Итоговое занятие по теме "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бессмертных Любовь Николаевна

Загадки, стихи, игры на зимнюю тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_o_zime.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима».

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;

обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.

воспитательные:  воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Материал:

Мольберт, нарисованная березка, листочки желтые  с заданием приклеенные к березке, магнитная доска, набор картинок на магнитах «Чей домик», тюль-покрывало со снежинками, кормушка, сапожок, пуховый платок, валенки.

         Ход занятия.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

Ребята, о каком   времени года я вам прочла стихотворение?(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

А как вы догадались, что стихотворенье  о зиме?

*Какое сейчас идёт время года?

*Какой сейчас идёт зимний месяц?

Первый месяц декабрь,  в народе его  называют «хмуренЬ»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.

*Какой второй месяц зимы?

Второй месяц январь - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит  снег. В народе январь называют «лютовей».

*А, как называется третий месяц?

Третий месяц февраль - последний месяц зимы . Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».

В феврале день  становится длиннее?

                                                                                                                   1

Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть в лесу?

- Голые деревья.

-Высокие елки.

-Зайчика, лисичку, волка.

- Посмотрите, ребята, что это за дерево растёт (открывается занавес на мольберте - берёза)    

-Береза.

 -Вы правы, это берёзка, но она волшебная. А почему, как вы думаете? - На березе листочки висят золотые.

 - Мы поможем  берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно ответить на задания. Вы согласны березке  помочь?

-Согласны.

(воспитатель отрывает листочек)

1 задание: «Назови зимнюю одежду»

-Ребята, а что нужно одеть из вещей, чтобы выйти на зимнюю прогулку?

-Одежду, обувь.

-Назовите  предметы одежды зимней.

-Шуба.

-Пуховик.

-Комбинезон.

-Пальто.

-Теплые штаны.

-Свитер.

-Гамаши.

-Носки шерстяные.

-Колготки.

-Кофта вязаная.

-Варежки, перчатки .

-Молодцы. А сейчас прошу назвать обувь зимнюю.

-Угги.

-Бурки.

-Сапожки.

- Ботинки.

-Знакомство с обувью из старены – валенки.

-Замечательно. Назовите  зимние предметы головного убора.

-Шапка меховая, платок, берет, шапка вязаная.

-Показ пухового платка.

2 задание:  словесная игра «Доскажи словечко»

-Я начинаю читать предложение, а вы заканчиваете.

1. Заяц прыгает, а сова (летает)

2.Корова мычит, а собака лает.

2

3.У овцы ягнёнок, а у лошади (жеребёнок)

4. Медведь любит малину, а белка (орешки)

5. У зайца  зайчата, а у лисы (лисята)

6. Пчёлы дают мёд, а корова (молоко)

7. Астры растут на клумбе, а кактусы (в горшке,  комнатные)

8.Яблоко, груша - фрукты, а капуста, морковь (овощи)

9.У лисы лисёнок, а у медведицы (медвежонок)

Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

  Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

 Метель мела и все тропинки – (замела).

 Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

 Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

 Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

3 задание: «Мимическое упражнение»

-Сейчас, я буду читать вам строки о зиме, вы попробуйте определить какая это зима злая или добрая, т.е какое настроение они у вас вызывают грустное или весёлое.

«Вот – зима волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. Дышится легко и хорошо. (Радость),

«А вот сердитая зима – старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. (Грусть).

Хоть зима всё заморозила и замела,  мы её не боимся и вместе пойдём на прогулку.

4 задание: Игра «Пойдём след в след»

(на полу разложены  следы  из картона)

По правилам игры один шагает по следам, а другой идёт за ним след в след.

5 задание: Игра «Снежок»

Воспитатель катит снежок каждому ребёнку по очереди и спрашивает:

- Снежок какой?  (Хрупкий)

-Снежинка какая?  (Белая, пушистая ,воздушная, сказочная, нежная ,колючая, резная)

-Сугроб какой? (Большой)

-Зима какая? (Красивая, холодная ,серебристая)

-Метель какая? ( Вьюжная)

-Сосулька какая? (Холодная, прозрачная)

-Иней какой? (Блестящий, серебристый)

-Снежная баба какая? (Большая)

-Снег  какой? (Лёгкий, скрипучий, белый, холодный, мягкий, пушистый)

3

-Снежок какой? (Круглый, мягкий)

 А, что можно сделать со снежными комочками? (Сугроб)

Воспитатель предлагает укрыть снежками корень дерева.

6 задание: Игра «Доскажи словечко».

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Давайте поиграем со  словом «снег».

(воспитатель  читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег».)

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки —

 Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)»

7 задание: Чистоговорка «Зима»

Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

8 задание: «Как зимуют звери зимой»

Накинулась зима и на зверей, но не испугались они: у одних тёплые шубы, медведь  в берлоге лапу сосёт, белка в дупле орешки грызёт. Да вот и они, сами о себе расскажут.

