"Хлеб - наше богатство!"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) по теме

  • Закрепить и обогатить знания детей о хлебе, хлебобулочных изделиях, труде хлеборобов.

  • Познакомить детей с процессом приготовления печенья с опорой на модель трудового процесса, доставить радость от трудового процесса.

  • Учить сравнивать наблюдаемые объекты, делать выводы, умозаключения, используя схемы и модели.

  • Воспитывать чувство уважения к людям – хлеборобам, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-_konkurs.doc62.5 КБ
Office presentation icon презентация к занятию2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Развитие»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                                      Воспитатель: Мартьянова Т.Г.

В. Уфалей, 2009 г.

Задачи:

  • Закрепить и обогатить знания детей о хлебе,  хлебобулочных изделиях, труде хлеборобов.
  • Познакомить детей с процессом приготовления печенья с опорой на модель трудового процесса, доставить радость от трудового процесса.
  • Учить сравнивать наблюдаемые объекты, делать выводы, умозаключения, используя схемы и модели.
  • Воспитывать чувство уважения к людям – хлеборобам, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: беседы с детьми о хлебе, труде хлеборобов,  разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, чтение художественных произведений о хлебе, труде хлеборобов, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа:

  • обогащение словаря: злаковые растения, хлебобулочные изделия, багет, лаваш, кондитер, элеватор;
  • активизация словаря: хлеб ржаной, пшеничный, комбайн, комбайнер.

Оборудование: витрина, хлебобулочные изделия, зерна пшеницы и ржи, пророщенные зерна пшеницы, лупа, емкость с землей, палочки для рыхления земли, лейки с водой, схема проращивания зерна, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук), слайды для показа, плоские камни, кофемолка, продукты для приготовления теста (мука, яйцо, маргарин, сахар и соль), модели трудового процесса, фартуки, головные уборы, скалка, формочки, противень.

   

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть?

А в какую игру вы больше всего любите играть?

А моя любимая игра «Съедобное – несъедобное» Кто знает  правила этой игры?

(если дети не знают, воспитатель объясняет)

Воспитатель: Съедобное - ловим мяч, несъедобное -  не ловим. Будьте внимательными:

- яблоко, машина, конфета, солнце, лаваш, коврига.

- Вы  не знаете, что такое лаваш, коврига? А хотите узнать?

- А для того, чтобы узнать, что это такое – съедобное или несъедобное, я вас сегодня приглашаю на необычную экскурсию в  хлебный киоск, который открылся в нашем зале. Но прежде, чем отправиться на экскурсию, я хочу вас спросить, Кто из вас знает, из чего делают хлеб?

Дети:  Из муки

Воспитатель: А муку из чего?

Дети: Из зерен.

Воспитатель: (показ настоящего колоса)          

                                      Колосок как будто дом,

                                      Много комнат в доме том.

                                      В каждой комнате – зерно

                                      Спелой зрелости полно.

- Это колос пшеницы, посмотрите, как много зерен в одном колосе. Но у меня еще есть зерна ржи. Хотите посмотреть? (подходим к столу).

- Это зерна пшеницы и ржи. Возьмите по одному зернышку пшеницы и ржи и положите на салфетку перед собой. Посмотрите, что у меня еще есть? (если дети затрудняются с ответом, рассказать, что такое лупа, из чего она состоит и для чего она нужна).

-  Давайте  рассмотрим зерна через лупу и сравним, одинаковые они или разные.

Дети сравнивают и отвечают.

Воспитатель: Пшеницу и рожь называют злаковыми растениями. Повторим вместе. - А где растет пшеница?

Дети: В поле.

Воспитатель: Давайте вместе создадим собственное поле. Скажите, что нам для этого необходимо?

 Дети: Зерна и земля.

Воспитатель: У меня два блюдца, что в них лежит?

Дети: Зерна пшеницы.

Воспитатель: Внимательно посмотрите и скажите, одинаковые зёрна или разные, чем они отличаются, можно их потрогать.

Дети: Одни зерна сухие и маленькие, а другие сырые и больше размером, на одном конце семян появилась белая точка.

Воспитатель: Это будущий  корешок. У всех семян сначала появляется корешок, а затем стебелек. Как вы думаете, где должен находиться корешок?

Дети: В земле.

Воспитатель: Корешок уходит в землю, а стебелек где растет?

Дети: Над землей.

Воспитатель: Тянется стебелек к солнцу, разворачивает лепесточки и подставляет их к солнышку.

Рассказ воспитателя:

- Я взяла сухое семя положила его в водичку, через несколько дней зернышко стало набухать, стало больше в размере, а еще через несколько дней появилась белая точка, а еще через несколько дней появился корешок и стебелек.

