Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы: "Царство насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шишкина Ольга Владимировна

Это путешествие в удивительный мир насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tsarstvo_nasekomyh.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Шишкина

Царство насекомых

Организованная образовательная деятельность

с детьми средней группы

Цель: Формировать представление о многообразии мира насекомых.

Задачи:

  1. Формировать простейшие представления о насекомых: особенностях внешнего вида, среде обитания,  способах питания.
  2. Развивать умение видеть признаки сходства,  различия и выражать их в речи.
  3. Активизировать в речи детей слова: насекомые, хищники, нектар, тля, «санитары леса», «летающие акулы», природные стихии.
  4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование и материалы:

       Картинки с изображением насекомых: муравей, стрекоза, бабочка, божья коровка; карточки  с бабочками,  разными по размеру, форме и цвету; плакат «Природные стихии», видеоигра: «Четвёртый лишний», картинки с насекомыми для аппликации.

Предварительная работа:

       Чтение  художественной литературы: В. Бианки «Муравейник зашевелился»,     К. Ушинский «Капустная белянка», Н. Сладков «Муравей и сороконожка».

Ход мероприятия:

Организационный момент

Воспитатель  предлагает   детям отгадать загадку:

                          Зазвенели ручьи,

                          Прилетели грачи.

                          В дом свой – улей – пчела

                          Первый мёд принесла.

                          Кто скажет, кто знает,

                          Когда это бывает?  (Весной)

Затем воспитатель спрашивает у детей  какое  сейчас время года? Предлагает назвать весенние месяцы (март, апрель, май) и рассказать  по каким признакам дети узнали, что наступила весна? (солнце греет сильнее, тает снег, день становится длиннее, просыпаются звери, прилетают птицы, появляются насекомые).

Воспитатель предлагает перечислить известных  насекомых (божья коровка,  пчела, бабочка, жук, муха, муравей, гусеница, комар и т.д.)

Создание проблемной ситуации

За дверью раздаются крики о помощи и появляется Карлсон.

 Карлсон здоровается с детьми и рассказывает ,что чудом улетел от мальчишек, которые  хотели поймать его сачком. Мальчики решили, что он насекомое, потому что умеет летать и жужжать.

Карлсон спрашивает у детей похож ли он на насекомое и просит объяснить  кто это такие.

Воспитатель  предлагает  Карлсону  отправиться вместе с ними в удивительную страну насекомых. Карлсон с удовольствием соглашается.

Воспитатель объясняет, что насекомых называют шестиногими малышами,  потому что у них по три лапки справа от тела и слева. У каждого насекомого на брюшке есть насечки, которые отделяют друг от друга части тела. Поэтому они и называются насекомыми. Большинство из них имеет крылья.

Воспитатель предлагает детям перечислить  крылатых насекомых, а затем тех, кто не умеет летать (дети отвечают).

Далее воспитатель объясняет, что большая часть  насекомых такие маленькие, что их бывает сложно разглядеть и предлагает при помощи  волшебной палочки превратиться в насекомых, для того, чтобы лучше рассмотреть их и изучить.

Воспитатель машет волшебной палочкой и просит отгадать в кого они сейчас превратятся?

 Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

 И любит пить цветочный сок. (бабочка)

Воспитатель соглашается с детьми, что они превратились в красивых бабочек.  А Карлсон предлагает  полетать как бабочки!

Физкультминутка: « Бабочка»

Утром бабочка проснулась.

(Плавные взмахи руками.)

Потянулась, улыбнулась.

 (Выполняются  движения в соответствии с текстом.)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

         Затем воспитатель приглашает  прекрасных бабочек  присесть на цветочную поляну и обращает внимание на картинку бабочки на магнитной доске.                                                                                                               Воспитатель спрашивает у детей чем она питается и объясняет, что у бабочки длинный тонкий хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок (нектар).

Далее воспитатель предлагает рассмотреть, как появляются бабочки ( работа по схеме развития). Сначала бабочка откладывает яйца. Из них появляются гусеницы. Через некоторое время гусеница превращается в неподвижную куколку. Затем у куколки лопается шкурка на спине и появляется бабочка. Сначала крылышки  у неё висят, как мокрые тряпочки. А через час, другой – обсыхают, бабочка расправляет крылья и улетает. Живёт бабочка всего две недели.

