Главные вкладки

    Познавательно-творческий проект " Солнышко"
    проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Лапотникова Елена Викторовна

    Проект по опытно - экспериментальной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл solnyshko_proekt.docx50.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1874  Дошкольное отделение «Радость»

    Проектная деятельность  

    во  2  младшей группе

    « Солнышко»

                                  Воспитатели:  Лапотникова Е.В.

          Данилявичуте А.В.

    Москва 2016 год

    Актуальность проекта

    Знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. В возрасте 3 лет дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце. С приходом весны солнце начинает светить ярче, теплее.  С наступлением осени солнце светит тусклее, меньше греет.  Речь детей 3 лет еще развита слабо, мал словарный запас, мал жизненный опыт. Они затруднялись называть какого цвета и формы солнце, мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем. Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу. В связи с этим была определена такая темы.

    Участники проекта: Воспитатели , дети второй младшей группы,родители.

    Срок реализации:4 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) 2016год.

    Тип проекта: краткосрочный, информационно – исследовательский.

    Цель проекта: Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой ,продуктивной, познавательной(наблюдения, эксперимент, художественное слово); развитие творческих навыков ,музыкально-эстетических.
    Задачи проекта:
    1. Дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на окружающий мир.
    2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов  и  наблюдений за солнцем.
    3. Обогатить словарный запас детей по данной теме с использованием слов «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
    4. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».

    Ожидаемый результат:

    -дети должны узнавать и называть на картинках солнце;

    -иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида и его пользе: даёт тепло и свет, помогает людям, животным и растениям жить и расти.

    -составлять небольшое  предложение о солнце.

    -уметь передавать внешний вид в  изобразительной деятельности

    - обогащение   активного  и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.


    - развитие у детей наблюдательности, познавательного интереса к экспериментам.


    Проект выполняется в 3 этапа.

    Подготовительный этап

    -Беседа с детьми, для выявления знаний детей о солнце.

    ( Какого  цвета  солнышко? Какой формы солнышко? Для чего нужно солнышко?  и т.д.)


    - Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца», иллюстративный материал.


    -Подготовка атрибутов для игр, занятий.


    Основной этап:

    1.Чтение и заучивание загадок, потешек,  стихотворений.

    2.Подвижная игра « Солнечный  зайчик», « Тучка и солнышко»

    3.Дидактическая игра «Опиши картинку» ( по форме, цвету, ощущениям), «Что бывает жёлтого цвета»?

    4.Наблюдения за изменениями в природе связанных с солнцем.

    5.Проведение занятий по лепке « Солнышко».

    6. Проведение аппликации на тему «Солнышко лучистое»

    7.Проведение занятий по рисованию на тему « Солнышко»

    8.Изготовление из различного материала  (  различных видов конструктора)  

    9. Выкладывание из листьев клёна   на улице  « Солнышка»

    10 . Аппликация « Солнышко из ладошек»

    11. Коллективная работа обрывная аппликация « Солнышко»

    12 .Упражнения для утренней гимнастики « Осеннее солнышко»

    13.Эксперимент «Солнечный зайчик», «Тень»

    14.Комплекс утренней зарядки «Лучистое солнышко»

    15. Разучивание подвижной игры « Солнышко и тучка»

    16.Рассматривание иллюстраций с изображением солнца.

    17. Выставка творческих работ

     Чтение художественной литературы

    Чтение сказки К.И Чуковского «Краденое солнце».

    А.С.Пушкин «Свет наш, Солнышко!».

    К.Ушинский «Ветер и Солнце».

    Словацкая сказка «У Солнышка в гостях».

    Г.Лагздынь «Солнышко».

    В.Шипунова «Золотой одуванчик».

     Разучивание песенок, потешек, стихов.

    «Солнышко катилось ко западу….».

    «Солнышко, ведрышко…».

    «Когда Солнышко взойдет…».

     Загадывание загадок о солнце

    Заключительный этап

    - Подведение итогов проекта.