Медведь: Я зимой под вьюжный вой

Сплю в избушке снеговой.                                  

Пусть мне во сне присниться мёд.

Проснусь, когда весна придёт.

4

Ёжик: Послушайте меня,  детишки.

Зимой я тоже сплю как Мишка.

Я поохотился за лето:                                          

Грибы искал, мышей ловил.

Мне нужно отдохнуть  за это,

Устал я, выбился из сил.

Белка: Я, белочка к зиме старалась:

Меняла шубку запасалась,                                

Дупло листвою  утеплила,

Чтоб зимой тепло мне было.

Зайка: К зиме я, Зайчик, полинял.

И цвет у шубки поменял.                                  

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.

Чтоб злым не быть, не голодать -                      

Рыщу, охочусь, не устану,

Зимой мне трудно пищу добывать.

Лиса: Я хитрая лиса плутовка.

Мой мех пушист, красив и тёпл.                      

Чтоб поживиться в зимний холод –

Брожу по лесу мимо сёл.

*Кто из животных спит зимой?

*Чем питается ёж?

*Как называют медведя, который зимой не спит?

(Звери, которые зимой  спят, присаживаются на стульчики)

*Дети, посчитайте, сколько зверей осталось?

*Кто из зверей стоит первый, последний?

*Если уйдёт белочка, сколько зверей останется?

*Кто меняет шубку с  оранжевую,  на серую?

*Зачем белке хвост?

*Кто самый большой зверь?

*кто из животных бродит стаями?

*Кто враги у зайца?

*Каким животным живётся легче, диким или домашним? Почему?

9.задание: «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

Лиса - лисята

Волк – волчата

Белка - бельчата

5

Заяц – зайчата

Медведь – медвежата

10.задание.Игра – имитация «Кто как двигается?»

Заяц – прыгает

Медведь – идет вразвалочку

Лиса – крадётся

Белка – прыгает

Волк – рыщет.

11. задание:  «Чей домик?»

-Ребята, посмотрите ветер, перемешал листочки с заданием, нам надо соединить животных с их домиком (детям предлагаются  пазлы,  с картинками животных и их жилищ).

  -Скажи  Даша,  кто у тебя на картинке нарисован?

-Собака.-Какой домик у собаки?

-Конура.- Дима, а у тебя кто нарисован?

-Мышка.- И где же живет твоя мышка?

-В норке.- Светослав, кто нарисован на твоем пазле?

-Рыбка, она живет в аквариуме.- Какой домик у  тебя Витя?

-Дупло. В нем живет белка.- Сережа у тебя кто нарисован?

-Клетка для попугая.-Спасибо, вы старались молодцы.

-Молодцы ребята, все старались ответить.

6

Тема: «Мой папа служил в армии»


Задачи:
• объяснить детям, что 23 февраля – праздник Российской Армии, день ее рождения, что воины охраняют нашу Родину, они сильные, смелые, ловкие.
• учить детей рассказывать о различных видах войск.
• воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.

Словарь новых слов: граница, танкисты, моряки, пограничники, летчики.

Оборудование и материалы: картинки с военной техникой и военнослужащими различных родов войск, элементы военной формы, выставка фотографий "Мой папа служил в армии".

1. Чтение стихотворения С. Маршака “Февраль”:
- Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся в даль
Самолетов звенья,
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Вопросы: О каком празднике говорится в стихотворении?
(23 февраля)

- А кто такие военные? 
(Это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия.)

2.Рассматривание иллюстраций.
- Кого вы здесь видите?
(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает и разъясняет).
- Вы правильно всех назвали — это различные рода войск. А зачем нужно столько много родов войск?

(Лётчики защищают небо; пехотинцы – сушу; моряки и подводники – море).

- Правильно!
3.Беседа. 
- Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию. Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Кто служит на танке?
(Если дети не знают, дать возможность им подумать, а затем воспитатель сам рассказывает, и показывает, используя иллюстрации).
(Танкист.)
- Кто служит на границе? 
(Пограничник )

- Кто летает на вертолете?
(Вертолетчик.)

- Кто такой ракетчик?
(Кто служит в ракетных войсках)

- Как называется человек, прыгающий с парашютом?
(Парашютист)

- Как называется солдат, у которых нет военной техники?
(Пехотинец)

- Молодцы! А теперь мы с вами превратимся в солдат.

4.Физминутка «Мы солдаты»:
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми. 

