Конспект НОД "Вот такие разные"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД в старшей группе "Вот такие разные" по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вот такие разные24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №174 комбинированного вида» Московского района г.Казань

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром

«Вот такие разные»

в подготовительной  к школе группе.

 

Автор-составитель:

Ровенская Елена Владиславовна, воспитатель 1 квалификационной категории.

2017г

 Вот такие разные

 

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Цели: расширять представления детей о свойствах различных материалов, обогащать словарный запас(хрупкое, плавится, прочный, шероховатый, теплопроводность); развивать умение проводить простейшие исследования, логичность мышления.

Планируемые результаты: проявляет устойчивый интерес к занятиям, владеет диалогической речью; способен рассуждать, делать простейшие выводы; знает простейшие свойства предметов.

Предварительная работа: дидактические игры « Поплывет-потонет», «Наоборот», «Тяжелый –легкий», « Твердый –мягкий», «Горячий – холодный».

Оборудование: мультимедийная презентация по теме занятия; гвозди, карандаши, металлические пластины, деревянные бруски, молоток, лупа, макет речки, листочки с заданиями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, я сегодня обнаружила у нас на полке две коробки. Вы не знаете, что в них лежит? А тут записка. Оказывается, если мы отгадаем загадки, то узнаем, что лежит в коробках.

Чертят им и ли рисуют.

Грифель по листу танцует.

Он большой помощник наш,

И зовется… (карандаш)

Лежит Тимошка.

Шляпа-ножка.

А как стукнут по башке,

Сразу прячется в доске.  (гвоздь)

-Да, в одной коробке находится карандаш, а в другой - гвоздь.

А можем мы узнать, не открывая коробки в какой лежит карандаш, а в какой гвоздь? Давайте подумаем.

II. Познавательная деятельность.

1. Исследовательская деятельность.

-Как можно узнать, где что лежит? (Потрогать, понюхать узнать по звуку.)

Давайте попробуем узнать по звуку. Кто попробует?

- А теперь попробуем определить на ощупь. (Потрогать с закрытыми глазами)

2.Беседа по теме.

-Вот они - наши гости, они очень рады встрече с вами. Знакомьтесь: это Карандаш, а это Гвоздь. Они очень любят спорить. Никак не могут решить, что важнее - дерево или металл. Ребята, а как вы думаете,  кто из них прав? Что важнее – дерево или металл?

- Давайте вспомним, какие предметы делают из дерева?

-А какие предметы из металла знаете?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: из дерева и металла делают много нужных предметов.

3. Исследовательская деятельность.

-Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла. У вас на столах лежат деревянные бруски и металлические пластины. Отличаются ли они? Чем? Давайте проверим.

Опыт № 1 «Отгадай на ощупь»

Металл какой? (Гладкий)

А дерево какое? (Шероховатое, шершавое, не гладкое)

Как вы думаете, что теплее, холоднее на ощупь? (металл холодный, дерево теплее)

Что  было бы, если наш дом был сделан из метала?

- Опыт № 2 «Твердое - мягкое»

Давайте определим, что тверже, а что мягче?

Что за инструмент? (Молоток)

Для чего?

    Возьмем гвоздь и попробуем вбить его в металлическую пластину. Получается? Почему нет? (Металл твердый)

А теперь забьем гвоздь в деревянный брусок.

Что происходит? Почему? (Дерево мягче)

Давайте рассмотрим под лупой металлическую пластину и деревянный брусок. (Дерево менее плотное, оно состоит из маленьких частичек, которые неплотно прилегают друг к другу) Металл - наоборот.

Дерево мягче, а металл тверже.

4Дидактическая игра «Твердое-мягкое» (задание на отдельных листочках) Обвести твердые предметы в прямоугольник, а мягкие в овалы. Положить мягкие в сумку, а твердые в корзину.

5.Дидактическая игра  «Наоборот»

- Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное. ( Тяжелый - легкий; прочный - хрупкий; мягкий -твердый; горячий - холодный.)

Физкультминутка

Карандаш и плот плывут,

Мы за ними тут как тут.

То ли «кролем», то ли «брасом»,

У нас сил ещё с запасом.

То, как рыбки, мы ныряем,

«По – собачьи» загребаем,

К берегу уж добрались,

На песочке разлеглись.