- Как вы думаете, какое семечко быстрее прорастет, пророщенное или сухое? Почему вы так думаете?

- Что еще необходимо для того, чтобы семечко выросло?

Дети: Земля.

Воспитатель: Прикоснитесь к земле ладошками. Какая земля?

Каждому растению нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля. Что еще нужно  для того, чтобы семечко выросло?

Дети: Вода, свет.

Воспитатель: Земля, вода, семя – все у нас есть для того,  чтобы засеять наше поле. А как мы будем это делать? Давайте вместе составим модель посадки зёрен. А для этого я приготовила карточки.

(Составление модели посадки зерен) 

- Что сначала нужно сделать?

Дети: Приготовить  землю (дети находят карточку, выставляют её)

Воспитатель: Что делаем потом?

Дети: Разрыхлить землю.

Воспитатель: Что делаем потом?

Дети:  Палочкой делаем бороздки.

Воспитатель: А потом?                  

Дети: Кладем зерно, засыпаем землей и поливаем водой.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас приступаем к посеву семян. А составленная модель нам в этом поможет.

- Ребята, я предлагаю не просто посеять зёрна, а провести научный опыт: в одни ёмкости мы посадим пророщенные семена, а в другие - сухие семена, и вы пронаблюдаете в группе, какие семена взойдут быстрее.

Посадка зёрен.

А сейчас давайте отдохнём и представим, что мы  превратились в зернышки:

                               Влево, вправо повернись

                               В маленькое зернышко быстрее превратись.

Физминутка.

                        Уж ты семечко – зерно                       дети садятся на

                        Ляжешь в борозду на дно!                  корточки

                         Ты не бойся, золотое,

                         Ничего что там темно.

                          К свету, к солнцу из земли                 дети медленно

                         Ты росток скорей пошли.                    встают- вырастают

                          Вот весною, в ранний час,

                          Семена взошли у нас.

                          Вышли к солнышку из тьмы             дети потягиваются

                          - Здравствуй, солнце, это мы!           медленно поднимают      

                                                                                        руки над головой

                                                                                        машут кистями рук.

                         Мал еще росток – ребенок                 опускают руки

                        Только вырос из пеленок!                   наклоны головы в

                                                                                        разные стороны.

Воспитатель: Молодцы!  А сейчас снова превратимся в детей:                            

                       Влево, вправо повернись

                       В детей быстрее превратись.

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как выращивают хлеб.

Просмотр компьютерной презентации (ИКТ)

Воспитатель: Вот оно какое красивое поле (слайд с изображением зелёного поля). Как вы думаете, можно уже убирать урожай? А когда можно?

Дети: Когда созреет пшеница.

Воспитатель: А вот еще поле (слайд с изображением желтого поля).  Какое оно? придумайте красивые слова.

Дети: Золотое, нарядное, красивое, праздничное  и т.д.

Воспитатель: Когда зерно созреет, в поле выйдут комбайны.

-  А как называют людей, которые ими управляют. Давайте вместе повторим  - комбайнеры. Они скосят колосья, обмолотят зерна и ссыпят их в машину.

- Кто управляет машинами? (шофёры, водители).

-  Затем зерно везут в хранилище, а называется оно – элеватор. Повторим вместе.  Что это такое?

Дети: Хранилище для зерна.

Воспитатель: В этом хранилище зерно высушат, очистят и отправят на мукомольный завод, где из зерен сделают муку.

Муку на  машинах отправят на хлебозаводы и пекарни, где выпекут вкусный хлеб. Хлеб на специальных машинах развезут в магазины, где мы его и покупаем.

Давайте поиграем в игру «Кто хлебу на стол прийти помогает». 

Выберите те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу.

(слайды: артист, повар, учитель, комбайнёр, шофёр, швея, пекарь).

Дети называют профессии.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а мы с вами сможем сами сделать муку?

- А вы знаете, как люди раньше получали муку из зерен, когда не было мельниц и машин. Уже в то время люди научились выращивать пшеницу и использовали камни, для того чтобы получить муку. Они растирали ими зерна в муку.

- Давайте мы с вами тоже попробуем! На один камушек насыплем зерно, другим будем растирать его.  Попробуйте сами это сделать. Получается? Трудно? Сколько нужно силы и труда, чтобы растереть зерно.

- Затем люди научились молоть зёрна на мельницах: ветряных и водяных.

-   А я вам сегодня тоже принесла маленькую   мельницу. Кто знает, как называется этот прибор и как он работает? (кофемолка -  электрический прибор).