    - Подготовка презентации по фотографиям.

    Основной этап

    Загадки о солнце

    Без него плачемся,
    А как появится,
    От него прячемся.

    Что выше леса,
    Краше света,
    Без огня горит?

    Ты весь мир обогреваешь
    И усталости не знаешь,
    Улыбаешься в оконце,
    А зовут тебя все ...

    На улице рубашка,
    В избе рукава.

    Над рекой остановился
    Шар воздушный, золотой.
    А потом за лесом скрылся,
    Покачавшись над водой.

    Кто-то утром не спеша 
    Надувает красный шар, 
    А как выпустит из рук — 
    Станет вдруг светло вокруг.

    Всходит, заходит,
    Но с места не сходит.

    Золотая кошка лезет к нам в окошко.

    Гори, гори ярче,
    Чтобы было жарче.

    1. Чтение художественной литературы (Чтение и заучивание  потешек)

    ***
    Солнышко, солнышко,
    Выгляни в оконышко!
    Солнышко, нарядись!
    Красное, покажись!
    Ждут тебя детки,
    Ждут малолетки!
    ***
    Смотрит солнышко в окошко,
    Светит в нашу комнату.
    Мы захлопаем в ладошки – 

    Очень рады солнышку!

    Физкультминутки

    Солнце

    Солнце вышло из-за тучки,
    Мы протянем к солнцу ручки. (потягивания – руки вверх)
    Руки в стороны потом
    Мы пошире разведем (потягивания – руки в стороны)
    Мы закончили разминку
    Отдохнули ножки, спинки!

    Солнце спит и небо спит

    Солнце спит и небо спит, (сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке)
    Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
    Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
    Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
    Вдруг повеял ветерок, (качаем раскрытыми в стороны руками)
    Небо тучей заволок, (закрыли лицо руками)
    И деревья раскачал (качание туловища влево-вправо)
    Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
    Барабанит дождь по крышам, (хлопаем в ладоши)
    Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
    Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
    Ни один не виден лучик.(встали, спрятали руки за спину).

    2. Подвижная игра «Солнечный зайчик»


    Солнечные зайчики играют на стене
    Поманю их пальчиком,
    Пусть бегут ко мне
    Ну, лови, лови скорей!
    Вот, вот, вот – левей, левей!
    Убежал на потолок.
    (дети ловят зайчика на стене. Педагог направляет зеркальце пониже, дети стараются поймать зайчика)

    3.Упражнения для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Осеннее Солнышко»

    Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно.
    Смотрит солнышко в окошко,
    Светит в нашу комнату. 
    Мы захлопаем в ладоши,
    Очень рады солнышку.
    (А. Барто.)

    - Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.

    №1 Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)
    №2 Ходьба в разных направлениях (10 с)
    №3 Бег по кругу (10с)
    №4 Ходьба по кругу (10 с)
    №5 Построение в круг.

    - Упражнение «Погреем руки на солнышке»

    Исходная позиция: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.
    Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.
    Вернуться в исходную позицию. (повторить 5 раз). Темп умеренный.

    - Упражнение «Спрячь ладошки»

    Исходная позиция: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.
    Поворот на живот – греем спинку. Можно повернуться на бок – погреть бочок (повторить 5 раз). Темп умеренный.

    - Упражнение «Радуемся солнышку»

    Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
    8-10 подпрыгиваний на месте (2-3 раза, чередуя с ходьбой). Дыхание произвольное.

    - Упражнение на дыхание «Вырастим большими»

    Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)

    5. Коммуникативная Дидактическая игра «Опиши картинку».

    Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического 
    мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу 
    предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. 
    Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. Ребенок 
    должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, 
    количество, величину, пространственное расположение объектов и их 
    деталей.

    6. Продуктивная Проведение занятий лепки и аппликации по теме «Солнышко»

    Занятие по лепке на тему «Солнышко»

    Цель занятия: Продолжать учить надавливающим движением указательного 
    пальца размазывать пластилин на картоне; формировать 
    интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

    Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, 
    пластилин желтого цвета.