6. Исследовательская деятельность.

- Пока мы с вами играли, Гвоздь и Карандаш отправились отправились в обратный путь  в свою сказочную страну. Шли они, шли, и вышли  к речке (макет речки). Обрадовался карандаш: «Сейчас вплавь доберемся!» А Гвоздь приуныл. Как вы думаете почему?

Опыт 3. «Тонет - плывет».

-Давайте проверим, что поплывет, а что утонет. Какой можно  сделать вывод? (Металл – тяжелый, а дерево – легкое)

-Значит, гвоздь должен войти в воду, чтобы вместе с карандашом перебраться на другой берег реки, и не должен входить в воду, так как он утонет. Что делать? (карандаш может перевезти его на себе; можно смастерить из веток плот).

7. Дидактическая игра  «Тяжелый – легкий» (задание на отдельных листочках). Назвать тяжелые предметы. Тяжелые обвести в круг, а легкие предметы - закрасить. Раскрасить в каждой паре тот предмет, который тяжелее.

 Опыт 4. «Теплопроводность».  Вот и перешли наши друзья на другой берег. Устали, проголодались. Как вы думаете, кто пошел готовить еду, а кто рыбу ловить? ( Ответы детей)

- Сварили ухи, сели есть. Гвоздь достал металлическую ложку, а Карандаш –деревянную. Карандаш очень быстро справился с едой, а Гвоздь ел, обжигался и никак не мог съесть ее.

-Как вы думаете  почему? А потому, что металлы обладают ещё одним свойством, которое называется теплопроводностью – от слов «проводить тепло»

-Подойдите к столу, в чашке горячая вода. Я положила деревянную и металлическую ложки. Как вы думаете. Что произойдет? (металлическая ложка нагревается, а деревянная нет)

- Это свойство называется – теплопроводность.

- Какой вывод можно сделать? (Металл проводит тепло.)

-Как же быть гвоздю? ( Ответы детей)

- Карандаш поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю деревянную ложку. Они наелись, отдохнули и собрались в путь к новым приключениям.

8. Дидактическая игра «Горячий - холодный» (задание на отдельных листочках) Обвести и раскрасить холодные и горячие предметы, соответственно синими и красными карандашами.

III. Рефлексия.

-Ребята, вам понравилось занятие?  

Мы решили с вами сегодня много проблемных задач. Я думаю, мы с вами сумели примирить Карандаша с Гвоздем. Они помогали друг другу и стали настоящими друзьями. Есть даже пословицы о дружбе. (Друзья познаются в беде).

Вот с какой интересной сказочной историей вы сегодня познакомились. Надеюсь, вам будет, о чем рассказать своим друзьям и родителям.

 

 Литература:

  1. http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/razvivayuschie-tehnologi-tehnologija-triz.html
  2. О.В. Павлова «Познание предметного мира» (ФГОС) Уч. методический материал . «Учитель»2014.-142 с.
  3. Людмила Рыжова. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,д/гуверн. и родит. Детство-пресс.2014. - 204с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект"Такая разная Казань"

Конспект занятия в старшей группе МАДОУ№314 г. Казани на тему:«Такая разная Казань»Цель:  Уточнить знания детей о легендах, сложенных о названии нашего города. Дополнить знания детей о второй...

Конспекты с разными педагогическими технологиями для детей с ДЦП и зрительными нарушениями

Ниже представлены конспекты работы с детьми 4 -5 лет с ДЦП со зрительными нарушениями с использованием разных педагогических технологий....

Конспект "Мы разные, но все хотим дружить"

Краткий конспект занятия....

Конспект занятия "разное настроение"

Цель данного занятия - способствование нравственному развитию детей, проявлению сопереживания, сочувствия, сострадания...

Конспект "Такая разная осень"

Конспект "Такая разная осень" в старшей группе...

Конспект «Такие разные профессии».

Предлагаю вашему вниманию конспект "такие разные профессии"...

Конспект фестиваля "Разные народы в нашем городе живут"

Цель мероприятия: расширение представлений детей о культуре народов, проживающих в родном городе, посредством ознакомления с народными песнями, танцами, подвижными играми.Задачи:1....