- Сейчас я покажу вам, как можно сделать муку на кофемолке, но с электрическими приборами нужно обращаться осторожно, а детям нельзя пользоваться ими без присмотра взрослых.

- Как вы думаете, каким способом удобнее и быстрее сделать муку?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте посмотрим, получилась ли у нас мука?! Какая она? (тёмная, с комочками). Похожа она на ту муку, которая продаётся у нас в магазинах? Почему? (потому что перемалывается зерно на мощных мельницах).

Воспитатель: Давайте пройдем в наш хлебный магазин. Ребята, кто знает, в  магазинах нашего города откуда хлеб появляется? (у нас в городе есть хлебокомбинат, а также привозят хлеб из других городов).

- В нашем хлебном киоске сегодня также выставлены хлебобулочные  изделия, которые выпекают на нашем уфалейском хлебокомбинате.  

- А вспомнить их названия вам помогут геометрические фигуры. Назовите их: треугольник, прямоугольник, круг, овал. Я раздам вам фигуры, а вы найдёте те хлебобулочные изделия, на которые они похожи.

Дидактическая игра «На что похоже»

Воспитатель: Молодцы! Видов хлеба и хлебобулочных изделий  много, у разных народов тоже есть свои названия хлеба.

( Показ слайдов с разнообразием хлебобулочных изделий)

Особое внимание детей воспитатель обращает на слайд с картинкой  - «коврига».

Воспитатель объясняет значение слова –  хлеб круглой формы, часто выпекали дома.

Воспитатель:  Из муки делают не только хлеб. Что еще делают из муки?

Дети: макаронные изделия, пироги, печенье.

Воспитатель: Я дома для своих дочек часто пеку печенье и могу вас научить. Хотите?

- Как вы думаете, кто печет печенье? Повторим вместе -  кондитер. Сейчас мы с вами пройдем в кондитерский цех.

Совместная трудовая деятельность по выпечке печенья.

Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем приступить к работе с продуктами: вымыть руки, надеть специальную одежду – фартуки, головные уборы.

Работа с моделью трудового процесса.

Воспитатель: Давайте сначала посмотрим, как  мы будем готовить печенье:

- для кого мы будем печь печенье?

- какие продукты, и в каком количестве нам понадобятся для приготовления теста? (перечисляют)

- какое нам потребуется оборудование?

- как мы будем готовить печенье? (обсуждают последовательность)

- что у нас должно  получиться? Давайте придумаем нашему печенью название.

Воспитатель: Итак, надеваем спецодежду, приступаем к работе.

После того, как печенье помещено на противень, воспитатель говорит:

- Наше печенье готово к выпечке, куда мы должны его унести? Давайте попросим унести наше печенье на кухню, а мы с вами вернёмся обратно.

 Воспитатель: Ребята,  вы знаете, как нужно относиться к хлебу?

Дети:

- бережно, брать в меру, столько, сколько нужно;

- не кидать на землю, не играть с хлебом;

- не выбрасывать в мусор.

Воспитатель: А что можно сделать с чёрствым хлебом? (сухарики, квас, покормить домашних животных, крошки отдать птицам).

Воспитатель: Хлебное зернышко- это чудо, в нем маленьком слились три силы: Солнца, Земли и человеческого труда. Отношение к хлебу должно быть особенное. Потому что нет труда, требующего большего терпения, ума, сердца, чем труд людей творящих хлеб.

Итог занятия:

- Теперь, ребята, вы знаете, что такое коврига? Что это?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали о хлебе?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Что помогло вам сегодня в работе по посеву зёрен, выпечке печенья?

- О чём бы вы хотели рассказать из того, что сегодня узнали на нашем занятии, своим друзьям из группы, а может, мамам и папам?

Воспитатель благодарит детей за работу на занятии, вместе с детьми идёт на кухню за готовым печеньем, уносят в группу, угощают друзей из группы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"ХЛЕБ - НАШЕ БОГАТСТВО"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

образовательная область.коммуникация.тема: "хлеб-наше богатство"

конспект о бережном отношении и уважении к хлебу. дети отгадывают загадки,читают стихи о хлебе....

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»

 Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...

Конспект занятия на тему "Хлеб - наше богатство"

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира...

Хлеб - наше богатство.

Дать представления о хлебе, о том как его выращивают на Кубани, расширять словарный запас за счет слов (хлебушко, корочка, душистый, золотистая,); воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....

Конспект ОД «Познание» и «Окружающий мир» для детей средней группы Тема: «Хлеб наше богатство»

Цели: Программные задачи:Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания зерновых культур.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с трудом земледельце...