Конспект по экспериментированию "Какая бывает вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шелдякова Валентина Николаевна

Расширить знания  детей о воде.Обогатить словарный запас детей. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakaya_byvaet_voda.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

КАКАЯ БЫВАЕТ ВОДА.

Конспект непосредственно

 образовательной деятельности

по экспериментированию

в старшей группе

         Программное содержание:

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде. Вода как растворитель, имеет ли вода давление, имеет ли звук. Закрепить знания детей о свойствах воды (жидкая не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная). Обогащать словарный запас детей.

Образовательные задачи:

Через экспериментирование, исследовательскую и практическую деятельность предоставить детям возможность познакомится с темой, «Какая бывает вода». Закреплять умение работать с водой, с разными веществами (соль, песок, сахар, масло глина). Соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи:

Развивать у детей навыки проведения опытов. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к воде, к природным ресурсам.

Предварительная работа:

Беседы о воде, её роли в жизни человека. Рассматривание иллюстрации на тему «Вода». Использование игр о воде, «Какая бывает вода». Чтение художественной литературы. Наблюдение за водой во время прогулок.

Словарная работа.

Вода растворитель, давление, направление, форма.

Оборудование и материалы:

Для опыта: стаканы с водой, стаканы с веществами (соль, сахар, песок, масло), бутылка с отверстиями, перчатка, кувшин, пробирки, воронка.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент

Дети проходят в группу в сопровождении музыки.

Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Пусть наше утро будет добрым.

Ребята, для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте одну загадку.

Загадка

Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит.

Что это?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно!

Артикуляционная разминка:

А теперь мы с вами проведем артикуляционную разминку, как шумит вода.

Когда вода течет из крана,  мы слышим звук – с –с –с

 В кипящем чайнике мы слышим звук воды – ш – ш – ш – ш

Когда дождик на улице – кап – кап – кап – кап

А когда буря в океане – громко ш – ш – ш – ш – ш

А как в речке вода – чи – чи- чи – чи

  1. Основная часть.

Игра «Какая бывает вода»

Воспитатель: Ребята, а сейчас, я вам предлагаю сыграть в интересную игру «Какая бывает вода». Что же вы знаете о воде?

Дети встают в круг, воспитатель бросает ребенку мяч он ловит и отвечает на вопрос  (возвращает мяч педагогу).

Воспитатель: Какая бывает вода? (холодная, горячая, жидкая, безвкусная, прозрачная, речная, дождевая).

А где можно увидеть воду в природе? (на речке, на море, в океане, лужу на асфальте, когда идет дождь, снег, росинки на траве).

Для чего нужна вода? (пить, мыться, стираться, готовить пищу, пить растениям, животным).

Молодцы ребята, а мы сможем обходиться без воды? (нет, все живое на земле умрет). Поэтому нужно беречь воду.

Воспитатель: Ребята, а вы еще хотите узнать много интересного про воду?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята проходите за столы.

Опыт №1 «Вода - растворитель»

  1. Воспитатель: Перед вами стоят стаканы с водой и у каждого из вас в маленьких стаканчиках стоят вещества (соль, сахар, масло, песок, камень)

Что же произойдет, если в стакан с водой  добавить соль? Мы ее видим в воде? (нет)

Как вы думаете почему? Что произошло?

Дети: Соль растворитель.

Воспитатель: Правильно. Это соединение называется в солевой раствор.

  1. Налейте воды в стакан с песком и размешайте, что мы наблюдаем?

Дети: Песок не растворяется в воде.

Воспитатель: Почему? Посмотрите,  где находится песок.

Дети: На дне, песок тяжелее.

  1. Воспитатель: Налейте в стакан растительное масло и размешайте. Что вы наблюдаете? Что произошло с маслом в воде?

              Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности                           воды желтыми капельками.

  1. Воспитатель: Налейте воды в стакан с сахаром и размешайте. Что произошло? Мы видим сахар?

    Дети: Нет. Сахар растворился.

  1. Воспитатель: Проведя сейчас опыты с разными веществами, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять,  а другие нет.

Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Опыт №2 «Вода и звук»

Воспитатель: Ребята, скажите, имеет ли звуки вода? Когда вода производит звуки?

Дети: Вода производит звуки, когда находится в движении.

Воспитатель: Назовите несколько примеров.

Дети: Когда бежит река, ручей, идет дождь, море шумит.

Воспитатель: Ребята, когда вода вне движении и просто стоит в стакане тоже производит различные звуки – звонкие, глухие, чуть звонкие и чуть глухие. Сейчас мы это узнаем из опытов. Наша задача определить меняется ли звук.

Ребята перед вами стаканы с метками. Наливаем воды в каждый стакан до метки. По очереди стучим ложкой по каждому стакану. Сравним звуки.

Ребенок определяет свой звук на мольбертной доске. (Высокий, средний, низкий)

Вывод: Чем больше налито воды в стакане, тем ниже звук.

Физминутка.

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Опыт № 3. «В каком направлении давит вода»

Воспитатель: Ребята у нас бутылка с проколотым отверстием на боковой стороне и снизу бутылки. Наливаем воду, мы получили струйку воды. Посмотрите, в каком направлении давит вода?

Дети: Вода вытекает в бок и вниз.

Воспитатель: А почему вода вытекает в бок и вниз?

Дети: Потому что, вода жидкая и имеет вес.

Воспитатель: Ребята, а вода может вытекать вверх?

Дети: Нет.

Вывод: Вода жидкая, имеет вес и вытекает в том направлении, где есть отверстия.

Опыт № 4 «Какую форму имеет вода»

Воспитатель: Ребята скажите, имеет ли форму вода?

Дети: Да имеет.

Воспитатель: А я думаю, вода не имеет формы. Что бы нам убедиться вода имеет форму или нет, мы с вами проведем опыт. На столе  лежат различные сосуды: стакан, пробирка, кувшин, перчатка, мерка. Дети наполняют сосуды водой. Какую форму приобрела вода в стакане?

Дети: Форму стакана.

Воспитатель: А почему вода приобрела форму стакана?

Дети: Потому что вода жидкая.

Воспитатель: А какую форму вода приобрела в перчатке?

Дети: Вода приобрела форму перчатки.

Вывод: Вода приобретает форму емкости сосуда.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали. Скажите, что нового и интересного вы узнали о воде? Какая бывает вода?

Дети: Вода является растворителем, но не все вещества она может растворить. Вода имеет форму, вес, вода имеет звук.

Библиографический список

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому  воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.;ВАКО, 2011.-240с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2. Юрмин Г.А. Потомучка – М.; ООО «Издательство Астрель». ООО «Издательство АСТ», 2002 – 336с.: ил. – (Детское Справочное Бюро).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект НОД в области познание по теме: «Какой бывает вода» в старшей логопедической группе

Конспект непосредственной–образовательной деятельности в области   познание по теме: «Какой бывает вода» в старшей логопедической группе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Какая бывает вода?"

Дети средней группы в ходе проведения экспериментов с водой расширяют представление о воде и ее свойствах....

Конспект НОД познавательного цикла «Вода бывает в беде».

Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах. Дать детям представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загря...

Конспект занятия: "Какая бывает вода?"

Экологическое воспитание детей. Занятие: "Какая бывает вода?"...

Конспект НОД "Какая бывает вода?"

Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире.Задачи:1. Продолжать формировать знания детей со свойствами воды.2. Уточнить представление о значении воды в природе.3. Систематизировать ...