    Ход занятия: Перед началом занятия необходимо подготовить основу – 
    «солнышко в небе». Для этого скатать из пластилина желтого 
    цвета шарик, затем расплющив его, придавить к картону в центре 
    листа. Раздать детям заготовки.


    Воспитатель: У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко. 
    Только оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, 
    почему?

    Дети: Потому что у солнышка нет лучиков.
    Воспитатель: Давайте ему поможем и сделаем лучи. (Предложить детям 
    нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить 
    посильнее и оттянуть палец вниз ил в сторону – так получится 
    солнечный лучик.)

    Воспитатель: Вот какой получился луч! Давайте сделаем солнцу много 
    лучиков! Теперь оно светит ярко! (Предложить детям работать 
    самостоятельно. Чтобы лучи получились длиннее, надо 
    посильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно 
    поворачивать заготовку.)

    В конце у детей нужно спросить какое у нас получилось солнце (лучистое, яркое).

    Занятие коллективная аппликация на тему «Солнышко»

    Коллективные работы целесообразно использовать для украшения групповой комнаты, кукольного уголка. 
    Цель: привлечь ребят участвовать в изготовлении коллективной аппликации. Она развивает эстетические чувства, стимулирует их желание заниматься аппликацией.
    Материал: цветная бумага желтого цвета, клей, ножницы, карандаш, основа (плотный круг для головы солнышка).
    Ход занятия: воспитатель предлагает детям обрисовать свою ладошку на листе желтой бумаги, помогает в обрисовке и вырезании получившейся ладони.

    Объяснить, что каждая ладошка это будет лучик к нашему солнышку, и чем больше будет лучиков, тем ярче солнышко будет светить и согревать ребят.
    Воспитатель: Ребятки вы любите отгадывать загадки? 
    Дети: Да
    Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать
    Круглое, теплое, 
    Красивое, доброе
    Всем светит, 
    Всем греет, 
    Всех веселит, 
    Всем здоровья дарит. 
    Дети: Это солнышко. 
    Воспитатель показывает основу солнышка (желтый круг) и предлагает ребятам приклеить свои вырезанные ладошки к этому кругу.
    Солнышко-ведрышко
    Взойди поскорей,
    Освети, обогрей,
    Телят, да ягнят,
    Да малых ребят! 
    Воспитатель поощряет детей 
    Воспитатель поощряет детей, хвалит за правильно приклеенные ладошки.

    Заключительный этап

    -Подведение итогов проекта.


    -Оформление уголка для родителей по итогам реализации проекта.

    - Подготовка презентации по фотографиям

    Список использованной литературы:

    1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и действительностью. М., 2004.
    2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Развернутое перспективное планирование (вторая младшая группа). Волгоград, 2011.
    3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М., 2010.
    4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн (пластилинография). М., 2006.
    5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники). М., 2004.
    6. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., 2006.
    7. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М., 2005.
    8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Каро, 2007.
    9. Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста. М., 2010.
    10. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. М., 2010.

     Примерный перечень  непосредственной образовательной деятельности, осуществляемой в разных видах детской деятельности в рамках реализации проекта

    «Солнышко»

    п/п

    Тема /Форма проведения

    Цель

    Материал

    Краткое содержание

    Литература

    1

    Наблюдение:

    «За солнцем»

    Уточнение представлений детей о солнце. Рассказать о пользе солнца для людей, животных, растений. Воспитывать  наблюдательность.

    Прочитать потешку про солнце.  Рассказать о пользе солнца для растений.

    И. В. Кравченко, Т.Л. Долгова,«Прогулки в детском саду». Младшая Ст.89

    2

    Развитие речи:

    (Коммуникативная деятельность)

    Разучивание потешки:

    «Солнышко – вёдрышко»

     

     «Солнышко катилось ко западу….».