5.Рассматривание выставки фотографий “Мой папа служил в Армии”.
- А сейчас посмотрите на фланелеграф. Здесь представлена выставка фотографий «Мой папа служил в Армии». Что вы знаете о службе ваших отцов?
(рассказы детей) 
6. Изготовление рамок для фотографий. 
- Молодцы, ребята! Вы принесли хорошие фотографии и рассказали интересные истории о службе ваших пап! А давайте приготовим подарки папам и дедушкам к празднику?
(изготовление рамок)

7. Итог непосредственной образовательной деятельности.
- Солдаты защищают нашу Родину! Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живём. Родина у каждого человека одна. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:
Нет земли краше, чем Родина наша!
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Одна у человека мать – одна и Родина!
- Все они учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов.

-. А самое главное – любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, расти умными, сильными, здоровыми.

Итоговое занятие по теме «Зимующие птицы»

Цель: В результате использования проблемной ситуации обучения закрепить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

  • Образовательная – обобщить знания детей о зимующих птицах, их повадках и способах выживания.
  • Воспитательная – воспитать бережные заботливые отношения к птицам.
  • Развивающая – развитие познавательный интерес к миру птиц; желание их оберегать.

Материал к занятию:

  • Предметный ряд: цветные карандаши, пластилин, “силуэты” птиц, бросовый материал для изготовления кормушек, клей, экран, диапроектор, серия слайдов по теме занятия.
  • Поэтический ряд: Загадки о птицах, стихи: Л. Татьяничевой “ Снегири” и З. Александровой “ Новая столовая”.

Продукт детской деятельности – кормушки для птиц.

Словарная работа: Закрепление активного словаря: птица, зима, холод, мороз, укутал, пережить.

Предварительная работа: Прогулки в парк и наблюдения за поведением зимующих птиц; наблюдения на участке д./сада за снегирями, сидящими на ветках яблони; изготовление кормушек для птиц родителями Артема И., Вики А. и размещение их во дворах своих домов; экскурсия во двор Вики А. с целью наблюдения за поведением птиц, их оперением.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей встать в круг в групповой комнате и послушать звон колокольчика. Дети слушают. Предлагает детям повторить звук колокольчика

Воспитатель:

Дили, дили 
Дили, дили
 (4 раза)

Воспитатель продолжает стихи

Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат
Всех ленивых медвежат
И воробышек проснулся
И галчонок встрепенулся……

Дети: Динь-день, динь-день.

В: Не проспите Новый день! Каких зверей разбудил колокольчик, о которых говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

– Каких птиц разбудил колокольчик, о которых говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена стайка воробьев, и предлагает детям ответить на вопросы.

– Как называют этих птиц?

Дети: Воробышки, воробьи, птицы, воробьишки.

Воспитатель: Какого цвета у них пёрышки?

Дети: Черненькие, коричневые, п стренькие, красивые, разноцветные.

Воспитатель: Ребята, пёрышки у птиц еще можно назвать словом “оперение”

Детям предлагается посмотреть видеоматериал с изображение птиц, зимующих в городе Красноярске, (синица, голубь, ворона, снегирь, сорока). Дети называют птиц. Воспитатель уточняет ответы детей

– Кто помогает птицам пережить холодную зиму в городе?

Дети: Люди, дети.

Затем детям демонстрируется изображение зимнего леса.

Воспитатель: В лесу сейчас снежно. Снег укутал землю белым пушистым одеялом. Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы. Все насекомые спрятались и спят. Тихо вокруг. Только беспокоится одна сорока – белобока.

(Детям демонстрируется слайд с изображением сороки.)

– Ребята, сорока – белобока птица необычная везде летает, много знает, и она рассказала мне о птицах, которые живут в лесу. Я их вам сейчас покажу.

(Демонстрируется материал с изображением клёста и кедровки.)

– А какое у них оперение? Чем отличается оперение у кл ста и кедровки?

Дети сравнивают и отвечают.

– Как выживают птицы холодной зимой в лесу?

Дети: Птицы сами находят себе корм.

– Питаются семечками от шишек, орехами.

– Белочка уронила орешку, а птицы нашли и съели.

– Питаются “ягодами” на деревьях.

– Птицам помогают лесники.

Воспитатель: А как помочь птицам, живущим и в городе и в лесу перезимовать?

Дети: Сделать кормушки.

Воспитатель предлагает детям распределиться по подгруппам и из подручных материалов изготовить кормушки для птиц, живущих в городе, и в лесу. Изготовленные кормушки предлагает выставить на подиум и определить какая кормушка каким птицам предназначена.

Р.S. Во время прогулки кормушки детей размещаются на участке д./сада, и дети наблюдают за поведением птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект занятия "Итоговое занятие о зиме"

 Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе  на тему:: «Итоговое занятие о зиме»...

Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.

Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Итоговое родительское собрание "Мы знаем, мы можем" (просмотр итогового занятия для родителей)

Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Тема: «Всё мы знаем и умеем»Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений дете...