Занятие "Весна - красна".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сапрыкина Ирина Анатольевна

Занятие по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         «ВЕСНА – КРАСНА».

Программное содержание:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи. Упражнять в умении рассказывать о временах года (весна) с опорой на схему. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

Развивать словарный запас - называть отличительные признаки весны, используя карточки-заменители (геометрические фигуры), перелетных птиц (мнемотаблицу). Учить рассказывать стихотворение по мнемотехнической дорожке.

Обучать составлять описательный рассказ по предметной картинке и схематическому плану. Активизировать словарь детей понятиями по теме занятия.

Развивать логическое мышление и внимание, память, наглядно-действенное мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям, проявлять заботу о них. Способствовать формированию интереса детей к природе. Воспитывать интерес к русской культуре: празднование праздника «Сороки».

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин о весне, наблюдения за птицами, явлениями природы на прогулке; рассматривание альбома «Перелетные птицы», работа с мнемотаблицами, рассказывание по мнемотаблицам. Д/игры: «Что лишнее?», «Кого нет?», игры с мячом.

Словарь: перелетные птицы, признаки; ласковый, раздвоенный, изогнутый, длинноногий, лучистое…

Оборудование: мнемотаблицы «Птицы», «Весна», карточки-заменители «Признаки весны», карточки с изображением солнца, подснежника, ручья;  иллюстрации перелетных птиц, картины с изображением весны, мнемодорожки к стихотворениям: «Март», «Апрель», «Май», ноутбук, проектор, презентация.

                                                                    Ход занятия.

-Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Присаживайтесь, мы начинаем занятие.

- Сейчас я загадаю вам загадку, послушайте:

                          Я раскрашиваю почки

                          В зеленые листочки.

                          Деревья одеваю,

                          Посевы поливаю.

                          Движения полна-

                          А зовут меня…. (весна).

- Да, широкими шагами идет красавица-весна по земле.

                 «Идет матушка- весна – отворяйте ворота!»

Входит Весна: -Здравствуйте, мои ребята!

                           Я – красавица-весна

                           Я луга, и лес, и поле

                           Пробудила ото сна.

Воспитатель: - Вот и к нам пришла Весна. Все пробудилось вокруг: жучки, паучки, растения, животные, птички. Все живое тянется к теплу, солнышку, свету и ждут от весны радости, милости.

Весна: - Я принесла вам вот такое красивое письмо.

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что же в этом конверте.

Весна: - В конверте лежат задания, которые вы должны выполнить. Я хочу послушать, что вы знаете о весне, о птицах.

Воспитатель: - Весна нам предлагает поиграть в игру: «Весеннее слово». (Весна называет слово, а дети подбирают к нему слова-определения).

Солнце – яркое, золотистое, теплое, ласковое, весеннее, лучистое.

Светит, греет, пригревает, ослепляет.

Солнце ярко светит, солнце улыбается. Звезда.

Подснежник – маленький, голубой, первый, красивый, растет, цветет, тянется. Подснежник растет на поляне. Цветы.

Речей – быстрый, журчащий, весенний, веселый, прозрачный, течет, журчит. Ручей журчит по земле. Вода.

Воспитатель: Вот, дети, первое задание: здесь какие - то геометрические фигуры. Ребята, давайте вспомним, что означает каждая фигура:

Большой желтый круг - светит ярко солнышко.

 Голубой треугольник - на крышах тают сосульки.

Длинный прямоугольник – по земле бегут ручейки.

Большой коричневый треугольник – на деревьях набухают почки.

 Маленький зеленый квадрат – из почек появляются листочки.

Черный круг – из дальних стран прилетают птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Большой красный квадрат – я очень люблю весны. Кто из вас желает рассказать о признаках весны?

Рассказы детей:

«Весной светит яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых потом появляются листочки. Из далеких стран прилетают птицы6 грачи, скворцы, ласточки, аисты. Я очень люблю весну!»

 Работа по мнемотаблицам. Мнемотаблица: «Наступила весна. Ярко светит солнце».

Игра: «Найди картинку про весну».

Воспитатель: -  Ребята, весна хочет узнать, знаете ли вы весенние месяцы? Назовите их. Как в старину называли март? (капельник, протальник). Как называли апрель? (водозгон, березень). Как в старину называли май? (травень, цветень).

-Вот сейчас дети расскажут нам об этих месяцах более подробно. (Чтение стихов по схемам).

                                               Март.

          Солнце в марте ходит выше

          Горячей его лучи.

          Скоро капать будет с крыши,  

         Закричат в саду грачи.

          Рыхлый снег темнеет в марте

          Тают льдинки на окне

          Зайчик бегает по парте

          И по карте на стене.

                                                  Апрель.

               Апрель, апрель,

               На дворе звенит капель.

               По полям бегут ручьи,

               На дорогах лужи.

