сложила (Движения глаз вверх – вниз)

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела (Движения глаз вправо – влево).

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела (Круговые движения глаз).

Наша птичка улетела.

 В: Ребята, как вы думаете, с первым заданием мы справились?

Дети: Да!

Воспитатель предлагает детям найти конверт и выполнить 2-е задание (конверт -2)

2. задание. Проводится игра малой подвижности «Найди свой дом"- на развитие зрительного и слухового внимания.

 Воспитатель раскладывает предметные картинки с перелетными и зимующими птицами (изображением вниз) в центре круга два дерева.

Каждый ребенок берет карточку с изображением птицы и передвигается по поляне (по группе). Через некоторое время, воспитатель произносит слово «Стоп». В зависимости от того, какая птица изображена на карточке, дети встают рядом с символом (2 дерева «зимнее» и «весеннее». На «зимнее» дерево дети вешают карточки с зимующими птицами, на «весеннее» – с перелетными).  Затем игроки меняются карточками, и игра повторяется 2-3 раза.

 В: Ребята, как вы думаете, с вторым заданием мы справились?

Дети: Да!

Воспитатель предлагает детям выполнить 3-е задание.

 Задание 3 «Строение птицы»

На доске изображение птиц на ветке. 

 В: напомните, что есть у птицы? 

Дети: Туловище, голова, крылья.

В: Чем покрыто тело птиц?

Дети: Перьями.

В: Как называются  перья, согревающие птиц?

Дети: Пух.

В: Какие части тела, помогают летать?

Дети: Хвост крылья.

В: Ребята, что помогает птице лететь?

Дети: Крылья.

В: Как вы думаете из чего состоят крылья птиц?

Дети: из перьев.

В: Какие перья есть у птиц?

Дети: Моховые и пуховые.

 В: Подскажите, какие крылья помогают птице лететь?

Дети: Раскрытые.

В: Вы хотели бы это проверить?

Дети: Да!

 В: А как мы можем это проверить?

Дети: провести эксперимент.

В: Вы любите экспериментировать?

Дети: Да!

В: Для этого нам нужно пройти  в “Лесную лабораторию”. Но путь предстоит не легкий, нужно пройти через ручей. Дети становятся друг за другом и проходят полосу препятствий (кубики, кегли, обруч).  

3.Экспериментальная деятельность 

Дети походят к столу. (на столе листы бумаги на каждого ребенка)

В: Ребята, представьте, что лист бумаги — это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья.  

Воспитатель берет лист бумаги, мнет его.  Затем берёт мятый лист бумаги ,бросает на пол,  то же самое делает с  ровным  листом,  дети повторяют.

В: Какой лист бумаги летит дольше? Почему?

Дети: Ровный  лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает.

В:  Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

В: Здорово, вы настоящие знатоки птиц и правильно выполнили все задания.

Теперь перелётные птицы смогут улететь в тёплые края?

Дети: Да!

В: Посмотрите ребята, сорока прислала нам ещё один конверт. Что же там?

В: сорока приглашает нас в лесную мастерскую по изготовлению птиц.

Воспитатель открывает конверт, с трафаретами птиц, и предлагает детям раскрасить их. Дети садятся за столы и приступают к работе.

После выполнения задания, воспитатель предлагает детям оформить выставку работ.

Рефлексия

Что мы сегодня делали?

Какое задание было для вас самым трудным?

Какое задание было для вас легким?

Что бы вы хотели еще узнать о птицах?

В: Я, надеюсь, вы узнали много интересного о птицах. Мне бы очень хотелось, чтобы эти знания пригодились вам в вашей жизни, и предлагаю вам отправимся в парк, чтобы пожелать доброго пути нашим птицам, улетающим в тёплые края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме " Моя семья".

Конспект образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром потеме "Планета Земля-наш дом" и использованием ИКТ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Гречневая каша-матушка наша"

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с окружающимм "Гечневая каша - матушка наша"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»

Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом в...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема:  « В мире игрушек»...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"...