    Познакомить детей с новым фольклорным произведением. Воспитывать любовь к родному языку. Развивать речевой слух и способности к звукопроизношению.

    Иллюстрацию солнца.

    Показать иллюстрацию солнца и прочитать потешку.

    Солнышко-ведёрышко,
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко, нарядись!
    Красное, покажись!

     

    Предложить повторять вместе с воспитателем слова.

    3

    Рисование:

    (Изобразительная

    деятельность)

    «Солнышко»

    Вызвать интерес к изображению  солнышка. Учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько лучей – прямых или волнистых линий. Упражнять в рисовании кистью (рисование всем ворсом, двигать по окружности и в разных направлениях).  Развивать творчество восприятие, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в рисовании.

    Альбомный лист светло-зелёного цвета, гуашь жёлтого, оранжевого, красного цвета, кисти, подставки, вода, салфетки, иллюстрации, образец.

    Рассмотреть с детьми иллюстрации с солнцем. Прочитать  потешку про солнышко.   Провести краткую беседу о внешнем виде. Физкультминутка: «Солнышко». Предложить детям нарисовать солнце. Показать последователь-ность рисования. Рассмотреть рисунки детей.

    И.А. Лыкова,«Изобразительнаядеятельность в детском саду».Ранний  возраст.

    Ст.67

    4

    Подвижная игра:

    «Солнечный зайчик»

     

    Вызвать желание поиграть  всем вместе в подвижную игру. Развивать внимание, быстроту, ловкость.

    Фонарь

    Взять фонарь и показать детям, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите детям поймать ладошками зайчика. Если зайчик окажется на полу – его можно ловить ногами.

     

    Скачут побегайчики
    Солнечные зайчики,
    Мы зовем их — не идут,
    Были тут — и нет их тут.
    Прыг, прыг по углам,
    Были там — и нет их там.
    Где же зайчики? Ушли,
    Мы нигде их не нашли.

    (А. Бродский)

    5

    Загадывание загадок о солнце.

    Развивать внимание, память детей. Закреплять умение отгадывать загадки. Воспитывать интерес к художествен-ному слову.

    Подбор загадок  о солнце, иллюстрации, игрушки - солнце.

    Предложить детям отгадать загадки. После отгадывания рассмотреть игрушки и иллюстрации.

    6

    Лепка:

    (Изобразительная

    деятельность)

    «Солнышко»

    Учить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутики). Показать возможность сочетания разных по форме деталей в одном образе. Развивать чувство формы, ритма, мелкой моторики.

    Иллюстрация солнца, квадратные листы картона голубого  цвета, пластилин жёлтого, оранжевого, красного, розового  цвета, дощечки для лепке, образец.

    Показать иллюстрацию солнца, рассмотреть его. Прочитать потешку. Предложить детям слепить солнце (цвет на выбор) . Показ последовательно-сти лепки. Рассмотреть получившиеся солнышки.

    И.А. Лыкова, «Изобразительная деятельность в детском саду».  Ранний  возраст.

    Ст.66

    7

    Подвижная игра:

    «Тучка и солнышко».

    Вызвать интерес поиграть  всем вместе в подвижную игру. Развивать внимание, быстроту, ловкость. Воспитывать желание играть сообща.

    Зонт

    Показать детям зон и спросить для чего зонт, предложить поиграть.

    Тучка солнышко закрыла,

    Наших деток намочила!

    Ну-ка, все сюда бегом,

    Вас накрою я зонтом!

    Раскрываем при этом зонт. Предлагает детям спрятаться под ним. Убирает зонт:

    Тучка спряталась за лес,

    Смотрит солнышко с небес,

    И такое чистое,

    Тёплое, лучистое.

    Повторите 2-3 раза эту игру.

    8

    Аппликация коллективная:

    (Изобразительная

    деятельность)

    «Солнышко из ладошек»

    Учить создавать образ солнца из ладошек. Развивать чувство цвета и ритма. Расширять представление детей о приёмах наклеивания: намазать клеем и приклеить к силуэту (кругу)  в определённом месте. Воспитывать желание создавать общую работу.