Воспитатель интересуется у Карлсона,  запомнил он как появляются бабочки?

Карлсон  хвастается отличной  памятью и предлагает послушать его рассказ. После этого Карлсон проверяет знания детей и хвалит их за внимательность.

Дидактическая игра: «Разложи  по группам»

Затем Карлсон предлагает поиграть в игру. У него много красивых разноцветных бабочек. Их необходимо разложить по цвету, размеру и форме. (трое детей раскладывают бабочек по группам)

Далее воспитатель предлагает  продолжить  превращения.

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Чёрненькие точки.

Воспитатель уточняет в кого превратились дети и просит найти  божью коровку   среди насекомых ( ребёнок находит и вешает картинку на магнитную доску).

Воспитатель предлагает посмотреть на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее заметит любая птица. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Воспитатель спрашивает, чем питается божья коровка и объясняет,что она  питается очень мелкими насекомыми, которые называются  тлёй.

 Затем Карлсон предлагает подумать кто на земле самый сильный?                          Карлсон сообщает, что не бегемот и не слон. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. 

Воспитатель уточняет в кого мы превратились сейчас? Дети отвечают и вешают  на доску картинку этого силача.

Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят!  Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.  Правит в муравейнике муравьиная царица.

Воспитатель предлагает подумать чем питаются муравьи?  (ответы детей)

Муравьи питаются  другими  насекомыми, особенно любят кузнечиков. Даже есть поговорка: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще, муравьи  едят грибы и семена растений.Они  уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
         Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям. Они садятся на муравейник, расправляют крылья, а муравьи очищают птицу от многочисленных паразитов и  смазывают  перья муравьиной кислотой.

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Карлсон предлагает детям угадать, что  лишнее на экране. На экране среди насекомых изображены разные животные. Дети определяют, кто не относится к  насекомым.

Далее воспитатель загадывает загадку:

           У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель спрашивает  у детей, в кого мы превратились в этот раз. И предлагает поиграть.

Динамическая пауза: «Стрекоза»

(Дети выполняют движения по тексту)
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.

Далее воспитатель рассказывает детям о стрекозах и задаёт вопросы. Стрекозы питаются мухами, комарами, бабочками и другими летающими насекомыми. Охотятся они в воздухе, захватывая добычу своими сильными, волосатыми лапками. Стрекозы поедают даже своих сородичей – стрекоз поменьше и послабее. Таким образом, стрекозы являются хищниками.

     Воспитатель спрашивает, что значит «хищник» и уточняет,что это тот, кто поедает других животных.

За прожорство стрекоз называют – «летающие акулы». А ещё их называют «небесными коньками», воспитатель предлагает  подумать  почему? (ответы детей)

Стрекозы летают с огромной скоростью – могут даже самолет обогнать.  А ещё у них огромные глаза, чуть ли не во всю голову и видят во все стороны. У стрекозы глаз состоит из множества маленьких глазков, каждый из которых может посмотреть туда, куда захочет.

Далее воспитатель спрашивает у детей, можно ли уничтожать насекомых? Дети объясняют, почему необходимо оберегать их.

Продуктивная деятельность

Коллективная работа: «Мир насекомых»

Воспитатель демонстрирует детям плакат:  «Природные стихии»  (земля, вода, небо) и предлагает им вырезать и  разместить насекомых, в зависимости от среды обитания.

Дети вырезают и приклеивают  насекомых на плакат. Летающих размещают на фоне неба, ползающих и прыгающих на земле, а  плавающих  на фоне воды. Карлсон помогает детям.

Заключительный этап

В завершение воспитатель предлагает детям перечислить всех известных насекомых, вспомнить  чем они питаются и какую пользу приносят. А затем  уточняют у Карлсона, что он узнал о  насекомых, и дарят ему  выполненную работу.

Литература:

  1. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баллас», 1999. – 192 с.
  2. О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс», 2010. – 496 с.
  3. В.И. Натарова, Н.И. Карпухина «Моя страна». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 205 с.
  4. Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы». – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с.