               Скоро выйдут муравьи

               После зимней стужи.

               Пробирается медведь

               Сквозь лесной валежник

               Стали птицы песни петь

               И расцвел подснежник.

                                       Май.

       Распустился ландыш в мае

       В самый праздник – в первый день

       Май цветами провожая,

       Распускается сирень.

 - Молодцы, ребята!

Физкультминутка.  (Движения под музыку).

Воспитатель: Вот какие чудеса мы узнали про весну, но самое главное чудо – это когда прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные).

Игра: «Хорошо – плохо».

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?

 (Зимой в наших краях холодно. Птицам негде укрыться от ветра, снега, а на юге – тепло. Голодно птицам, нечем питаться, т.к. насекомые зимой спят, а в теплых краях насекомые водятся круглый год).

 А что плохого в том, что птицы улетают от нас?

(Мы не видим птиц, не слышим их пение. Многие птицы погибают, когда перелетают, не выдерживают трудной дороги).

- Ребята, а вам хочется увидеть перелетных птиц? (Показ презентации).

Грач – это перелетная птица, похож на ворону. Большая птица, перья черного цвета. Клюв изогнутый. Хвост короткий, похож на лопатку, питается грач насекомыми, червями, мышами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях.

Скворец – это перелетная птица, среднего размера, с фиолетовым оттенком, клюв и хвост небольшого размера, клюв острый, прямой. Питается червяками, гусеницами. Гнездится в старых дуплах, скворечниках.

Ласточка – это перелетная птица, небольшого размера. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный, «как вилочка». Ловит на лету мошек, комаров. Строит гнезда из глины и травы под крышей дома.

Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска – бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. В народе говорят, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого он поселился. Ученые сделали открытие, что аисты могут спать на лету.

Соловей – перелетная птица. Прилетает на Родину, когда на деревьях много листьев. Отыскивают старые жилища и начинают петь. Гнезда помещают около земли, в кустарниках. Соловей помогает самочке высиживать яйца.

Утка – перелетная птица. Оперение пестрое. Нос лопаточкой. На ногах перепонки. Пищу добывает в воде и в тине. Гнездо строит на берегу водоема, в траве.

Воспитатель: - Окружающий мир полон звуков, а среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц. А если бы птицы могли петь, как люди, как вы думаете, о чем они нам рассказали бы в своих песнях? (О том, как они любят свою Родину, как она прекрасна, какой трудный путь был у них к себе домой, как они спешили и радовались встречи с нами, как они любят своих птенцов).

Песни у птиц бывают разные и голоса меняются (выражает радость, тревогу, страх).  

Слушание в звукозаписи «Голоса птиц».

       - Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, веселое).  

       - Скажите, какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнезда и построить новые).

       – Отложить яйца и вывести птенцов.

       - А кто заботится, высиживает, отогревает, бережет птенцов? (мама – птица, самка).

       - А кто кормит маму, птенцов? (папа - самец).

       - Кто растят птенцов? (родители).

      - А как мы с вами поможем птицам весной? (сделать с родителями скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки).

       - Что вдруг произойдет, если птицы не вернутся к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, скверы, сады, огороды от вредителей. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим песен птиц).    

                               «Чтоб от вредных насекомых цветущие сады не гибли зря.

                                Всегда, в любое время года берегите всяких птиц, друзья!»

Многие птицы, цветы, занесены в Красную книгу и там записано «Не истреби, не сорви, не затопчи!» Эти слова звучат как наказ людям «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой»

- А что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

На первый взгляд жизнь птиц беззаботная, а на самом деле – это не так. Они строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов, уничтожают вредных насекомых.

- Был на Руси праздник – встречали в этот день весну, пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши домов, изб и пели:

                            Жаворонки, жавороночки, прилетайте к нам

                            Приносите нам весну – красну,

                            Красно солнышко, тепло гнездышко

Весна приносит печенья в виде жаворонков.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...

Сценарий спектакля «Красная Шапочка» (по мотивам сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»)

Сценарий спектакля написан по мотивам известной сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Сюжет сказки не изменился, однако теперь Красную Шапочку ждут новые приключения по пути к Бабушке. У неё появятся не ...

Проект «Красная книга Кузбасса». Приложение №1: "Красная книга Кузбасса"

Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что пр...

Поделка "Губка Боб" из бросового материала.Для работы использовали:пустую коробку,водоэмульсионка белая,колер желтый,гуашь красная и белая,остатки утеплителя,оракл черный,кусок пласмассовой трубы(рук),пенопласт,клей титан,картон красный,синий,белый. для

Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю Вам посмотреть на нашу поделку Губка Боба из бросового материала.А делали мы  Губка Боба с моими  сыновьми дома .Нам захотелось  в детски...

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"

НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....