    Иллюстрацию солнца, большой круг жёлтого цвета, заранее подготовлен-ные  вырезанные из бумаги ладошки детей жёлтого, оранжевого цвета, клей, кисти, подставки под кисточки, салфетки, клеёнка.

    Загадать загадку про солнце. Показать иллюстрацию солнца. Предложить детям сделать общую аппликацию солнца, лучи изобразить в виде ладошек детей. Показать последователь-ность работы. В конце работы рассмотреть солнце и обратить внимание детей , на то что оно такое большое, красивое потому, что его делали все вместе.

    9

    Развитие речи:

    (Коммуникативная деятельность)

    Чтение сказок:

    «Котёнок и Солнышко» К.И Чуковского «Краденое солнце».

    А.С.Пушкин «Свет наш, Солнышко!».

    К.Ушинский «Ветер и Солнце».

    Словацкая сказка «У Солнышка в гостях».

    Г.Лагздынь «Солнышко».

    В.Шипунова «Золотой одуванчик».

    Познакомить детей со сказкой. Развивать внимание, память наблюдательность.

    Игрушки – солнышко и котёнок.

    В гости к детям пришёл котёнок. Ребята котёнок рассказал мне интересную сказку, которая произошла с ним.

    Чтение сказки.

    В конце спросить, что детям понравилось.

    10

    Коллективная аппликация  (обрывная) «Солнышко»

    .

    .

    .

    11

    Дидактическая игра:

    «Составь солнышко»

    Дидактическая игра

    « Что бывает жёлтого цвета»?

    Учить составлять из частей целое. Развивать мышление, сообразитель-ность.

    Закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы желтого цвета среди предметов разных форм и цветов.

    Разрезная картинка -  солнце, образец.

    Показать детям разрезную картинку.

    Выяснить у детей, что на нем может быть изображено. Предложить составить картинку.

    12

    Рассматривание картинок:

    «Какие разные солнышки»

    Учить замечать отличия во внешнем виде  солнца на картинах. Развивать воображение, творчество, фантазию, чувство цвета.

    Картинки с разными солнышками, листы бумаги, цветные карандаши.

    Загадать детям загадку про солнце. Показать картинки. Обратить внимание детей, чем солнышки отличаются друг от друга (лучиками). Вызвать желание детей нарисовать самостоятельно своё  необычное солнце.

     

    Работа с родителями по проекту:

    1. Рекомендовать просмотреть мультфильмов «Краденое солнце», «Бегемот и Солнце (1972)», «Лунтик «Выше солнца»».
    2. Предложить нарисовать, слепить, сделать аппликацию или  изготовить из природного и бросового материала солнца для выставки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по реализации познавательно-творческого проекта "Обереги на Руси".

    Реализация данного проекта поможет воспитателям детских садов решить задачи гражданственности и патриотизма с детьми старшего дошкольного возраста.В материалах предоставлены: цели, задачи, этапы работ...

    Конспект познавательно-творческого занятия для старших дошкольников "Мужская и женская одежда на Руси".

    Занятие - экскурсия для старших дошкольников в мини-музей "Русская горница", в ходе которой, на примере музейных экспонатов дети знакомятся с традиционной русской одеждой....

    Описание познавательно-творческого проекта в средней группе «Море»

    Цель проекта: создание разноплановых условий, способствующих экологическому развитию дошкольников...

    Познавательно-творческий проект "Веселая математика"

    В подготовительной группе был проведен позновательно творческий проект. С помощью метода постановки проблемы старалась «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её а...

    Познавательно-творческий проект "Олонхо для самых маленьких"

    Познавателльно-творческий проект "Олонхо для самых маленьких" создан с целью приобщения дошкольников к културе народа Саха...

    Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

    Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

    «Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

       Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...