Открытое занятие в подготовительной группе по экологии "Царица-водица"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дорофеева Ирина Ивановна

Дети открывают удивительные свойства и состояния воды, ее значимость для всего живого на планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsaritsa_voditsa.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеimage (57)

детский сад комбинированного вида  №3 «Солнышко»

(МБДОУ №3 «Солнышко»)

Конспект открытого занятия

по экологии в подготовительной группе

на тему «Царица - водица»

Воспитатель высшей квалификационной  категории

Дорофеева Ирина Ивановна

г.Константиновск 2017

Цель: Показать детям важность значения воды в нашей жизни. Закрепить, где и в каком состоянии существует вода.

Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса. Вода – растворитель)

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Развивающая среда: Фланелеграф с картинками воды в разном состоянии.

Материал и пособия для опытов, схемы свойств и состояний воды. Памятки с правилами сбережения воды.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы; заучивание потешек, загадок о воде, проведение опытов с водой. Рассматривание иллюстраций, глобуса,энциклопедии. Беседа о правилах поведения в природе.

Словарная работа: Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия: фильтр, жидкость, газообразное, лаборант, лаборатория, очистные сооружения.

Методы и приемы: Наглядный:  образ воды в разных ее состояниях (картинки), схемы состояний и свойств воды.

Словесный: Вопросы, рассказывание5 педагога, ответы детей.

Практический: проведение опытов; дидактическая игра «Что общего»?, «Волшебная водица».

Ход занятия:

В: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня разговаривать, вам нужно отгадать загадку:

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам верный друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Д: Вода

В: Да. Действительно, мы будем сегодня говорить о воде.( выставляю картинку-капельку)

Скажите, ребята, в каких произведениях, сказках. Рассказах, потешках, упоминается вода?

Д:  Мойдодыр, Девочка чумазая, Федорино горе, Гуси-лебеди, Дед Мазай и зайцы.

В: Ребята, кто то из вас поможет мне обобщить: так что же такое вода?

Д: Вода- это жидкость.

В: Правильно, но только я хочу открыть вам большой секрет: вода- жидкость не простая. Она- волшебная. Её так и называют: «Волшебница – водица». А почему- мы это поймем из нашего занятия.

Дидактическая игра «Что общего»?

В: Ребята, рассмотрите эти картинки-изображения (иней, снег, роса, облако, сосульки) Подумайте и скажите: Что общего в этих картинках?

Д: На всех изображена вода в разных состоянии.

В: Скажите, а где мы встречаем воду в природе?

Д: В реке, ручье, море, океане, луже.

В: А в быту?

Д: В кране , водопроводе, унитазе.

В: Какая вода в природе может быть?

Д: Чистая и грязная

В: Почему вода бывает грязная?

Д: Загрязняют заводы, люди, корабли.

В: Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?

Д: Всем живым существам нужна чистая вода

В: Как вы думаете,  можно ли очистить воду в водоемах?  (ДА) Чтобы очистить воду в водоёмах, люди придумали специальные очистительные сооружения.  Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров на кранах, чайниках. В нашем городе, как и в других городах, есть специальная лаборатория, где проверяют на загрязнения.  В них работают лаборанты, которые используют специальные фильтры для очистки воды.

Хотите стать лаборантами? (ДА)

1, 2, 3, прокрутись

В ученого-исследователя превратись!

(Дети надевают белые халаты)

В: Пройдёмте, пожалуйста в лабораторию. Наши ученые должны всё знать о воде! Давайте выясним, в каком состоянии бывает вода.

1 ОПЫТ:

На столе термос с горячей водой, стекло. Открываем термос, держим стекло над горлышком. Что происходит?

Д: Выходит пар, оседает на стекле, превращаясь в капельки.

ВЫВОД:

Вода бывает в газообразном состоянии. (пар, облако, туман)

Дети выставляют схему.

2 ОПЫТ:

На столе пластинка стекла, пипетка с водой. Капаем на пластинку, вода растекается.

ВЫВОД: Вода течет, значит она текучая или жидкая.

Дети ставят схему.

3 ОПЫТ:

Мы знаем, что вода-жидкость, но что с ней происходит на морозе?

Д: Вода замерзает и становится твердой.

ВЫВОД: Вода замерзает и превращается в твердое состояние- лёд.

Дети ставят схему.

В: Итак, мы выяснили, что вода имеет 3 состояния:

Д: Жидкое, твёрдое, газообразное.

В: И я хочу открыть вам еще один секрет воды: она, как волшебница, способна переходить из одного состояния в другое. Для того, чтобы лучше понять это, поиграем в игру:

Дидактическая игра «Волшебная водица»

По моему сигналу: течет, замерзает, парит, вы должны действовать, как человечки на наших схемах.

В: Лаборанты, вы немного отдохнули, продолжаем наши опыты.

4 ОПЫТ: 2 стакана: 1- с молоком, 1- с водой. Опустим ложки в оба стакана.

ВЫВОД: Вода прозрачна, не имеет цвета.

Дети ставят схему.

5 ОПЫТ: Вода не имеет запаха.

Дети ставят схему.

6 ОПЫТ: 2 стакана: 1- с соком, 1- с водой. Коктейльные трубочки. Дети пьют.

ВЫВОД: Вода не имеет вкуса

Дети ставят схему.

7 ОПЫТ: 3-4 разных сосуда. Дети переливают воду с одного в другой.

ВЫВОД: Вода не имеет формы.

Дети ставят схему.

В: Ребята, теперь перечислите все свойства воды, опираясь на схемы.

Д: Вода прозрачная, не имеет запаха, цвета, вкуса, формы.

В: Теперь мы подошли к основному занятию лаборантов- очищению воды. Прошу занять места в лаборатории.

(Дети садятся за столы)

В: У вас стоят по 2 стакана. 1- пустой, 2- полный воды, воронка, фильтр. Посмотрите на воду в ваших стаканах и скажите, вы хотели бы пить такую воду?(НЕТ) Почему?

Давайте попробуем очистить её. Поставьте воронку в пустой стакан, внутри воронки положите фильтр- ватный диск. И потихоньку, аккуратно перелейте сюда воду.

Что у вас происходит?

Д: Крупный мусор осел на фильтре, но вода все еще осталась мутной.

В: Можно ли пить такую  воду?

Д: Нет, она все ещё грязная.

И: Я предлагаю очистить воду через специальный фильтр, который находится в нашем кувшине.

Дети переливают воду по очереди из своих стаканов в кувшин.

В: Эксперимент  мы проведем,

Воду чистую найдем

Грязь не пустим через фильтр,

Чтоб воды могли попить!

А пока вода очищается, давайте побеседуем. Проведем так сказать, дискуссию.

Дидактическая игра:  «Кому нужна вода»?

В: у меня на столе лежат капельки воды. Ответьте мне, где используется вода в нашей группе и прикрепите туда капельку.

Д: -Поливаем комнатные растения (крепят к цветку)

- Моем игрушки

-стираем куклам одежду

-моем руки, лицо

-наливаем в аквариум рыбкам

-моем посуду

-моем пол

-смываем унитаз

В: Уважаемые лаборанты, обратите внимание на воду в кувшине. Какая она стала? (чистая) Можно ли ее теперь пить?

Д: Если прокипятить, то можно и выпить.

В: ДА. Без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода. Без воды не сможет обходиться ни одно живое существо. Подумайте и ответьте, как можно сберечь воду?

Д: При умывании не открывать сильно кран, чтобы много воды не утекло.

- Закрывать кран после потребления.

- Не загрязнять водоемы

- Бережно относиться к природе

В: Теперь прошу вас снять халаты.

Покружитесь, покружитесь

и в ребяток превратитесь!

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь!

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница наша вода!

И. чтобы вы не забыли главное правило- БЕРЕЧЬ ВОДУ, потому, что она нужна всем, я вручаю вам памятки с правилами.

Расскажите о них другим детям и напомните родителям!

Наше занятие окончено